Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа
Социальная политика государства по своей природе должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению. И это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность социального пространства государства. Социальными реформами логично считать коренные изменения в предмете, перечне и масштабах социальных обязательств государства перед гражданами, в организации и механизме их исполнении.
ВВЕДЕНИЕ1
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА2
1.1 Политика государства в формирования доходов населения2
1.2 Государственные социальные гарантии и страхование5
1.3 Социальная политика и социальная экономика13
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ19
2.1 Основные направления социальной политики в России………………..…19
2.2 Отличительные черты социальной политики России25
2.3 Проблемы социальной политики России27
ГЛАВА 3 РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ34
3.1Бельгия34
3.2 Япония36
3.3 Италия38
Заключение
Список использованной литературы
Распространение наркотиков, наркомания
Проблема, не менее острая, чем алкоголизация, – распространение наркотиков. Все знают, что такая проблема есть, первые лица государства называют это “нарковойной”, объявленной стране [13,]. Наркотрафик двигают интересы мощных криминальных сил, чьи доходы от нелегальной продажи наркотиков составляют свыше 15 млрд долл. в год. За десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. Число наркоманов, зарегистрированных в диспансерах, составляет 550 тыс. человек, а, по оценкам, регулярно потребляют наркотики 5 млн человек, или, по данным социсследований, свыше 7% населения в возрасте 11–40 лет. Это в восемь раз больше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, потребители инъекционных наркотиков – основной источник ВИЧ-инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С – 80% и гепатитом В – 27%.В структуре зарегистрированной преступности незаконный оборот наркотиков занимает второе место не только по объёму и интенсивности, но и по темпам их прироста [14].
Среди основных причин незаконного оборота наркотиков эксперты называют недофинансирование.
На
всю Федеральную целевую
Эпидемия ВИЧ/СПИД
Не менее острая проблема из разряда социально-медицинских, о которой общество практически не осведомлено, – это проблема распространения в стране инфекции ВИЧ/СПИД. Ситуация характеризуется как эпидемия: в 2009 г. зарегистрировано 500 тыс. людей с ВИЧ-инфекцией, рост составил 13% по сравнению с прошлым годом. Среди населения в возрасте 15–49 лет 0,6% инфицированы ВИЧ, а по некоторым оценкам, число инфицированных превышает 1%. В прошлом году умерло больше 13 тыс. ВИЧ-инфицированных граждан, на 14% больше, чем в 2007 г. В силу отсутствия информации об эпидемии, в первую очередь по телевидению, большинство населения полагает, что СПИД – удел наркоманов и гомосексуалистов, отсюда неприязнь к ВИЧ-инфицированным, их дискриминация в образовании, медицинском обслуживании, приёме на работу. Соответственно, инфицированные люди скрывают свою болезнь, не идут на обследование. В то же время, хотя основной источник распространения инфекции (62%) – внутривенное употребление наркотиков, 34% получают инфекцию во время гетеросексуальных половых контактов, при этом растёт число детей, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей [16]. В результате, к середине нулевых инфекция в стране достигла уровня эпидемии, но лишь в 2007 г. в стране был создан межведомственный совет по проблеме.
Эпидемия туберкулёза
Туберкулёз считается большинством людей болезнью прошлого, искоренённой медициной как тиф или оспа, в то время как на самом деле туберкулёз – это одна из социально обусловленных болезней, и сегодня в России заболеваемость достигла уровня эпидемии.
По официальным данным [17,334-338 c.], в 2008 г. в России зарегистрировано 120 тыс. заболевших туберкулёзом.
Показатель заболеваемости составил 84,45 случаев на 100 тыс. населения, что в 2,5 раза выше аналогичного показателя 1989 г., втрое выше уровня эпидемии по нормам Всемирной организации здравоохранения, в два с лишним раза больше, чем в среднем в Европе.
На сегодняшний день в нашей стране от туберкулёза умирают 25 тыс. человек ежегодно.
В 2008 г. профилактические осмотры для раннего выявления туберкулёза прошли лишь 67% взрослого населения, а в ряде субъектов Федерации этот показатель не превышает 50%, в том числе в Московской области – 36%. В целом по стране в 2008 г. были госпитализированы только 86% больных активным туберкулёзом. Из-за плохой организации профилактических осмотров ежегодно в тюрьмы и колонии пенитенциарной системы попадают 20–22 тыс. ранее не выявленных больных туберкулёзом, и исправительные учреждения становятся одним из активных очагов распространения туберкулёза по стране.
Лишь 76% зарегистрированных территориальных очагов туберкулёзной инфекции были в нужном количестве обеспечены средствами текущей дезинфекции. Повсеместно не хватает средств, лекарств, туберкулёзных коек в стационарах, медицинского персонала.
Вымирание населения
Демографическое
явление, получившее в социологической
терминологии название “русский крест”,
было зафиксировано в России в 1992
г., когда кривая, изображающая смертность,
резко пошла вверх и пересекла
линию рождаемости. С тех пор
смертность превышала рождаемость,
временами в полтора раза: мы стали
страной с европейской
Очевидно, не видя возможности реально снизить смертность, органы власти основной упор делают на увеличение рождаемости. Некоторый рост здесь произошёл – с минимума в 8,3 случаев на 1000 человек в 1999 г. до 12,5 случаев на 1000 человек в 2009 г. Часть прироста – за счёт увеличения числа потенциальных матерей, родившихся в относительно благополучные 80-е годы. Дальше этот рост замедлится.
Социальное сиротство
С ростом рождаемости возникают другие проблемы. Из-за растущего алкоголизма отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях. Таких социальных сирот сейчас свыше 700 тыс. Из 800 тыс. детей-сирот более 80% составляют социальные сироты.
Но
и у многих детей, живущих в
семьях, печальная судьба. Конфликты
в семьях и разводы, алкоголизм родителей,
нищета вынуждают многих детей убегать
из дома и скитаться по стране. Таких
беспризорных детей – точной цифры
никто не знает – около 1 млн. Еще
больше – до 2 млн – безнадзорных,
тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся
без надзора родителей и
Около половины выпускников детских домов пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие – преступниками. При этом государство не решает проблемы усыновления и опекунства. Бюрократия и низкая материальная поддержка семей, принявших ребёнка на воспитание, создают для них непреодолимые трудности.
В таких условиях повышение рождаемости имеет сомнительную ценность.
Мигранты, переселение соотечественников
Одной из мер решения демографической проблемы органы власти избрали приток населения из-за границы. В принципе, большинство экспертов сходятся во мнении, что без притока людей извне нам проблему депопуляции страны не решить. Основной выход видится в привлечении русских, оказавшихся из-за распада СССР в странах СНГ, а также и всех других, кто пожелает приехать жить в Российскую Федерацию, опять же, из бывших республик Союза. Однако никакой внятной дискуссии в обществе касательно политики в сфере миграции населения не произошло. Нет однозначного понимания, кто такие наши “соотечественники”. Это те, для кого родина – СССР, или – Россия, или – Российская империя, или это попросту русские, которым тяжело живётся в новой “загранице”, например в Прибалтике? В конце концов была выработана невнятная программа привлечения “соотечественников”, закреплённая федеральным законом, в котором материальные стимулы для переезда были более чем сомнительными. В результате, из запланированных программой переселенцев в количестве 300 тыс., реально переселились лишь около 10 тыс. человек. Люди в эту программу не поверили, сомнительными льготами не прельстились и численность россиян не увеличили [20].
Коррупция
Коррупция,
собственно, не является отдельной
социальной проблемой. Это системная
болезнь общества, врождённый порок
новой политэкономической системы,
основа взаимоотношений власти и
бизнеса и внутри самой власти.
За последнее десятилетие
По данным руководителя Следственного комитета прокуратуры А. Бастрыкина [21], сумма вреда, причинённого коррумпированными чиновниками, таможенниками, прокурорами и милиционерами – это толь ко по расследованным уголовным делам – приблизилась к 1 трлн р. При этом наибольшее количество преступлений коррупционной направленности совершено в сферах правоохранительной, контрольно-ревизионной деятельности и в органах местного самоуправления. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9–10 трлн р. в год [21]. Это то, что касается коррупции в верхних эшелонах власти.
В целом же средний размер взятки в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился втрое и превысил 27 тыс. р. За прошлый год треть населения хотя бы раз давала взятки. В списке “некоррупционности” Россия находится на 146-м месте в мире, которое делит с Украиной, Кенией, Зимбабве. Хуже в этом плане только Афганистан, Ирак, Чад и Сомали.
Ущерб
от коррупции представляет собой
суммы, незаконно полученные чиновниками,
и прибыль бизнесменов как
результат сделки. Но практически, подавляющая
часть финансирования на решение
социальных проблем идёт из бюджетов
государства разных уровней и, по
многочисленным оценкам, в результате
конкурсов, тендеров на распределение
этих средств, половина из них уходит
в “откат” коррупционным
Неудивительно,
что представители всех без исключения
социально ориентированных
ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНЫT ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
3.1 Бельгия
Современная
экономическая и социальная политика
страны направлена на поиски путей более
эффективного решения ряда важнейших
проблем. Считается, что Бельгия, имея
население в большей части своей многоязычное,
может создать международному обществу
эффективную и доброжелательную среду
для общения и ведения бизнеса. На первом
этапе такой программы структурного преобразования
экономики основную ставку государство
намерено сделать на модернизацию инфраструктурных
объектов (порты, аэродромы, магистральные
автодороги). При этом акцент — на всемерной
поддержке функций страны как «Золотых
ворот Европы», которую бельгийцы выполняли
с переменным успехом на протяжении последних
500 лет. При этом государство постепенно
выходит из производственно-
На этой основе предполагается решение и основных социальных проблем. По утверждению действующего премьер-министра, «лучшая социальная защита — это хорошая работа». Особое значение придаётся созданию «Серебряного фонда», чтобы обеспечить финансирование разрешения демографической проблемы, которая связана со старением населения (его пик будет достигнут в 2012).
Предполагается
постепенное формирование второй «капитализированной
основы» для действующей
Большие усилия предпринимались правительством по достижению сбалансированности бюджета. В течение последних 50 лет он был всегда дефицитным.
Впервые в 2000 было обеспечено практически его сбалансирование (минус 0,1%), а в 2001 был получен небольшой профицит (плюс 0,3%).[22,25-102 c.]
Налоговое бремя в Бельгии. считается самым высоким в ЕС — 46,3% ВВП (2001) по сравнению с 41,6% в ЕС. При этом доля подоходных налогов достигала 14,3% (в ЕС — 10,9%). В новой программе фискальной реформы (2001 — 02) предусмотрено сокращение налогового бремени на 15% в течение пятилетия. Это произойдет в результате снижения максимальной налоговой ставки до 50% (в 2002 она колебалась в пределах 52,5 — 55%).
Уровень жизни населения высокий, поскольку заработная плата в стране составляет 25,58 долл. в час (июнь 2000). По этому показателю Бельгия входит в первую европейскую тройку (после Германии и Швейцарии). Однако налоговое бремя также высокое. За чертой бедности проживает лишь 4% населения. Внешнеэкономическая сфера играет важнейшую роль для развития страны, что объясняется международной специализацией её хозяйства и важным геостратегическим положением в Европе. Эта небольшая страна уже более века входит в первую дюжину мировых экспортёров товаров и капиталов. Объём вывоза бельгийской продукции составил в 2002 162 млрд долл., а ввоза — 152 млрд долл. Основные партнёры по экспорту: ЕС — 75,3%, США — 5,6%, по импорту: ЕС — 68,7%, США — 7,2%. Столь же существенны позиции Б. и в международном движении капиталов. Объём аккумулированных заграничных прямых инвестиций в 2000 — 139,7 млрд долл. (9-е место в мире), а общая стоимость иностранных прямых капиталовложений в стране 185,6 млрд долл. (7-е место)[23].
3.2
Япония
Родительские ожидания
Традиционно японская культура строится вокруг группы. Взрослые зрения детей, которые имеют проблемы с поведением групп и межличностных отношений, как девиантное них. Взрослые наиболее высоко оценивают социальную кооперативности у детей, поскольку они считают эту черту, чтобы быть более важными, чем личные интересы. «Плохие» дети тех, кто отвергает жизнь группы в пользу эгоцентрическая, индивидуалистическая существования. Маленький акцент делается на обучении детей думать о себе как личности в обществе. Японские дети, которые являются чрезвычайно группы, ориентированной, возможно, приобрели эти ценности послушания и конформизма по цене автономии и социального понимания.