Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей реализации социальной политики в Республике Беларусь и определение путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и направления социальной политики;
- рассмотреть основные показатели результативности социальной политики
- рассмотреть социальную политику и её особенности в зарубежных странах
- изучить проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития")
Введение 3
1.Сущность, цели и направления социальной политики 4
2. Основные показатели результативности социальной политики 13
2.1. Уровень жизни, качество жизни 13
2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет 14
2.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца 17
3. Социальная политика и её особенности в зарубежных странах 24
4. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в
Республике Беларусь (в контексте "белорусской модели развития") 30
Заключение 43
Список использованных источников 45
Главный довод против равенства в доходах — это постепенное разрушение мотивационного механизма, а, следовательно, потери в объеме выпускаемого продукта и производительности труда.
С проблемами дифференциации доходов связаны и проблемы бедности и социальной справедливости в обществе. Еще Т. Мальтус считал бедность неизбежным результатом несоответствия между ростом населения и уменьшающимися запасами средств существования. Увеличение производительности ресурсов и контроль за рождаемостью опровергли эту теорию.
К. Маркс, критикуя Мальтуса за перенос биологических законов развития на общество, признавал бедность неизбежным спутником капиталистического общества. К. Маркс предсказал, что вследствие погони за прибылью бедные будут становиться все беднее, а богатые — богаче. Эта теория также не нашла своего подтверждения в реальной жизни. [6,c.158]
В ходе развития экономической науки были предложены многочисленные критерии сочетания эффективности и справедливости в распределении ресурсов, доходов и продуктов. Среди них наибольшее распространение получили критерии, предложенные В. Парето и Дж. Роулсом.
В. Парето оптимальным считает состояние экономики, если производство и распределение невозможно изменить таким образом, чтобы благосостояние хотя бы одного индивидуума увеличилось без уменьшения благосостояния других. Предпочтительной, по мысли Парето, является такая комбинация благосостоянии, при которой повышение благосостояния хотя бы одного лица не вызывало его понижения у остальных.
По Дж. Роулсу, неравенство в распределении доходов оправдано в той мере, в какой оно способствует росту доходов низкооплачиваемых групп населения.
Интересной является и идея о том, что человек заинтересован не только в личном доходе, но и в его приемлемом уровне в своем окружении. Люди готовы поделиться с лицами, находящимися ниже черты бедности, частью своего высокого дохода, что и порождает идею социальной благотворительности.
Авторы учебника "Микроэкономика" Ф. Пиндайк и Д. Рубенфельд классифицируют взгляды на понятие социальной справедливости, выделяя четыре основных группы принципов:
1) эгалитарный, означает полное равенство, уравнительность в распределении и доходах;
2) роулсианский, связан с именем Дж. Роулса, современного американского философа, который считает, что относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества;
3)
утилитарный, основоположником
4)
рыночный, означает соответствие
дохода каждого владельца
Следует отметить, что ни одна экономика, в том числе и рыночная, сама по себе не в состоянии решить проблему бедности. Эту функцию берет на себя, прежде всего государство, перераспределяя уже распределенные доходы.
К способам перераспределения доходов государством относятся:
-
проведение соответствующей
-
установление предельных цен
на товары первой
В целом можно сказать, что необходимо найти вариант, который позволит сочетать социальное спокойствие с устойчивым экономическим ростом.
В переходный к рыночной экономике период, в связи с быстрым ростом цен, необходимо обеспечить соответствие между относительно фиксированными доходами и повышением стоимости жизни. Способами достижения такого соответствия являются компенсации, адаптация и индексация доходов.
Компенсация - это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом. При этом компенсируется лишь определенная норма потребления. Компенсация носит дифференцированный характер и направлена на социально уязвимые слои населения.
Адаптация - это повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимальной зарплаты) по мере роста стоимости жизни.
Индексация доходов - это автоматическая корректировка номинальных доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее утвержденной методикой. В республике индексация доходов производится согласно закону об индексации доходов с учетом инфляции. Индексация денежных доходов осуществляется в случае, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает 5 %.
В качестве индексируемых величин могут выступать заработная плата, сбережения, социальные выплаты и пособия, шкала подоходного налога. В условиях инфляции индексация может быть лишь частичной. В Республике Беларусь сумма в размере двух минимальных зарплат, входящих в состав фактической заработной платы, индексируется полностью, превышение этой величины в пределах до четырех минимальных зарплат индексируется на 50 %, доходы сверх этой суммы не индексируются.
Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, тяжело больных и т.д. [20, c.114]
Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики - социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию "потребительской корзины", необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и обеспечения наиболее важных материальных и духовных потребностей людей. Неспособность их реализации может приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшением численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, а и сознательной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному народу.
Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширением и углублением социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.
В условиях кризисного состояния общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства. Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов с целью избежать социального взрыва и обеспечить стабильность в обществе.
Существуют различные классификации моделей социальной политики, но так или иначе большинство из них базируются на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан. Основываясь на геополитическом аспекте, выделяют скандинавскую, континентальную и американо-британскую модели социальной политики. Зачастую, исходя из преемственности от той или иной политической партии, скандинавскую социальную модель называют также социал-демократической, континентальную – социально-рыночной, а американо-британскую – либеральной моделью социальной политики. Рассмотрим их основные черты.
Скандинавская модель
В модели социальной политики этого типа значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом перераспределения является бюджет. Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия [6, c.117].
Швеция: шведская модель.
Термин «шведская модель»
Социальное обеспечение находится на высоком уровне и предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.
Социальные услуги.
Образование в Швеции охватывает все население и обеспечивает практически полную грамотность. Бесплатным является среднее и высшее образование, а также программы переквалификации и ряд других образовательных программ. Разнообразие форм обучения взрослого населения дает возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров при общедоступности образования значительно снижают уровень безработицы и отражают политику полной занятости населения. В самом законодательстве Швеции закреплено предоставление оплачиваемого учебного отпуска. Швеция вообще тратит на образование больше ВНП, чем любая другая страна, и занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Расходы на образование окупаются, так как способствуют развитию поведенческой гибкости людей, их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда. Здравоохранение в Швеции доступно для всех граждан посредством всеобщего социального страхования независимо от доходов и уплачиваемых налогов.
На сегодняшний день социальная модель в Швеции требует серьезного пересмотра в сторону либеральных реформ. К этому обязывает членство в ЕС, которое требует согласия с его основополагающими неолиберальными принципами и стандартами социального регулирования. Возникает вопрос о слишком высоких социальных издержках в Швеции по сравнению с другими членами ЕС, где расходы на социальную защиту значительно ниже. В целом ситуацию в области социальной защиты продолжают определять принципы солидарности и социальной справедливости [19, c.98].
Континентальная модель
В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные (но находящиеся под контролем государства) социально-страховые фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.
Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации