Социальная политика: основные направления и механизм реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей реализации социальной политики в Республике Беларусь и определение путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и направления социальной политики;
- рассмотреть основные показатели результативности социальной политики
- рассмотреть социальную политику и её особенности в зарубежных странах
- изучить проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития")

Содержание

Введение 3
1.Сущность, цели и направления социальной политики 4
2. Основные показатели результативности социальной политики 13
2.1. Уровень жизни, качество жизни 13
2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет 14
2.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца 17
3. Социальная политика и её особенности в зарубежных странах 24
4. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в
Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития") 30
Заключение 43
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая МОЯ.doc

— 379.50 Кб (Скачать)

     - защита уровня жизни населения  посредством индексации заработной  платы;

     - дифференцированный подход к  социально-демографическим группам  населения в зависимости от  их социального положения, возраста, трудовой способности, состава семьи;

     - формирование системы законодательно  закрепленных социально-экономических  гарантий, предоставляемых государством  своим гражданам [20, c.41].

     Таким образом, социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства.

 Структура социальной политики представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1. Структура социальной политики

     Примечание. Источник: [3, c.7] 

     Рассмотрим  составляющие социальной политики подробнее.

      1. Политика регулирования доходов  населения.

     Регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности.

     Переход экономики к рыночным отношениям вносит существенные изменения в содержание, направление и методы регулирования. Если в плановой экономике политика доходов и оплаты труда отождествлялась с патерналистской ролью государства, жестким централизованным распределением социальных благ, бюджетными источниками финансирования, то в последние годы все больше внимания уделяется экономическому регулированию социальных процессов, происходящих в обществе. Главной целью такой политики становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения. При этом в основу новых подходов положены принципы социальной ответственности всех членов общества, отказа от социального иждивенчества и перехода к социальным гарантиям, что означает прежде всего защиту прав человека на свободный труд, создание системы, обеспечивающей определенные жизненные стандарты [2, c.18].

     Успешная  реализация этих подходов возможна лишь при условии постоянного экономического роста, развития частной инициативы и предприимчивости, рыночных институтов предпринимательства, повышения производительности труда и эффективности производства на основе технологического прогресса, совершенствования и упрочения финансовой сферы.

     2. Политика социальных гарантий.

     Для обеспечения защиты населения государство  должно, прежде всего, в законодательном  порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

     Анализ  мирового опыта позволяет вычленить  четыре институциональные формы социальной защиты населения. Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристика данного института защиты социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (это означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е. предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность страхователей и застрахованных.  Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы самих работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики - наличие страхового договора самоответственность граждан.   Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники – средства предприятий. Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение  можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам  справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска. Социальный риск-это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:

       Осуществляется частными компаниями (добровольное);

       Осуществляется государством (принудительное);

     Для развитых стран общепринятым  является  обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной помощью.

     3. Политика обеспечения занятости

     Для реализации политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана Государственная служба занятости. Систему Государственной службы занятости населения образуют: Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, а также подчиненные ему управления областных служб занятости населения (Минское городское управление занятости населения); региональные, городские, районные центры занятости; районные отделения городских центров занятости; информационные центры; центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения.

     Основными функциями Государственной службы занятости являются:

     - анализ состояния  и прогноз   развития рынка труда, спроса  и  предложения  на   рабочую  силу,  организация  с участием заинтересованных  разработки  программ  занятости населения и контроля за их реализацией;

     - учет   граждан,    обращающихся   по    вопросам трудоустройства,  оказание  им  помощи  в  подборе  работы, содействие предприятиям, учреждениям, организациям и другим нанимателям в обеспечении их рабочей силой;

     - организация  профессиональной  подготовки, повышения квалификации  и  переподготовки  безработных  в создаваемы учебных центрах или в других учебных заведениях;

     - разработка  предложений  о   резервировании рабочих мест  и  об  обеспечении  гарантий  занятости  граждан,  не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

     -  регистрация безработных  и  оказание  им в пределах своей  компетенции помощи, включая выплату пособий;

     - регулирование процессов трудовой  миграции на территории Беларуси;

     - осуществление контроля  за соблюдением  нанимателями законодательства о занятости населения;

     - разработка и внедрение современных  систем обработки информации  и управления процессом занятости населения [20, c.63].

     4. Политика социальной защиты

     Социальная  защита - это защита социальных прав человека. Посредством данной функции реализуется принцип равных прав и равных возможностей   всех   граждан,   а  также  лиц   без  гражданства. Предусматриваются специальные юридические и политические меры по защите прав для трудоспособного населения в области труда и занятости; по защите интересов граждан, которые сами не могут реализовать свои права (социальная защита детей, престарелых, инвалидов).

     К важнейшим характеристикам термина "социальная защита" относят: виды и организационно-правовые формы  социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием. Данный методологический подход опирается на позиции МОТ, рассматривающие национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов социального страхования и социальной помощи [6, c.97].

     К формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий.

     Все многообразие видов деятельности в  социальной сфере, начиная от оказания помощи на дому престарелым и одиноким гражданам и заканчивая лоббированием  социального законодательства, можно  разделить на четыре главных направления: социальную защиту, социальное страхование, социальное обеспечение и социальную помощь [1, c.64].

     Таким образом, социальная политика - комплекс организационных, экономических и других   мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.

 

2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ  
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

     2.1. Уровень жизни, качество жизни

     Социальная  политика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему социальной защиты, а также обеспечивать условия для роста благосостояния и проведения определенной политики доходов. В соответствии с этими функциями в рамках социальной политики следует решить следующие задачи:

  • подготовка и реализация программ занятости;
  • помощь наиболее социально уязвимым слоям населения;
  • обеспечение доступности ценностей культуры; развитие  образования, медицины, социальное страхование.

     Результативность  социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни населения различных стран. Применительно к конкретной стране имеет смысл анализ изменения социальной ситуации за определенный период времени. Важное значение имеет недопущение формирования "социального дна", возникновения диспропорций, сохранение и укрепление социального мира.

     Уровень жизни –  это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Вполне нормально, если их рост вызывает рост уровня жизни. [2, c.225]

     Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.

     Среди показателей уровня жизни можно  выделить обобщающие показатели, прежде всего объем потребляемых благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона питания и т.п.).

      Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения, динамика которого определяется уровнем заработной платы во всех сферах народного хозяйства, размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, величиной выплат из общественных (социальных) фондов потребления, налоговой политикой государства и уровнем инфляции.

Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации