Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей реализации социальной политики в Республике Беларусь и определение путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и направления социальной политики;
- рассмотреть основные показатели результативности социальной политики
- рассмотреть социальную политику и её особенности в зарубежных странах
- изучить проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития")
Введение 3
1.Сущность, цели и направления социальной политики 4
2. Основные показатели результативности социальной политики 13
2.1. Уровень жизни, качество жизни 13
2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет 14
2.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца 17
3. Социальная политика и её особенности в зарубежных странах 24
4. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в
Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития") 30
Заключение 43
Список использованных источников 45
Качество жизни. В отличие от уровня жизни качество жизни оценить достаточно сложно, так как, во-первых, этот показатель выступает как своеобразная интегративная оценка. Например, руководствуясь своим пониманием качества жизни, кто-то может отказаться от миллиона долларов, предпочтя этому полет на Луну. Во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.[2, c.227]
К основным показателям качества жизни относят: условия и безопасность труда; наличие и использование свободного времени; состояние экологии; здоровья и. физическое развитие населения и т.д.
Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.
Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики, выступают: состояние национальной экономики, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура.
Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека, в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики.
"Потребительская
корзина" формируется по
Различают минимальную "потребительскую корзину", которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, иррациональную "потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления. Минимальная "потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально не приемлемо. Минимальная "потребительская корзина" по отдельным социально-демографическим группам рассчитывается для семьи из четырех человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с одним ребенком, студента и лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.
Среднедушевой среднемесячный минимальный потребительский бюджет определяется в республике как 1/4 от минимального потребительского бюджета для семьи из четырех человек. [18, c.22]
Прожиточный минимум – это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал.
От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.
Минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум рассчитываются на основе минимальной "потребительской корзины". Формирование минимального потребительского бюджета осуществляется нормативным, статистическим или комбинированным методом.
Нормативный метод основывается на разработке норм и нормативов потребления товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека с учетом особенностей половозрастных групп населения. Исходя из разработанных нормативов потребления формируется натурально-вещественный состав минимального потребительского бюджета.
Статистический метод построения минимального потребительского бюджета предполагает анализ реально складывающихся закономерностей в потреблении исходя из данных бюджетных обследований семей. В соответствии с разными уровнями среднедушевых доходов выделяются несколько типов потребления, один из которых принимается в качестве минимального.
Комбинированный метод включает элементы двух рассмотренных подходов. Прежде всего устанавливается нормативная часть — величина расходов на питание. Затем на основе статистических данных о потреблении в различных доходных группах определяется зависимость между расходами на питание, потреблением других благ и услуг и доходом. Исходя из выявленной статистической закономерности рассчитывается общая величина расходов на минимальную "потребительскую корзину".
Минимальная "потребительская корзина" с учетом уровня инфляции определяет минимальный потребительский бюджет (МПБ) для семьи из четырех человек. Среднедушевой МПБ составляет 25 % от МПБ семьи из четырех человек. На основе этих данных рассчитывается среднемесячный среднедушевой МПБ за квартал, 60 % которого определяет прожиточный минимум (порог, черту бедности). [2, c.81]
При этом следует отметить, что в условиях постоянного роста цен величина прожиточного минимума должна корректироваться ежемесячно. Кроме того, денежная величина прожиточного минимума приобретает абстрактный характер, когда прямее определении исходят из набора дешевых и доступных товаров, а потребителю приходится сталкиваться с их дефицитом или покупать дорогие товары.
Величина минимального потребительского бюджета должна служить ориентиром для усиления социальной защиты населения, определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, в том числе по безработице. Следует помнить, что минимальный потребительский бюджет касается всех членов общества, в том числе и не работающих, а минимальная заработная плата является формой вознаграждения за труд. Поэтому минимальная заработная плата должна быть выше минимального потребительского бюджета. Установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума дискредитирует труд как источник получения дохода. Теряются экономические стимулы к труду, что может привести к люмпенизации определенной части общества.
В связи с тем, что в рыночной экономике основная часть потребительских благ реализуется за деньги, уровень потребления населения определяется главным образом уровнем доходов.
При этом следует различать номинальный, располагаемый и реальный доход. Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и изменения цен. Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход. Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход. Т.е. реальный доход — это располагаемый доход с учетом уровня цен и инфляции.
Основными каналами поступления доходов являются:
В странах с развитой рыночной экономикой все доходы подразделяются на две группы: доходы, полученные от участия в труде и предпринимательской деятельности (заработная плата и прибыль), и так называемые нетрудовые доходы, приобретенные на законном основании (проценты, дивиденды, арендная плата и др.). Особенностью последнего десятилетия является быстрый рост нетрудовых доходов, чему способствует многократное увеличение числа держателей акций среди различных слоев населения. В совокупности такие доходы представляют собой оплату тех факторов производства, которые задействованы в производстве.
В переходный к рыночной экономике период уравнительное распределение доходов, называемое "распределением по труду", постепенно уступает место рыночным принципам распределения. При этом государство на макроуровне обязано создавать условия, необходимые для зарабатывания доходов. Следует отметить, что произошла легализация значительной части средств из теневой экономики, в связи с чем наряду с уменьшением уравнительности в текущих доходах населения наблюдается их прогрессирующая дифференциация. К сожалению, очень часто новым источником доходов выступает сфера не производства, а обращения. Сегодня возможность получения более высоких доходов зависит не от способностей, компетентности и квалификации, а от близости к тому или иному каналу привилегированного распределения, удачного устройства, умелого использования личных контактор и обычного монополизма.
Несмотря на то, что существуют общие принципы формирования доходов, сохраняются и условия их дифференциации, а, следовательно, различается уровень жизни.
Для анализа степени дифференциации доходов используется несколько методов. Так, функциональное распределение доходов показывает долю национального дохода, которая приходится на тот или иной фактор производства. Распределение дохода по его величине отражает распределение созданного в стране дохода между домашними хозяйствами и отдельными лицами.
Сегодня
для определения степени
Рисунок 2.1. Кривая Лоренца
Примечание.
Источник: [15, c. 162]
Соединение долей в суммарном доходе для различного процента семей даст нам кривую Лоренца, показывающую степень неравенства в распределении доходов.
Теоретическую
возможность абсолютного
Следует отметить, что денежный доход после вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее.
Количественно
степень неравенства в
Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. [15, c.166]
К причинам неравенства в распределении доходов, прежде всего, относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, личные связи, несчастья и дискриминация. Следует отметить, что различия в уровне доходов могут не зависеть от самого работника и качества его труда. К таким факторам относятся размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, природные условия и др.
Как показывает анализ перечисленных причин неравенства в распределении доходов, они носят как объективный, так и субъективный характер. К чему же должно стремиться общество: к выравниванию доходов или к их дифференциации?
Аргументом в пользу равенства доходов является принцип максимизации полезности. Дело в том, что потребители тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которые обладают наибольшей полезностью. Далее после удовлетворения первичных потребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей предельной полезностью. Поэтому оптимальное распределение доходов означает распределение поровну, когда обеспечивается максимально возможная совокупная полезность в обществе. Кроме того, политика государства по выравниванию доходов является социально привлекательной.
Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации