Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа
Социальная политика государства по своей природе должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению. И это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность социального пространства государства. Социальными реформами логично считать коренные изменения в предмете, перечне и масштабах социальных обязательств государства перед гражданами, в организации и механизме их исполнении.
ВВЕДЕНИЕ1
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА2
1.1 Политика государства в формирования доходов населения2
1.2 Государственные социальные гарантии и страхование5
1.3 Социальная политика и социальная экономика13
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ19
2.1 Основные направления социальной политики в России………………..…19
2.2 Отличительные черты социальной политики России25
2.3 Проблемы социальной политики России27
ГЛАВА 3 РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ34
3.1Бельгия34
3.2 Япония36
3.3 Италия38
Заключение
Список использованной литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Костанайский
филиал
Кафедра
экономики
КУРСОВАЯ
РАБОТА
СОЦИАЛЬНОЯ
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Специальность | 080105-Финансы и кредит | |
Дисциплина | «Экономическая теория» | |
Автор курсовой работы | _______________ | А.И.Смирнова |
Группа ФиК-201 | ||
«___»_______ 201__ г. | ||
Научный руководитель | ________________ | Т.А. Фёдорова, |
старший преподаватель | ||
«___»_______ 201__ г. |
Оценка
«_________________»
«____» ___________201__ г.
ВВЕДЕНИЕ1
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА2
1.1 Политика
государства в формирования
1.2 Государственные социальные гарантии и страхование5
1.3 Социальная политика и социальная экономика13
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ19
2.1 Основные направления социальной политики в России………………..…19
2.2 Отличительные
черты социальной политики
2.3 Проблемы социальной политики
России27
ГЛАВА 3 РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ34
3.1Бельгия34
3.2 Япония36
3.3 Италия38
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ.
Социальная
политика государства по своей природе
должна быть единой, однако из-за особенностей
социального пространства России вкупе
с де централистическими началами федерального
устройства страны делают эту политику
неоднородной – минимум двухуровневой
по генезису и многословной по исполнению.
И это не отклонение от единой нормы,
а результат множества
При этом чем менее конституционен (т. е. Менее обстоятельно закреплен в основном законе ) и чем более подзаконен и регионален массив рассматриваемых социальных обязательств тем легче “центру” осуществлять свои преобразования.
Социальные
реформы последнего времени в
большинстве стран идут по пути перераспределения
социальных обязательств от государства
к гражданину. Правда, это базируется
на весьма высоком и постоянно
возрастающем уровне гражданского благосостоянии.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Политика
государства в формирования
Одной из самых важных проблем в обществе, остро стоявшей во все времена, является проблема справедливого распределения доходов. История свидетельствует, что именно на почве раздела прибылей вспыхивали многочисленные конфликты и войны. Таким образом, от степени неравномерности доходов зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабильность общества.
По оценкам Всемирного банка, в конце прошедшего столетия пятая часть человечества имела более 4/5 мирового дохода, Это преимущественно жители промышленно развитых стран [1,25-34 c.]. В то время как в странах центральной Африки, ряде государств Латинской Америки, странах Восточной Европы и СНГ в 90-х гг. уровень жизни существенно снизился. Соответственно возросла роль государства в обеспечении социальной защиты населения, грамотной разработке социальной политики с целью уменьшения дифференциации доходов, борьбы с бедностью. Именно бедность называется главной причиной кризиса нации в России. Отсюда и задача номер один - ее ликвидация. Однако не все так однозначно. Считается, в частности, что доля собственно экономического фактора в сложившейся ситуации - не более 30%, остальные 70% приходятся на духовное неблагополучие народа, утрату им нравственных ориентиров, отсутствие того, чем можно гордиться [2,34 c.].
Во всем мире существует понятие «социальный стандарт жизни». И только в России мерилом социального благополучия еще считается «минимальный размер оплаты труда» - МРОТ (и это притом, что теневой оборот денег в этой части еще недавно составлял около 40%). Остальное население (за рамками бедных) распределяется по следующим социальным группам: малообеспеченные (с доходами в 2-2,5 прожиточных минимума), средние (3-3,5 минимума), обеспеченные и богатые (6-7 минимумов). Только в последней группе питание, услуги, отдых - по потребности, можно покупать жилье, иметь солидные сбережения. В России численность населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня (так называемое малоимущее население) в 2009 г. составила 28,9 млн. человек (20,2% от всего населения), имелось и крайне бедное население с уровнем доходов в два и более раза ниже прожиточного минимума. Низкую оценку своего труда отмечает 45% россиян. Среднемесячная начисленная заработная плата в марте 2010 г., по предварительным данным, составила 20,16 тыс. руб. и по сравнению с мартом 2009 г. выросла на 10,1%, по сравнению с февралем 2010 г. - на 2,3%. При этом, по данным Росстата, средняя по стране заработной плата была максимальной у банкиров и финансистов - 35424 рубля, нефте- и газодобытчиков - 33934 и работников нефтеперерабатывающих заводов - 33618; минимальной - у крестьян -3847 рублей, продавцов в магазинах - 5039, учителей - 5097 и врачей - 5871. При таком уровне заработной платы неудивительно, что у нас 2/3 населения не имеют никаких сбережений. Для сравнения: в США «бедной» считается семья с доходами до 800 долларов на человека в месяц [3,31-35 c.].
Усиление неравенства в распределении доходов, низкий уровень их у основной части населения и концентрация средств относительно небольшой группой людей понижают совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию производства и реального сектора экономики. В связи с этим нарастающее социально-экономическое расслоение становится одной из острых проблем современности.
Традиционные механизмы социальной защиты (гарантированная минимальная заработная плата, различные пособия) в условиях высокой инфляции и отсутствия соответствующей индексации утратили свою социальную роль. Для сглаживания дифференциации доходов населения государству следует предусматривать следующие меры государственной политики:
Перераспределение полученных доходов через бюджет с помощью прямых методов регулирования - налоговой системы (переход к прогрессивной системе налогообложении доходов физических лиц), трансфертных платежей, дотаций, субвенций, субсидий и некоторых других, косвенных механизмов. При этом должно быть строгое соблюдение баланса между экономической эффективностью и перераспределением.
Свободный доступ малообеспеченных к образованию и профессиональной подготовке.
Несомненно,
очень важен процесс
Еще
одно перспективное направление
перераспределения доходов - развитие
системы социального
1.2
Государственные социальные
Социальное страхование и социальная помощь принципиально различны. Социальное страхование в классическом понимании - это система ослабления социального риска от известной опасности, финансируемая совместно участниками процесса общественного производства. Социальная помощь - это деятельность государственных органов по устранению угрозы снижения уровня жизни любых категорий населения более, чем это определено обществом в качестве минимально допустимого, путем предоставления денежной или натурально-вещественной помощи. В условиях рыночной экономики помощь неимущим играет самостоятельную роль и это направление социальной деятельности должно существовать параллельно с социальным страхованием.
Социальная помощь имеет общебюджетный характер, где круг обеспечиваемых ею - все нуждающиеся. Социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фонды, формируемые за счет страховых взносов, выплачиваемых за каждого застрахованного его работодателем, самым страхующимся и органами государственного управления из бюджетных средств, где круг обеспечиваемых - застрахованные лица.
Базовым
институтом социальной защиты выступает
система обязательного
Под обязательным социальным страхованием понимают систему экономических отношений, направленных на обеспечение управления социальными рисками общества путем перераспределения средств, собранных на эти цели в обязательном порядке или на добровольных началах и аккумулированных в специализированных автономных страховых фондах. [4,73 c.]
Система
обязательного социального
В
России система обязательного
Таким образом, в начале 90-х годов XX столетия в России законодательным путем была создана новая система обязательного социального страхования, охватывающая основные социальные риски. Проведенные преобразования системы обязательного социального страхования отвечали заложенным в Конституции РФ принципам социальной справедливости.
Институциональными характеристиками социального страхования являются:
ресурсы социального страхования, представляющие собой часть резервируемой заработной платы, которая должна быть достаточно большой по объему, около 30— 50% от величины выплачиваемой работнику, и формироваться с учетом видов социальных рисков и периодов выплат по ним, а также уровня замещения (размера пенсий и пособий к заработной плате), который находится в диапазоне 50-70% от средней заработной платы квалифицированных рабочих;
пропорции
распределения страховой