Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей реализации социальной политики в Республике Беларусь и определение путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и направления социальной политики;
- рассмотреть основные показатели результативности социальной политики
- рассмотреть социальную политику и её особенности в зарубежных странах
- изучить проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития")
Введение 3
1.Сущность, цели и направления социальной политики 4
2. Основные показатели результативности социальной политики 13
2.1. Уровень жизни, качество жизни 13
2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет 14
2.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца 17
3. Социальная политика и её особенности в зарубежных странах 24
4. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в
Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития") 30
Заключение 43
Список использованных источников 45
Германия: немецкая модель социального рыночного хозяйства.
Понятие “социальное рыночное хозяйство” было введено в 1946 г. Альфредом Мюллером-Армаком для определения парадигмы экономической политики, сочетающей принципы “рыночной свободы” и “социального выравнивания”. Целью такой социальной политики является создание условий для активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере. Для этого требуются общие институциональные условия, которые регулируют хозяйственную деятельность индивидуумов. На первый план выходит не перераспределение дохода через бюджет и бесплатные социальные услуги как в шведской модели, а создание благоприятных экономических условий для трудоактивного населения, на которое и сориентированы основные меры социальной защиты.
Социальное обеспечение.
В Германии действует 4 вида социального страхования: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев. Социальное страхование финансируется совместно работодателями, а также наемными работниками и дифференцируется по видам деятельности. Принцип страхования означает право на получение услуг теми, кто делает взносы в соответствующие фонды. Уплата взноса дает право на соответствующую услугу независимо от действительной потребности в ней. Система социального обеспечения включает также государственные средства, отпускаемые в виде пособий на детей (единовременные выплаты при рождении ребенка, дотации малообеспеченным и многодетным семьям), помощь беженцам, пособия для получения образования, помощь молодежи, пособия на лечение, пенсионные субсидии, помощь жертвам войны, инвалидам, а также социальную помощь малообеспеченным гражданам.
Социальные услуги.
В системе здравоохранения действует система обязательного медицинского страхования, в результате 90% населения охвачено обязательным страхованием, 8% – частным и за 2% неимущих граждан платит государство. В системе образования главным является принцип “академической свободы”, т. е. в образовательное учреждение может поступить любой желающий, если он удовлетворяет всем условиям допуска. Среднее и высшее образование является бесплатным.
Германия
в конце 1990-х гг. достигла определенного
пика развития своей социально-
Американо- британская модель
Данная модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.
Британская модель государства благосостояния. Социальное обеспечение.
Социальные программы строго индивидуализированы, и большинство из них приватизированы. Вместо равенства возможностей для всех групп нуждающихся введен принцип выборочной помощи отдельным категориям населения. К ним отнесены пенсионеры, инвалиды, больные и недееспособные лица, малооплачиваемые семьи с детьми, неполные семьи. В настоящее время пособия на детей выплачиваются всем детям до 16 лет, а также малообеспеченным семьям, но только в том случае, если семья является полной. Пособие выплачивают и после 16 лет, если ребенок учится в дневном колледже.
Социальные услуги.
Обязательное образование является бесплатным. Система здравоохранения также бесплатная. Однако недостаток средств и недостаточно развитая система платных медицинских услуг приводят к необходимости реформ в этой сфере. В ближайшие годы в Великобритании предполагается разработать проект развития системы платных медицинских услуг, что предусматривает широкие возможности для пациентов в выборе врачей и больниц.
Американская модель государства благосостояния. Данная модель социальной политики базируется на индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального законодательства и относительно слабой роли профдвижения в общественно-политической жизни страны. Начало развитию современной системы социального обеспечения в США было положено принятием в 1935 г. президентом Ф. Рузвельтом фундаментального Закона о социальном страховании.
Социальное обеспечение.
В США основным адресатом социальной помощи является семья. Основной критерий получения материальной поддержки – бедность, то есть доход ниже официально установленного прожиточного минимума на члена семьи. Основным видом помощи малоимущим семьям в США является пособие на детей. Особенностью социальной политики США является преобладание “натуральных” видов помощи нуждающимся над денежными. Это могут быть, например, талоны на питание, которые включают покупку только пищевых продуктов (за исключением корма для животных, алкоголя, табака и импортных продуктов). Страхование является строго персонифицированным.
Социальная модель в рамках Европейского Союза
На сегодняшний день правомерно говорить о создании и развитии новой модели социальной политики – общеевропейской, в соответствии с которой развертываются интеграционные процессы в социальной сфере в рамках государств-членов ЕС. Вырабатываемая модель сближает концепции социальной политики в различных странах. Доминирующей является мысль, что государственный контроль препятствует не только экономическому, но и социальному развитию. Это приводит к пересмотру роли государства в социальной сфере в тех странах, где оно было традиционно сильным, например, в скандинавской модели. Происходит процесс переориентации социальных программ с универсального уровня на индивидуальный, что значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся.
В основу общеевропейской социальной политики положен принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности. Упор делается на сбалансированное развитие социальной политики Европы, транспарентность и соблюдение интересов всех стран-членов ЕС. Регулярные встречи министров по социальной политике позволяют обмениваться опытом и вырабатывать общую концепцию. Еврокомиссия оказывает содействие в подготовке отчетов и проведении исследований. Все правительства европейских государств сходятся в том, что социальная политика это прежде всего ответственность каждой из стран, входящих в ЕС [15, c.123].
Поскольку в качестве главной цели социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу определено повышение уровня жизни народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских государств, очевидно, что основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения Беларуси на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.
Демографическая динамика играет определяющую роль в развитии человеческого капитала. Средняя ожидаемая продолжительность жизни является одним из важнейших интегральных показателей, характеризующих, с одной стороны, качество жизни в стране, с другой - комплекс поведенческих факторов, выражающихся в отношении людей к своему здоровью, своеобразной ответственности человека перед собой и обществом.
В Беларуси в 2007 году сохранилась тенденция увеличения в общем числе родившихся детей, рожденных вторыми и третьими. Если в 2006 году доля детей, рожденных первыми, составляла 57,4%, вторыми - 31,9% и третьими - 7,5%, то в 2007 году - соответственно 55,5%, 33,2% и 8,1%.
В 2007 году в республике родилось 103,4 тыс. человек, умерло 132,9 тыс. человек, прибыло в республику 14,2 тыс., выбыло 9,5 тыс. человек. По сравнению с 2006 годом число родившихся увеличилось на 6,7 тыс. человек, или на 6,9%; число умерших во всех возрастных группах сократилось на 5,6 тыс. человек, или на 4% (в том числе в трудоспособном возрасте - на 6,3%). Миграционный прирост за 2007 год по сравнению с 2006 годом сократился на 16,9% и составил 4,7 тыс. человек против 5,6 тыс. человек в 2006-м.
В минувшем году возрос уровень рождаемости - он составил 10,7 родившихся на 1000 населения против 9,9 родившихся в 2006 году. Причем такая тенденция наблюдалась как в городской, так и в сельской местности. В городах и городских поселениях общий коэффициент рождаемости увеличился до 10,8 человека на 1000 населения, в сельской местности - до 10,1. Показатели рождаемости повысились во всех областях.
Выше среднереспубликанского отмечен уровень рождаемости в Брестской области (11,7 человека на 1000 населения), а ниже среднереспубликанского уровня - в Витебской области (9,3 человека).
На 1 января 2008 года, численность населения Беларуси составила 9689,7 тыс. человек и по сравнению с 1 января 2007 года сократилась на 24,8 тыс. человек. За последние три года это наиболее низкий показатель общей убыли численности населения, подчеркнули в министерстве. За 2005 год население республики уменьшилось на 49,6 тыс. человек, за 2006 год - на 36 тыс. человек.
Численность населения снизилась во всех областях республики. Более всего - в Витебской (на 9,8 тыс. человек, или на 0,8%) и Могилевской областях (на 7,9 тыс. человек, или на 0,7%). В Минске численность населения увеличилась на 17,2 тыс. человек, или на 1%, в основном за счет миграционного прироста (на 14,9 тыс. человек) и незначительно за счет естественного прироста (на 2,3 тыс. человек).
Численность городского населения в целом по республике составила 7108 тыс. человек и увеличилась на 33,2 тыс. человек против 15,8 тыс. в 2006-м. Увеличение численности городского населения наблюдалось во всех областях, кроме Витебской и Могилевской.
В 2007 году в 80 из 207 городских поселений (38,6% к общему их числу) отмечался естественный прирост населения (превышение числа родившихся над числом умерших). В основном это городские поселения Брестской, Гродненской и Минской областей. Так, в Брестской области естественный прирост был в 20 из 29 городских поселений (69%), в Гродненской - в 20 из 32 (62,5%) и Минской - в 18 из 44 городских поселений (41%).
Численность сельского населения в отличие от городского продолжает сокращаться. За 2007 год она уменьшилась на 58 тыс. человек и на 1 января 2008 года составила 2581,7 тыс. Удельный вес сельского населения в общей численности населения составил 26,6% против 27,2% на соответствующую дату 2007 года. [23].
На протяжении всех послевоенных лет, вплоть до начала 90-х годов, численность населения страны постоянно росла. Однако интенсивность этого роста начала снижаться уже с начала семидесятых годов. Впервые смертность превысила рождаемость в 1993 г., и страна вступила в качественно новый этап своего развития - депопуляцию. Уже более 10 лет в Республике Беларусь годовая численность умерших превышает численность родившихся и, несмотря на положительный миграционный прирост, население в стране уменьшается.
Даже беглая оценка современной демографической ситуации показывает, что она представляет реальную угрозу безопасности развития республики. Проблемы демографического развития не столь очевидны, как, например, экономические, однако их роль не менее значима для Беларуси, поскольку они затрагивают жизненные интересы страны и ее населения. Следует учитывать, что даже при благоприятном стечении обстоятельств и эффективной демографической политике, направленной на рост рождаемости и сокращение смертности, естественный прирост еще длительное время будет минусовым, хотя за счет естественного движения население будет убывать несколько медленнее. Депопуляция в стране в значительной степени обусловлена кардинальными изменениями параметров воспроизводства населения, начавшимися несколько десятилетий назад и имеющими общемировые закономерности. Эти тенденции носят долговременный, эволюционный характер и даже при обоснованной обеспокоенности общества, не могут быть в одночасье изменены на противоположные. Сложившиеся структура населения и параметры его воспроизводства будут и в дальнейшем обусловливать депопуляцию в стране, а численность населения сохранит отрицательную динамику еще длительное время, особенно сильно - во втором-третьем десятилетии XXI века.
Рассмотрим динамику расходов и доходов населения за 1990-2007 гг.
Таблица 4.1. Динамика расходов и доходов населения за 1990-2007 гг.
Показатель | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Денежные доходы на душу населения, тыс.р. | 557 | 1154 | 1722 | 2309 | 3009 | 3951 | 5002 | 6047 |
Реальные денежные доходы населения в процентах к предыдущему году | 114,1 | 128,1 | 104,1 | 103,9 | 109,8 | 118,4 | 117,8 | 113,2 |
Денежные расходы и сбережения на душу населения, тыс.р. | 550 | 128,1 | 104,0 | 100,7 | 109,3 | 118,1 | 115,9 | 113,1 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике, тыс.р. | 58,9 | 123,0 | 189,2 | 250,7 | 347,5 | 463,7 | 582,2 | 694,0 |
Реальная начисленная среднемесячная заработная плата, в процентах к предыдущему год | 112,0 | 129,6 | 107,9 | 103,2 | 117,4 | 120,9 | 117,3 | 110,0 |
Средний размер начисленной месячной пенсии (на конец года), р. | 36,4 | 65,0 | 89,6 | 113,9 | 172,6 | 211,0 | 277,0 | 328,2 |
Реальный размер назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году | 143,2 | 122,1 | 102,3 | 101,4 | 132,4 | 113,2 | 123,4 | 105,4 |
Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации