Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства по своей природе должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению. И это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность социального пространства государства. Социальными реформами логично считать коренные изменения в предмете, перечне и масштабах социальных обязательств государства перед гражданами, в организации и механизме их исполнении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ1
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА2
1.1 Политика государства в формирования доходов населения2
1.2 Государственные социальные гарантии и страхование5
1.3 Социальная политика и социальная экономика13
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ19
2.1 Основные направления социальной политики в России………………..…19
2.2 Отличительные черты социальной политики России25
2.3 Проблемы социальной политики России27
ГЛАВА 3 РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ34
3.1Бельгия34
3.2 Япония36
3.3 Италия38
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ СОЦ ПОЛ ГОС.docx

— 75.59 Кб (Скачать)

     Существование в обществе потребностей в достижении социальных целей и их опосредованное удовлетворение в результате деятельности государства в экономической  и политической областях еще не говорят  о наличии целенаправленной социальной политики государства. Собственно социальная политика как целенаправленная деятельность по достижению социальных целей проводится государством только с появлением у  него социальных функций, т. е. только тогда, когда государство берет на себя прямую ответственность и обязательства удовлетворения социальных потребностей граждан. В конкретном понимании социальной политики как целенаправленной деятельности государства по реализации его социальных функций необходимо констатировать, что социальная политика государства появляется только с возникновением у него специфических социальных функций. Привязка социальной политики к социальным функциям государства позволяет предположить, что развитие структуры социальных функций государства является основой структуризации его социальной политики. С эволюцией государства от его простейших форм к наиболее сложным происходит соответствующая трансформация социальной политики и ее структурных элементов.

     Социальная  политика, как и всякая телеологическая  система, содержит в качестве элементов  субъект, объект, субъектно-объектные  отношения, цели и механизмы. Как  система она также структурно иерархизована, обеспечивается ресурсами  и имеет различные модальности (формы) проявления в зависимости  от конкретного содержания субъектно-объектных  отношений и ситуаций.

     Реализация  социальных функций государства  осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных  уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий.

     Роль  государства заключается в обеспечении  достижения соответствующего результата за счет самых различных механизмов. Для решения своих социальных задач государство задействует  профсоюзы, институты гражданского общества, политические партии и корпорации, гуманитарные учреждения, фонды, ассоциации и другие негосударственные образования. Государственная социальная политика – это действия государства в  социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими  обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими  усилиями, финансовыми ресурсами  и рассчитанные на определенные социальные результаты.

     Государство реализует свои социальные задачи в  условиях, когда в демократическом (гражданском) обществе множественность  идеологий и субъектов порождает  разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. При этом государство в своей социальной политике интегрирует цели различных субъектов и стремится к подчинению их деятельности своим целям, направленным на удовлетворение потребностей большинства в социальном прогрессе.

     В этом качестве социальная политика государства  является обобщенной социальной функцией, в рамках которой реализуются  отдельные социальные функции.

     Определенная  государством структура социальной политики складывается из основных направлений, копирующих систему его социальных функций, и механизмов реализации этих функций, в качестве которых могут выступать различные, и не только государственные, структуры, нормы и принципы. Например, институты и принципы трипартизма и социального партнерства, являясь важными механизмами, через которые реализуется целый ряд социальных функций социальной защиты, сглаживание социального неравенства, обеспечение занятости, предоставление социальных услуг и повышение благосостояния, не относятся к структурным элементам государства. Созданные и функционирующие как механизмы социальной политики, они обеспечивают решение поставленных государством задач. На этом примере видно, что социальная политика является не только обобщенной функцией государства, но и обобщенным механизмом его функционирования, реальным механизмом достижения социальных целей.

     Социальная  политика осуществляется государством не только исходя из определенных принципов  и социальных целей, но и в соответствии с определенными экономическими, политическими и ситуативными условиями  и в реальности является результирующей многих факторов. Социальная политика динамична, изменчива, подвержена конъюнктуре. Внешние условия реализации социальной политики могут существенно изменять ее на длительные периоды времени. Соответствующих  исторических примеров можно привести множество. Самый яркий из них  – это отказ большинства стран  «всеобщего благоденствия» от провозглашенных  принципов и целей достижения высокого уровня благосостояния для  всех в результате несоответствия этой задачи экономическим возможностям.

     Социальная  политика непосредственно испытывает на себе влияние изменяющегося мира. Так, социальная политика, представляя  собой функциональную систему государства, постоянно находится в динамике, изменяется вслед за постоянно меняющимся миром и при этом трансформирует цели, принципы и структурные элементы самого государства.

     Государство приобретает определенные качества только в результате появления новых  правовых норм. Для защиты от влияния  недостаточно обоснованных экспериментов  над государством и обществом  все государства создают крайне консервативную, противодействующую новациям правовую систему. Это позволяет  противостоять ситуативной динамике социальной политики и допускать  только объективно обоснованные, гарантирующие  прогресс изменения. В этом отношении  социальное законодательство всех стран  более консервативно, чем экономическое, что связано с отложенностью  во многих случаях последствий социальных решений и невозможностью их быстрого исправления. Решения о характере  пенсионной реформы сказываются  не только на нынешних получателях  пенсий, но и на тех, кто выйдет на пенсию через десятки лет. Сегодняшние  новации в области социального  страхования будут определять уровень  социальной защиты в течение длительного  периода. Нарушение принципов солидарности поколений, подмена страхования  возмещением ущерба, разрушение материальной базы здравоохранения в соответствии с требованиями социальной политики сегодняшнего дня неминуемо будут  иметь негативные последствия в  будущем.

     Рассматривая  эволюцию государств с точки зрения уровня развития социальных функций, можно  построить условную периодизацию их генезиса. Изучая социальную сущность государства, мы сталкиваемся с необходимостью разделения государственных социальных функций и проявлений социальной активности общества и его институтов (церковь, сообщества, сословия, цеха, гильдии  и т. п.). Данное разделение важно как для понимания природы социального, так и для определения специфики и механизмов социальной деятельности государства.[7] 
 
 
 

ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

     2.1  Основные направления социальной  экономической политики в России

     К рубежу третьего тысячелетия Россия утратила положение страны-сверхдержавы и столкнулась с угрозой оказаться  на периферии формирующегося нового мира. Опасность остаться за рамками  процессов глобализации, становления  открытого сообщества и постиндустриальной, информационной экономики является для России все более реальной.

     Утрата  мирового политического влияния, отсутствие адекватной позиции в международном  разделении труда – это не только проигрыш на уровне страны в целом. Для каждого отдельного гражданина это оборачивается существенным снижением уровня и качества жизни.

     В стране образовался неблагоприятный  деловой климат, государство оказалось  не способным выполнять все взятые на себя обязательства, в структуре  экономики все еще преобладает  производство товаров с низкой долей  добавленной стоимости (главным  образом, сырьевых) и нерыночных услуг.

     Преступность  остается одним из препятствий экономического и социального прогресса. Слабость государственной власти, подмена  государственных интересов принципом  баланса интересов чиновников и  бизнесменов наносят непоправимый ущерб экономике российского  государства, разрушают среду для  конкурентной и законной предпринимательской  деятельности, в конечном счете - лишают Россию нормального исторического  будущего.

     Однако  российское общество продемонстрировало желание переломить наметившиеся негативные тенденции и не готово откладывать  далее решение накопившихся проблем.

     В отличие от всех предыдущих периодов, в стране создалась принципиально  иная ситуация, открывающая “окно  возможностей” для решения фундаментальных  проблем России. Сегодня стабилизировалась  политическая ситуация, наблюдается оживление экономики, которого удалось добиться именно благодаря окрепшему частному сектору.

     Следует отметить, что Россия все еще обладает значительным потенциалом ускоренного  развития. Огромный интеллектуальный капитал, созданные основы рыночных институтов, обширные природные ресурсы, основные элементы производственной и  коммуникационной инфраструктуры, накопленные  финансовые сбережения, - все эти  факторы создают позитивные предпосылки  для обновления страны. Главная задача заключается в том, чтобы ускорить этот процесс. В среднесрочной перспективе  необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией  и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе – восстановить и  упрочить позиции России как одной  из стран-лидеров мирового развития.

     Для того чтобы воспользоваться “окном возможностей”, необходимо определить, какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному  развитию. Реально возможны три варианта развития:

     Сценарий, подразумевающий уход государства  практически из всех сфер экономической  деятельности, открытие страны внешнему миру и приватизацию большинства  социальных функций. Этот сценарий может  привести к существенному экономическому росту, более высокому в краткосрочной  перспективе, чем в любом другом сценарии. Однако, вероятность его  реализации невелика. Это связано  с невозможностью быстрого построения институциональных основ рынка, жизненно важных в условиях либеральной  экономики, неспособностью большинства  российских предприятий конкурировать  на равных с иностранными участниками  рынка.

     Расширение  прямого участия государства  в регулировании экономических  и общественных отношений, означающее необходимость существенного увеличения сбора налогов и инвестиционной экспансии государства, не способно создать благоприятные условия  для развития предпринимательской  активности. Государство и экономика  станут заложниками неэффективных менеджеров и чиновников. Кроме того, данный вариант подразумевает сохранение закрытой структуры экономики, которая не позволит реально участвовать в международном разделении труда и может привести к дальнейшему технологическому отставанию нашей страны от развитых стран. Попытки увеличения реального налогового бремени приведут лишь к усилению оттока капитала и дальнейшей криминализации экономики и общества. Расширение функций государственной власти сделает государственную машину еще менее управляемой, усилит коррупционные механизмы и не позволит установить цивилизованные отношения между государством и гражданским обществом.

     Сценарий  модернизации, основанный на высвобождении  частной инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных  условий хозяйствования, включая  финансовую и социальную стабильность, балансирует элементы двух других вариантов  стратегии. Вместо социального государства (патернализма) и приватизации социальных функций (радикального либерализма) создается  “субсидиарное” государство, которое  обеспечивает социальные гарантии в  той мере, в которой общество не может этого сделать самостоятельно. Вместо полной закрытости или открытости страны делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и  хозяйство при одновременной  защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны  иностранных участников рынка. Это  – политика здравого смысла, предлагающая реальные решения соответствующих  проблем с учетом существующих на сегодня бюджетных и общих  ресурсных ограничений. Программа  модернизации позволяет минимизировать социальные издержки преобразований и  отражать угрозы финансового кризиса.

     Целью долгосрочной социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения  на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимости и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этой цели невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние источники развития. В стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие, должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью.

Информация о работе Социальная политика государства