Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей реализации социальной политики в Республике Беларусь и определение путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и направления социальной политики;
- рассмотреть основные показатели результативности социальной политики
- рассмотреть социальную политику и её особенности в зарубежных странах
- изучить проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития")
Введение 3
1.Сущность, цели и направления социальной политики 4
2. Основные показатели результативности социальной политики 13
2.1. Уровень жизни, качество жизни 13
2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет 14
2.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца 17
3. Социальная политика и её особенности в зарубежных странах 24
4. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в
Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития") 30
Заключение 43
Список использованных источников 45
-
защита уровня жизни населения
посредством индексации
-
дифференцированный подход к
социально-демографическим
-
формирование системы
Таким образом, социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства.
Структура социальной политики представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Структура социальной политики
Примечание.
Источник: [3, c.7]
Рассмотрим составляющие социальной политики подробнее.
1.
Политика регулирования
Регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности.
Переход экономики к рыночным отношениям вносит существенные изменения в содержание, направление и методы регулирования. Если в плановой экономике политика доходов и оплаты труда отождествлялась с патерналистской ролью государства, жестким централизованным распределением социальных благ, бюджетными источниками финансирования, то в последние годы все больше внимания уделяется экономическому регулированию социальных процессов, происходящих в обществе. Главной целью такой политики становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения. При этом в основу новых подходов положены принципы социальной ответственности всех членов общества, отказа от социального иждивенчества и перехода к социальным гарантиям, что означает прежде всего защиту прав человека на свободный труд, создание системы, обеспечивающей определенные жизненные стандарты [2, c.18].
Успешная реализация этих подходов возможна лишь при условии постоянного экономического роста, развития частной инициативы и предприимчивости, рыночных институтов предпринимательства, повышения производительности труда и эффективности производства на основе технологического прогресса, совершенствования и упрочения финансовой сферы.
2. Политика социальных гарантий.
Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.
Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения. Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристика данного института защиты социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (это означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е. предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность страхователей и застрахованных. Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы самих работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики - наличие страхового договора самоответственность граждан. Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники – средства предприятий. Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного. Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска. Социальный риск-это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:
Осуществляется частными
Осуществляется государством (принудительное);
Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной помощью.
3. Политика обеспечения занятости
Для реализации политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана Государственная служба занятости. Систему Государственной службы занятости населения образуют: Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, а также подчиненные ему управления областных служб занятости населения (Минское городское управление занятости населения); региональные, городские, районные центры занятости; районные отделения городских центров занятости; информационные центры; центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения.
Основными
функциями Государственной
- анализ состояния и прогноз развития рынка труда, спроса и предложения на рабочую силу, организация с участием заинтересованных разработки программ занятости населения и контроля за их реализацией;
- учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в подборе работы, содействие предприятиям, учреждениям, организациям и другим нанимателям в обеспечении их рабочей силой;
- организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных в создаваемы учебных центрах или в других учебных заведениях;
- разработка предложений о резервировании рабочих мест и об обеспечении гарантий занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
- регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи, включая выплату пособий;
-
регулирование процессов
- осуществление контроля за соблюдением нанимателями законодательства о занятости населения;
-
разработка и внедрение
4. Политика социальной защиты
Социальная защита - это защита социальных прав человека. Посредством данной функции реализуется принцип равных прав и равных возможностей всех граждан, а также лиц без гражданства. Предусматриваются специальные юридические и политические меры по защите прав для трудоспособного населения в области труда и занятости; по защите интересов граждан, которые сами не могут реализовать свои права (социальная защита детей, престарелых, инвалидов).
К
важнейшим характеристикам
К формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий.
Все многообразие видов деятельности в социальной сфере, начиная от оказания помощи на дому престарелым и одиноким гражданам и заканчивая лоббированием социального законодательства, можно разделить на четыре главных направления: социальную защиту, социальное страхование, социальное обеспечение и социальную помощь [1, c.64].
Таким образом, социальная политика - комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.
Социальная политика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему социальной защиты, а также обеспечивать условия для роста благосостояния и проведения определенной политики доходов. В соответствии с этими функциями в рамках социальной политики следует решить следующие задачи:
Результативность социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни населения различных стран. Применительно к конкретной стране имеет смысл анализ изменения социальной ситуации за определенный период времени. Важное значение имеет недопущение формирования "социального дна", возникновения диспропорций, сохранение и укрепление социального мира.
Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Вполне нормально, если их рост вызывает рост уровня жизни. [2, c.225]
Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.
Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели, прежде всего объем потребляемых благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона питания и т.п.).
Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения, динамика которого определяется уровнем заработной платы во всех сферах народного хозяйства, размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, величиной выплат из общественных (социальных) фондов потребления, налоговой политикой государства и уровнем инфляции.
Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации