Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства по своей природе должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению. И это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность социального пространства государства. Социальными реформами логично считать коренные изменения в предмете, перечне и масштабах социальных обязательств государства перед гражданами, в организации и механизме их исполнении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ1
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА2
1.1 Политика государства в формирования доходов населения2
1.2 Государственные социальные гарантии и страхование5
1.3 Социальная политика и социальная экономика13
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ19
2.1 Основные направления социальной политики в России………………..…19
2.2 Отличительные черты социальной политики России25
2.3 Проблемы социальной политики России27
ГЛАВА 3 РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ34
3.1Бельгия34
3.2 Япония36
3.3 Италия38
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ СОЦ ПОЛ ГОС.docx

— 75.59 Кб (Скачать)

     тесная  увязка размеров страховых выплат (пенсий, пособий) с размерами заработной платы и страховых тарифов, а  также страховым периодом (периодом накопления страховых прав).

     Следует отметить и другие сильные стороны  института социального страхования, который выгодно отличается от других институтов страховой защиты:

     социальное  страхование более надежно и  стабильно функционирует по причине  масштабности страхового поля и всесторонней поддержки государством;

     общая финансовая нагрузка не столь обременительна, так как обязательный по закону характер обеспечивает регулярный и массовый объем страховых поступлений;

     нормы страховой защиты обеспечивают широкий  круг профилактических и реабилитационных услуг.

     При этом социальное страхование позволяет  приблизить сферу социальной защиты непосредственно к трудящимся, их семьям и трудовым коллективам, придать ее регулированию рыночный характер, обладает уникальным качеством социального стабилизатора общества. Это достигается с помощью активного участия персонала и работодателей в управлении социальным страхованием, что жизненно важно для преодоления весьма непродуктивного, но все еще широко распространенного в нашей стране авторитарно-командного стиля управления в сфере социальной защиты, который был унаследован от советского прошлого.

     Можно без преувеличения сказать: доверие  и сотрудничество в деле организации системы социального страхования — это не роскошь, а необходимое условие для эффективно функционирующей экономики.

     Современная система обязательного социального  страхования России включает четыре области:

     обязательное  пенсионное страхование;

     обязательное  медицинское страхование;

     обязательное  социальное страхование;

     обязательное  социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

     Элементы  обязательного социального страхования [5,35 c.]

     Приложения  №1

     Страхователи

     Фонды обязательного социального страхования  имеют специфические черты, отражающие их функциональное назначение.

     Путем формирования и использования фондов обязательного социального страхования определенная часть национального дохода превращается в личные доходы граждан и оказываемые им услуги.

     Четко прослеживается граница первичного и вторичного распределения. Первичное распределение характерно для фазы образования фондов за счет обязательных взносов работодателей. Привлечение средств государственного бюджета и последующее расходование фондов обязательного социального страхования относится в области перераспределения доходов.

     Функционирование  системы обязательного социального  страхования регулируется государством. Перечень страховых фондов, их назначение, область применения, источники формирования и направления использования  средств определяются государственными нормативными актами.

     Финансовым  механизмом формирования фондов обязательного  социального страхования является страхование.

     Фонды обеспечивают частичное инвестирование аккумулированных средств в экономику. [4,73 c.]

     Организация обязательного социального страхования  в России базируется на следующих  принципах:

     Устойчивость  финансовой системы обязательного  социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования;

     Всеобщий  обязательный характер социального  страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

     Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от страховых рисков и исполнение обязательств независимо от финансового положения страховщика;

     4) Государственное регулирование системы обязательного страхования;

     5) Участие представителей субъектов обязательного страхования в органах управления; 
           6) Обязательность уплаты страхователями страховых взносов и налогов;

     7) Ответственность за целевое использование средств обязательного  
социального страхования;

     Обеспечение надзора и общественного контроля;

     Автономность  финансовой системы обязательного  страхования.

     По  мнению В.Д. Роика следует выделять системообразующее ядро принципов, в которое включаются: 1) личная ответственность; 2) солидарная взаимопомощь; 3) оптимальная поддержка «сверху» (субсидиарность); 4) взаимная ответственность за исполнение нормативных обязательств («реципрокность»). [6, 86 c.]

     Принцип личной ответственности в теории «социального рыночного хозяйства» считается основным в построении и развитии национальных систем социального страхования. Он воплощается в финансовом механизме компенсации последствий социального риска усилиями самих работников, т.е. они должны делать взносы. Резервируя часть заработной платы, работники чувствуют себя причастными и ответственными за формирование лично-коллективной системы социальной защиты.

     Принцип солидарной взаимопомощи означает, что  индивидуальная ответственность сама по себе не гарантирует стразовую защиту. Например, страховое событие может наступить на ранних этапах трудовой деятельности, когда застрахованный еще не накопил достаточных страховых прав. В этом случае необходима взаимная солидарная помощь.

     Принцип субсидиарности предполагает передачу функций государству, другим участникам. Вмешательство государства необходимо лишь в тех сферах, в которой  профессиональные группы или общественные структуры не могут выполнять свои обязанности. Основная функция государства состоит в координации деятельности этих структур и надзор за ними.

     Принцип взаимной ответственности по исполнению субъектами страховых отношений  установленных законом обязанностей («Рецикпроности») вытекает из публично-правового  характера института обязательного  социального страхования.

     Каждый  вид социальных рисков имеет особенности  и по-разному проявляется, поэтому по мнению В.Д. Роика задачами построения эффективного социального страхования являются: 1) определение источников финансирования, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты; 2) оптимизация распределения финансового бремени между основными субъектами страхования; 3) нахождение оптимальных пропорций распределения и перераспределения ресурсов на основе сочетания принципа эквивалентности (по схеме «взносы - выплаты») и солидарной взаимопомощи.

     Системы социального страхования - одно из главных  выражений социальной солидарности на общенациональном уровне. Объективный, массовый характер социальных рисков и уязвимость всех субъектов трудовых отношений детерминируют заинтересованность в солидарных действиях всех общественных и государственных организаций по созданию институтов соответствующей защиты, прежде всего института социального страхования.

     В число важнейших системных препятствий  на пути формирования социального страхования в России специалисты и ученые, а также эксперты Международной организации труда включают:

     отсутствие  национальной доктрины формирования институтов социального страхования, возможности развития которых были бы научно обоснованы и органично увязаны с системами заработной платы и налоговыми системами, состоянием и политикой на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем;

     сохранение  правового закрепления собственности  средств обязательного социального  страхования за государством, что  деформирует весь массив правоотношений в этой сфере, лишает работников и членов их семей законного, юридически закрепленного права на этот ключевой ресурс их социальной защиты, понижает их статус, превращая собственников этих средств в получателей пособий; применение архаичной практики социалистического прошлого, когда значительная часть средств внебюджетных фондов включается в состав федерального бюджета, что приводит к их использованию для выплат нестрахового (нецелевого) характера и нарушению принципа адекватности (зависимости) уровня выплачиваемых пособий от размеров страховых взносов;

     слабое  развитие инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием, что выражается в отсутствии официально утвержденных моделей актуарных расчетов и статусов актуарных центров, в применении ненадлежащей и неполной информационной базы, а также в том, что системы реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной) находятся фактически в зачаточном состоянии.

     Кроме того, все еще не обрел законодательной  формы ряд видов социального страхования: страхование досрочных пенсий за работу в районах Крайнего Севера, профессиональных пенсий за работу в особо опасных производствах (шахтеры), пенсий за выслугу лет; страхование работников, занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса, самозанятых работников.

     Так, по экспертным оценкам, около 15—18 млн. человек трудоспособного возраста в малом и среднем бизнесе  фактически не охвачены обязательным пенсионным страхованием, еще 6—8 млн. человек, прежде всего занятых в сельском хозяйстве, при существующих условиях не смогут обрести прав для получения пенсий, размеры которых были бы равны прожиточному минимуму пенсионера. Это означает, что уже через 5—10 лет около четверти (а по некоторым оценкам до 40%) получателей пенсий могут рассчитывать только на социальную пенсию, которая составляет всего около трети прожиточного минимума пенсионера.[6,87 c.]

     Таким образом, действующая в России система  социальной защиты еще в крайне недостаточной  мере использует потенциал института  обязательного социального страхования. Пока можно говорить только об отдельных элементах и сегментах социального страхования, для которых в значительной степени характерно применение принципов социального обеспечения и социальной помощи.

     1.3  Социальная политика и социальная экономика

     В самом обобщенном виде деятельность государства по удовлетворению социальных потребностей людей определяется как  его социальная политика. Будучи предельно  обобщенным понятием, концепт социальной политики допускает разные уровни конкретизации  по набору субъектов, институтов и целей. Так, социальную политику можно определить как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты. Очевидно, что социальная политика государства самым непосредственным образом учитывает социальную активность и иных общественных институтов, находясь с ними в различных отношениях взаимообусловленности. Несомненно и то, что конечный результат государственной социальной политики достигается благодаря деятельности не только государства и его институтов, но и иных субъектов, осуществляющих собственную социальную политику, в той или иной мере совпадающую с государственной в рамках существующего правового поля.

     При этом важно отметить, что в ряду субъектов социальной политики ключевая роль принадлежит именно государству, поскольку другие частные субъекты государственной социальной политики выступают как институты достижения поставленных государством целей и  функционируют в рамках, заданных государством. Иными словами, государство  для достижения своих целей действует  через многих субъектов различных  видов деятельности, которые могут  считаться субъектами государственной  социальной политики только в той  мере, в которой они обеспечивают поставленные государством социальные цели. Вся иная их активность, даже если она имеет социальный эффект, не может считаться государственной  целенаправленной социальной политикой. То есть в конечном счете субъектами социальной политики государства являются именно само государство как форма  организации власти, его институты  и общественные структуры, чья деятельность в социальной сфере определяется государственными целями.

     В демократическом государстве социальные цели формируются исходя из интересов  институтов гражданского общества, и  государственная социальная политика есть обобщенный вектор интересов различных  социальных групп.

     Государство является субъектом социальной политики, которая представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение  удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование  процессов социальной дифференциации общества. Однако очевидно, что, несмотря на определенную связь, удовлетворение социальных потребностей и регуляция  общественных отношений относятся  к разным функциональным системам государства. При всей условности разделения экономических, политических и социальных сфер собственно к социальной сфере относятся только социальные функции государства, тогда как регуляция общественных отношений есть политическая деятельность, направленная на решение политических задач власти.

Информация о работе Социальная политика государства