Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа
Социальная политика государства по своей природе должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению. И это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность социального пространства государства. Социальными реформами логично считать коренные изменения в предмете, перечне и масштабах социальных обязательств государства перед гражданами, в организации и механизме их исполнении.
ВВЕДЕНИЕ1
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА2
1.1 Политика государства в формирования доходов населения2
1.2 Государственные социальные гарантии и страхование5
1.3 Социальная политика и социальная экономика13
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ19
2.1 Основные направления социальной политики в России………………..…19
2.2 Отличительные черты социальной политики России25
2.3 Проблемы социальной политики России27
ГЛАВА 3 РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ34
3.1Бельгия34
3.2 Япония36
3.3 Италия38
Заключение
Список использованной литературы
Существование в обществе потребностей в достижении социальных целей и их опосредованное удовлетворение в результате деятельности государства в экономической и политической областях еще не говорят о наличии целенаправленной социальной политики государства. Собственно социальная политика как целенаправленная деятельность по достижению социальных целей проводится государством только с появлением у него социальных функций, т. е. только тогда, когда государство берет на себя прямую ответственность и обязательства удовлетворения социальных потребностей граждан. В конкретном понимании социальной политики как целенаправленной деятельности государства по реализации его социальных функций необходимо констатировать, что социальная политика государства появляется только с возникновением у него специфических социальных функций. Привязка социальной политики к социальным функциям государства позволяет предположить, что развитие структуры социальных функций государства является основой структуризации его социальной политики. С эволюцией государства от его простейших форм к наиболее сложным происходит соответствующая трансформация социальной политики и ее структурных элементов.
Социальная политика, как и всякая телеологическая система, содержит в качестве элементов субъект, объект, субъектно-объектные отношения, цели и механизмы. Как система она также структурно иерархизована, обеспечивается ресурсами и имеет различные модальности (формы) проявления в зависимости от конкретного содержания субъектно-объектных отношений и ситуаций.
Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий.
Роль
государства заключается в
Государство
реализует свои социальные задачи в
условиях, когда в демократическом
(гражданском) обществе множественность
идеологий и субъектов
В этом качестве социальная политика государства является обобщенной социальной функцией, в рамках которой реализуются отдельные социальные функции.
Определенная государством структура социальной политики складывается из основных направлений, копирующих систему его социальных функций, и механизмов реализации этих функций, в качестве которых могут выступать различные, и не только государственные, структуры, нормы и принципы. Например, институты и принципы трипартизма и социального партнерства, являясь важными механизмами, через которые реализуется целый ряд социальных функций социальной защиты, сглаживание социального неравенства, обеспечение занятости, предоставление социальных услуг и повышение благосостояния, не относятся к структурным элементам государства. Созданные и функционирующие как механизмы социальной политики, они обеспечивают решение поставленных государством задач. На этом примере видно, что социальная политика является не только обобщенной функцией государства, но и обобщенным механизмом его функционирования, реальным механизмом достижения социальных целей.
Социальная
политика осуществляется государством
не только исходя из определенных принципов
и социальных целей, но и в соответствии
с определенными
Социальная
политика непосредственно испытывает
на себе влияние изменяющегося мира.
Так, социальная политика, представляя
собой функциональную систему государства,
постоянно находится в
Государство
приобретает определенные качества
только в результате появления новых
правовых норм. Для защиты от влияния
недостаточно обоснованных экспериментов
над государством и обществом
все государства создают крайне
консервативную, противодействующую новациям
правовую систему. Это позволяет
противостоять ситуативной
Рассматривая
эволюцию государств с точки зрения
уровня развития социальных функций, можно
построить условную периодизацию их
генезиса. Изучая социальную сущность
государства, мы сталкиваемся с необходимостью
разделения государственных социальных
функций и проявлений социальной
активности общества и его институтов
(церковь, сообщества, сословия, цеха, гильдии
и т. п.). Данное разделение важно как
для понимания природы социального, так
и для определения специфики и механизмов
социальной деятельности государства.[7]
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
2.1
Основные направления
К
рубежу третьего тысячелетия Россия
утратила положение страны-сверхдержавы
и столкнулась с угрозой
Утрата мирового политического влияния, отсутствие адекватной позиции в международном разделении труда – это не только проигрыш на уровне страны в целом. Для каждого отдельного гражданина это оборачивается существенным снижением уровня и качества жизни.
В стране образовался неблагоприятный деловой климат, государство оказалось не способным выполнять все взятые на себя обязательства, в структуре экономики все еще преобладает производство товаров с низкой долей добавленной стоимости (главным образом, сырьевых) и нерыночных услуг.
Преступность
остается одним из препятствий экономического
и социального прогресса. Слабость
государственной власти, подмена
государственных интересов
Однако российское общество продемонстрировало желание переломить наметившиеся негативные тенденции и не готово откладывать далее решение накопившихся проблем.
В
отличие от всех предыдущих периодов,
в стране создалась принципиально
иная ситуация, открывающая “окно
возможностей” для решения
Следует отметить, что Россия все еще обладает значительным потенциалом ускоренного развития. Огромный интеллектуальный капитал, созданные основы рыночных институтов, обширные природные ресурсы, основные элементы производственной и коммуникационной инфраструктуры, накопленные финансовые сбережения, - все эти факторы создают позитивные предпосылки для обновления страны. Главная задача заключается в том, чтобы ускорить этот процесс. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе – восстановить и упрочить позиции России как одной из стран-лидеров мирового развития.
Для того чтобы воспользоваться “окном возможностей”, необходимо определить, какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию. Реально возможны три варианта развития:
Сценарий, подразумевающий уход государства практически из всех сфер экономической деятельности, открытие страны внешнему миру и приватизацию большинства социальных функций. Этот сценарий может привести к существенному экономическому росту, более высокому в краткосрочной перспективе, чем в любом другом сценарии. Однако, вероятность его реализации невелика. Это связано с невозможностью быстрого построения институциональных основ рынка, жизненно важных в условиях либеральной экономики, неспособностью большинства российских предприятий конкурировать на равных с иностранными участниками рынка.
Расширение
прямого участия государства
в регулировании экономических
и общественных отношений, означающее
необходимость существенного
Сценарий
модернизации, основанный на высвобождении
частной инициативы и усилении роли
государства в обеспечении
Целью долгосрочной социально-экономической политики Правительства Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимости и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этой цели невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние источники развития. В стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие, должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью.