Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства по своей природе должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению. И это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность социального пространства государства. Социальными реформами логично считать коренные изменения в предмете, перечне и масштабах социальных обязательств государства перед гражданами, в организации и механизме их исполнении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ1
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА2
1.1 Политика государства в формирования доходов населения2
1.2 Государственные социальные гарантии и страхование5
1.3 Социальная политика и социальная экономика13
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ19
2.1 Основные направления социальной политики в России………………..…19
2.2 Отличительные черты социальной политики России25
2.3 Проблемы социальной политики России27
ГЛАВА 3 РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ34
3.1Бельгия34
3.2 Япония36
3.3 Италия38
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ СОЦ ПОЛ ГОС.docx

— 75.59 Кб (Скачать)

     Распространение наркотиков, наркомания

     Проблема, не менее острая, чем алкоголизация, – распространение наркотиков. Все  знают, что такая проблема есть, первые лица государства называют это “нарковойной”, объявленной стране [13,]. Наркотрафик двигают интересы мощных криминальных сил, чьи доходы от нелегальной продажи наркотиков составляют свыше 15 млрд долл. в год. За десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. Число наркоманов, зарегистрированных в диспансерах, составляет 550 тыс. человек, а, по оценкам, регулярно потребляют наркотики 5 млн человек, или, по данным социсследований, свыше 7% населения в возрасте 11–40 лет. Это в восемь раз больше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, потребители инъекционных наркотиков – основной источник ВИЧ-инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С – 80% и гепатитом В – 27%.В структуре зарегистрированной преступности незаконный оборот наркотиков занимает второе место не только по объёму и интенсивности, но и по темпам их прироста [14].

     Среди основных причин незаконного оборота  наркотиков эксперты называют недофинансирование.

     На  всю Федеральную целевую программу  “Комплексные меры противодействия  злоупотреблению наркотиками и  их незаконному обороту на 2005–2009 годы” было выделено 3,09 млрд р., в  то время как в США ежегодно на эти цели тратится 34 млрд долл. [15]. Другая причина – “пробелы в законодательной нормативной базе”, регламентирующей борьбу с наркотрафиком и наркоторговлей: не хватает нужных законов и подзаконных актов. Важнейшая причина – наличие в структуре преступного оборота наркотиков ключевой фигуры “наркокоррупционера”, – человека в органах власти, обеспечивающего функционерам наркобизнеса надёжное прикрытие [14].

     Эпидемия  ВИЧ/СПИД

     Не  менее острая проблема из разряда  социально-медицинских, о которой  общество практически не осведомлено, – это проблема распространения  в стране инфекции ВИЧ/СПИД. Ситуация характеризуется как эпидемия: в 2009 г. зарегистрировано 500 тыс. людей  с ВИЧ-инфекцией, рост составил 13% по сравнению с прошлым годом. Среди населения в возрасте 15–49 лет 0,6% инфицированы ВИЧ, а по некоторым оценкам, число инфицированных превышает 1%. В прошлом году умерло больше 13 тыс. ВИЧ-инфицированных граждан, на 14% больше, чем в 2007 г. В силу отсутствия информации об эпидемии, в первую очередь по телевидению, большинство населения полагает, что СПИД – удел наркоманов и гомосексуалистов, отсюда неприязнь к ВИЧ-инфицированным, их дискриминация в образовании, медицинском обслуживании, приёме на работу. Соответственно, инфицированные люди скрывают свою болезнь, не идут на обследование. В то же время, хотя основной источник распространения инфекции (62%) – внутривенное употребление наркотиков, 34% получают инфекцию во время гетеросексуальных половых контактов, при этом растёт число детей, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей [16]. В результате, к середине нулевых инфекция в стране достигла уровня эпидемии, но лишь в 2007 г. в стране был создан межведомственный совет по проблеме.

     Эпидемия  туберкулёза 

     Туберкулёз  считается большинством людей болезнью прошлого, искоренённой медициной как  тиф или оспа, в то время как  на самом деле туберкулёз – это  одна из социально обусловленных  болезней, и сегодня в России заболеваемость достигла уровня эпидемии.

     По  официальным данным [17,334-338 c.], в 2008 г. в России зарегистрировано 120 тыс. заболевших туберкулёзом.

     Показатель  заболеваемости составил 84,45 случаев  на 100 тыс. населения, что в 2,5 раза выше аналогичного показателя 1989 г., втрое  выше уровня эпидемии по нормам Всемирной  организации здравоохранения, в  два с лишним раза больше, чем  в среднем в Европе.

     На  сегодняшний день в нашей стране от туберкулёза умирают 25 тыс. человек  ежегодно.

     В 2008 г. профилактические осмотры для  раннего выявления туберкулёза  прошли лишь 67% взрослого населения, а в ряде субъектов Федерации  этот показатель не превышает 50%, в том  числе в Московской области – 36%. В целом по стране в 2008 г. были госпитализированы только 86% больных  активным туберкулёзом. Из-за плохой организации  профилактических осмотров ежегодно в  тюрьмы и колонии пенитенциарной системы попадают 20–22 тыс. ранее  не выявленных больных туберкулёзом, и исправительные учреждения становятся одним из активных очагов распространения  туберкулёза по стране.

     Лишь 76% зарегистрированных территориальных  очагов туберкулёзной инфекции были в нужном количестве обеспечены средствами текущей дезинфекции. Повсеместно  не хватает средств, лекарств, туберкулёзных  коек в стационарах, медицинского персонала.

     Вымирание населения 

     Демографическое явление, получившее в социологической  терминологии название “русский крест”, было зафиксировано в России в 1992 г., когда кривая, изображающая смертность, резко пошла вверх и пересекла  линию рождаемости. С тех пор  смертность превышала рождаемость, временами в полтора раза: мы стали  страной с европейской рождаемостью и африканской смертностью. По официальным  прогнозам, к 2025 г. численность населения  сократится до 120 млн человек, а по некоторым оценкам, и до 85 млн. Россия – единственная из развитых стран, вымирающая в мирное время. Основные причины рекордной смертности –  болезни, в том числе социально  обусловленные, убийства и самоубийства, смерти на дорогах, алкогольные отравления [18,].

     Очевидно, не видя возможности реально снизить  смертность, органы власти основной упор делают на увеличение рождаемости. Некоторый  рост здесь произошёл – с минимума в 8,3 случаев на 1000 человек в 1999 г. до 12,5 случаев на 1000 человек в 2009 г. Часть прироста – за счёт увеличения числа потенциальных матерей, родившихся в относительно благополучные 80-е годы. Дальше этот рост замедлится.

     Социальное  сиротство 

     С ростом рождаемости возникают другие проблемы. Из-за растущего алкоголизма  отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков  и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях. Таких социальных сирот сейчас свыше 700 тыс. Из 800 тыс. детей-сирот более 80% составляют социальные сироты.

     Но  и у многих детей, живущих в  семьях, печальная судьба. Конфликты  в семьях и разводы, алкоголизм родителей, нищета вынуждают многих детей убегать  из дома и скитаться по стране. Таких  беспризорных детей – точной цифры  никто не знает – около 1 млн. Еще  больше – до 2 млн – безнадзорных, тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся без надзора родителей и воспитывается  улицей. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством [19].

     Около половины выпускников детских домов  пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие – преступниками. При этом государство не решает проблемы усыновления и опекунства. Бюрократия и низкая материальная поддержка  семей, принявших ребёнка на воспитание, создают для них непреодолимые  трудности.

     В таких условиях повышение рождаемости  имеет сомнительную ценность.

     Мигранты, переселение соотечественников 

     Одной из мер решения демографической  проблемы органы власти избрали приток населения из-за границы. В принципе, большинство экспертов сходятся во мнении, что без притока людей  извне нам проблему депопуляции  страны не решить. Основной выход видится  в привлечении русских, оказавшихся  из-за распада СССР в странах СНГ, а также и всех других, кто пожелает приехать жить в Российскую Федерацию, опять же, из бывших республик Союза. Однако никакой внятной дискуссии в обществе касательно политики в сфере миграции населения не произошло. Нет однозначного понимания, кто такие наши “соотечественники”. Это те, для кого родина – СССР, или – Россия, или – Российская империя, или это попросту русские, которым тяжело живётся в новой “загранице”, например в Прибалтике? В конце концов была выработана невнятная программа привлечения “соотечественников”, закреплённая федеральным законом, в котором материальные стимулы для переезда были более чем сомнительными. В результате, из запланированных программой переселенцев в количестве 300 тыс., реально переселились лишь около 10 тыс. человек. Люди в эту программу не поверили, сомнительными льготами не прельстились и численность россиян не увеличили [20].

     Коррупция

     Коррупция, собственно, не является отдельной  социальной проблемой. Это системная  болезнь общества, врождённый порок  новой политэкономической системы, основа взаимоотношений власти и  бизнеса и внутри самой власти. За последнее десятилетие коррупция  выросла в десять раз, впрочем, она  увеличивалась и в 90-е годы.

     По  данным руководителя Следственного  комитета прокуратуры А. Бастрыкина [21], сумма вреда, причинённого коррумпированными чиновниками, таможенниками, прокурорами и милиционерами – это толь ко по расследованным уголовным делам – приблизилась к 1 трлн р. При этом наибольшее количество преступлений коррупционной направленности совершено в сферах правоохранительной, контрольно-ревизионной деятельности и в органах местного самоуправления. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9–10 трлн р. в год [21]. Это то, что касается коррупции в верхних эшелонах власти.

     В целом же средний размер взятки в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился втрое и превысил 27 тыс. р. За прошлый  год треть населения хотя бы раз  давала взятки. В списке “некоррупционности”  Россия находится на 146-м месте  в мире, которое делит с Украиной, Кенией, Зимбабве. Хуже в этом плане  только Афганистан, Ирак, Чад и Сомали.

     Ущерб от коррупции представляет собой  суммы, незаконно полученные чиновниками, и прибыль бизнесменов как  результат сделки. Но практически, подавляющая  часть финансирования на решение  социальных проблем идёт из бюджетов государства разных уровней и, по многочисленным оценкам, в результате конкурсов, тендеров на распределение  этих средств, половина из них уходит в “откат” коррупционным бизнесменам  и чиновникам. Получается, половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, т.е. разворовывается.

     Неудивительно, что представители всех без исключения социально ориентированных отраслей экономики говорят о “недофинансировании” их сфер деятельности, резонно было бы добавить – “и разворовывании государственных  средств”.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНЫT ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

     3.1 Бельгия

     Современная экономическая и социальная политика страны направлена на поиски путей более эффективного решения ряда важнейших проблем. Считается, что Бельгия, имея население в большей части своей многоязычное, может создать международному обществу эффективную и доброжелательную среду для общения и ведения бизнеса. На первом этапе такой программы структурного преобразования экономики основную ставку государство намерено сделать на модернизацию инфраструктурных объектов (порты, аэродромы, магистральные автодороги). При этом акцент — на всемерной поддержке функций страны как «Золотых ворот Европы», которую бельгийцы выполняли с переменным успехом на протяжении последних 500 лет. При этом государство постепенно выходит из производственно-предпринимательской сферы (началась приватизация 150 крупных компаний), с тем чтобы создать более благоприятные условия для частной предпринимательской инициативы (эффективность общественного сектора оказалась достаточно низкой).

     На  этой основе предполагается решение  и основных социальных проблем. По утверждению  действующего премьер-министра, «лучшая  социальная защита — это хорошая  работа». Особое значение придаётся  созданию «Серебряного фонда», чтобы  обеспечить финансирование разрешения демографической проблемы, которая  связана со старением населения (его пик будет достигнут в 2012).

     Предполагается  постепенное формирование второй «капитализированной  основы» для действующей пенсионной системы. С этой целью проводится крупномасштабная приватизация государственной  собственности.

     Большие усилия предпринимались правительством по достижению сбалансированности бюджета. В течение последних 50 лет он был  всегда дефицитным.

     Впервые в 2000 было обеспечено практически его  сбалансирование (минус 0,1%), а в 2001 был  получен небольшой профицит (плюс 0,3%).[22,25-102 c.]

     Налоговое бремя в Бельгии. считается самым высоким в ЕС — 46,3% ВВП (2001) по сравнению с 41,6% в ЕС. При этом доля подоходных налогов достигала 14,3% (в ЕС — 10,9%). В новой программе фискальной реформы (2001 — 02) предусмотрено сокращение налогового бремени на 15% в течение пятилетия. Это произойдет в результате снижения максимальной налоговой ставки до 50% (в 2002 она колебалась в пределах 52,5 — 55%).

     Уровень жизни населения высокий, поскольку заработная плата в стране составляет 25,58 долл. в час (июнь 2000). По этому показателю Бельгия входит в первую европейскую тройку (после Германии и Швейцарии). Однако налоговое бремя также высокое. За чертой бедности проживает лишь 4% населения. Внешнеэкономическая сфера играет важнейшую роль для развития страны, что объясняется международной специализацией её хозяйства и важным геостратегическим положением в Европе. Эта небольшая страна уже более века входит в первую дюжину мировых экспортёров товаров и капиталов. Объём вывоза бельгийской продукции составил в 2002 162 млрд долл., а ввоза — 152 млрд долл. Основные партнёры по экспорту: ЕС — 75,3%, США — 5,6%, по импорту: ЕС — 68,7%, США — 7,2%. Столь же существенны позиции Б. и в международном движении капиталов. Объём аккумулированных заграничных прямых инвестиций в 2000 — 139,7 млрд долл. (9-е место в мире), а общая стоимость иностранных прямых капиталовложений в стране 185,6 млрд долл. (7-е место)[23].

     3.2 Япония 

     Родительские  ожидания

     Традиционно японская культура строится вокруг группы. Взрослые зрения детей, которые имеют  проблемы с поведением групп и  межличностных отношений, как девиантное них. Взрослые наиболее высоко оценивают  социальную кооперативности у детей, поскольку они считают эту  черту, чтобы быть более важными, чем личные интересы. «Плохие» дети тех, кто отвергает жизнь группы в пользу эгоцентрическая, индивидуалистическая существования. Маленький акцент делается на обучении детей думать о себе как личности в обществе. Японские дети, которые являются чрезвычайно  группы, ориентированной, возможно, приобрели  эти ценности послушания и конформизма  по цене автономии и социального  понимания.

Информация о работе Социальная политика государства