Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства по своей природе должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению. И это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность социального пространства государства. Социальными реформами логично считать коренные изменения в предмете, перечне и масштабах социальных обязательств государства перед гражданами, в организации и механизме их исполнении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ1
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА2
1.1 Политика государства в формирования доходов населения2
1.2 Государственные социальные гарантии и страхование5
1.3 Социальная политика и социальная экономика13
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ19
2.1 Основные направления социальной политики в России………………..…19
2.2 Отличительные черты социальной политики России25
2.3 Проблемы социальной политики России27
ГЛАВА 3 РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ34
3.1Бельгия34
3.2 Япония36
3.3 Италия38
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ СОЦ ПОЛ ГОС.docx

— 75.59 Кб (Скачать)
 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский  государственный  университет»

(ФГБОУ  ВПО «ЧелГУ»)

Костанайский  филиал  

Кафедра экономики 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

СОЦИАЛЬНОЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 
 
 

Специальность 080105-Финансы  и кредит  
Дисциплина  «Экономическая  теория»  
Автор курсовой работы _______________ А.И.Смирнова
    Группа ФиК-201
  «___»_______ 201__ г.  
     
     
Научный руководитель ________________ Т.А. Фёдорова,
    старший преподаватель
  «___»_______ 201__ г.  
 

    Оценка

    «_________________»

    «____» ___________201__ г.

                                          

                                                                                                                        Костанай, 201_ г. 

     ВВЕДЕНИЕ1

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА2

    1.1 Политика  государства в формирования доходов  населения2

      1.2  Государственные социальные  гарантии и страхование5

      1.3  Социальная политика и социальная экономика13

ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ19

    2.1  Основные  направления социальной политики в России………………..…19

    2.2 Отличительные  черты социальной политики России25

      2.3 Проблемы социальной политики  России27 

ГЛАВА 3 РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ34

      3.1Бельгия34

      3.2 Япония36

      3.3 Италия38

Заключение

Список использованной литературы

Приложения 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ.

     Социальная  политика государства по своей природе  должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе  с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой  по генезису и многословной по исполнению. И это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность  социального пространства государства. Социальными реформами логично  считать коренные изменения в  предмете, перечне и масштабах  социальных обязательств государства  перед гражданами, в организации  и механизме их исполнении.

     При этом чем менее конституционен (т. е. Менее обстоятельно закреплен  в основном законе ) и чем более  подзаконен и регионален массив рассматриваемых  социальных обязательств тем легче  “центру” осуществлять свои преобразования.

     Социальные  реформы последнего времени в  большинстве стран идут по пути перераспределения  социальных обязательств от государства  к гражданину. Правда, это базируется на весьма высоком и постоянно  возрастающем уровне гражданского благосостоянии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

    1.1 Политика  государства в формирования доходов  населения

     Одной из самых важных проблем в обществе, остро стоявшей во все времена, является проблема справедливого распределения доходов. История свидетельствует, что именно на почве раздела прибылей вспыхивали многочисленные конфликты и войны. Таким образом, от степени неравномерности доходов зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабильность общества.

     По  оценкам Всемирного банка, в конце  прошедшего столетия пятая часть  человечества имела более 4/5 мирового дохода, Это преимущественно жители промышленно развитых стран [1,25-34 c.]. В то время как в странах центральной Африки, ряде государств Латинской Америки, странах Восточной Европы и СНГ в 90-х гг. уровень жизни существенно снизился. Соответственно возросла роль государства в обеспечении социальной защиты населения, грамотной разработке социальной политики с целью уменьшения дифференциации доходов, борьбы с бедностью. Именно бедность называется главной причиной кризиса нации в России. Отсюда и задача номер один - ее ликвидация. Однако не все так однозначно. Считается, в частности, что доля собственно экономического фактора в сложившейся ситуации - не более 30%, остальные 70% приходятся на духовное неблагополучие народа, утрату им нравственных ориентиров, отсутствие того, чем можно гордиться [2,34 c.].

     Во  всем мире существует понятие «социальный  стандарт жизни». И только в России мерилом социального благополучия еще считается «минимальный размер оплаты труда» - МРОТ (и это притом, что теневой оборот денег в этой части еще недавно составлял около 40%). Остальное население (за рамками бедных) распределяется по следующим социальным группам: малообеспеченные (с доходами в 2-2,5 прожиточных минимума), средние (3-3,5 минимума), обеспеченные и богатые (6-7 минимумов). Только в последней группе питание, услуги, отдых - по потребности, можно покупать жилье, иметь солидные сбережения. В России численность населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня (так называемое малоимущее население) в 2009 г. составила 28,9 млн. человек (20,2% от всего населения), имелось и крайне бедное население с уровнем доходов в два и более раза ниже прожиточного минимума. Низкую оценку своего труда отмечает 45% россиян. Среднемесячная начисленная заработная плата в марте 2010 г., по предварительным данным, составила 20,16 тыс. руб. и по сравнению с мартом 2009 г. выросла на 10,1%, по сравнению с февралем 2010 г. - на 2,3%. При этом, по данным Росстата, средняя по стране заработной плата была максимальной у банкиров и финансистов - 35424 рубля, нефте- и газодобытчиков - 33934 и работников нефтеперерабатывающих заводов - 33618; минимальной - у крестьян -3847 рублей, продавцов в магазинах - 5039, учителей - 5097 и врачей - 5871. При таком уровне заработной платы неудивительно, что у нас 2/3 населения не имеют никаких сбережений. Для сравнения: в США «бедной» считается семья с доходами до 800 долларов на человека в месяц [3,31-35 c.].

     Усиление  неравенства в распределении  доходов, низкий уровень их у основной части населения и концентрация средств относительно небольшой группой людей понижают совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию производства и реального сектора экономики. В связи с этим нарастающее социально-экономическое расслоение становится одной из острых проблем современности.

     Традиционные  механизмы социальной защиты (гарантированная  минимальная заработная плата, различные  пособия) в условиях высокой инфляции и отсутствия соответствующей индексации утратили свою социальную роль. Для сглаживания дифференциации доходов населения государству следует предусматривать следующие меры государственной политики:

     Перераспределение полученных доходов через бюджет с помощью прямых методов регулирования - налоговой системы (переход к прогрессивной системе налогообложении доходов физических лиц), трансфертных платежей, дотаций, субвенций, субсидий и некоторых других, косвенных механизмов. При этом должно быть строгое соблюдение баланса между экономической эффективностью и перераспределением.

     Свободный доступ малообеспеченных к образованию  и профессиональной подготовке.

     Несомненно, очень важен процесс совершенствования  и развития политики занятости. На рынке  труда должна осуществляться активная политика, расширяющая возможности, особенно молодежи, трудоустройства. В  условиях невысокой инвестиционной активности следует уделять повышенное внимание введению рабочих мест с  относительно невысокой стоимостью, содействуя распространению индивидуального  предпринимательства и занятости  в таких сферах, как социально-бытовые услуги, жилищное строительство. Следует организовывать стимулирующие мероприятия с помощью различных налоговых льгот, создание дополнительных рабочих мест в малом бизнесе и поощрять предоставление там работы социально уязвимым категориям населения.

     Еще одно перспективное направление  перераспределения доходов - развитие системы социального страхования  населения. На сегодняшний день в  России существует система единых страховых  взносов, вне зависимости от уровня заработка и доходов застрахованных лиц.

     1.2  Государственные социальные гарантии  и страхование

     Социальное  страхование и социальная помощь принципиально различны. Социальное страхование в классическом понимании - это система ослабления социального  риска от известной опасности, финансируемая  совместно участниками процесса общественного производства. Социальная помощь - это деятельность государственных органов по устранению угрозы снижения уровня жизни любых категорий населения более, чем это определено обществом в качестве минимально допустимого, путем предоставления денежной или натурально-вещественной помощи. В условиях рыночной экономики помощь неимущим играет самостоятельную роль и это направление социальной деятельности должно существовать параллельно с социальным страхованием.

     Социальная  помощь имеет общебюджетный характер, где круг обеспечиваемых ею - все нуждающиеся. Социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фонды, формируемые за счет страховых взносов, выплачиваемых за каждого застрахованного его работодателем, самым страхующимся и органами государственного управления из бюджетных средств, где круг обеспечиваемых - застрахованные лица.

     Базовым институтом социальной защиты выступает  система обязательного социального  страхования, позволяющая не только существенно смягчить важнейшие виды социальных рисков, ведущих к потере жизни, здоровья, трудоспособности, дохода, но и предпринять меры по их предупреждению и снижению.

     Под обязательным социальным страхованием понимают систему экономических отношений, направленных на обеспечение управления социальными рисками общества путем перераспределения средств, собранных на эти цели в обязательном порядке или на добровольных началах и аккумулированных в специализированных автономных страховых фондах. [4,73 c.]

     Система обязательного социального страхования  является важным элементом социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечивающим непрерывность процесса общественного воспроизводства, способствующим решению государственных социальных проблем, участвующим в процессе формирования внутренних ишестиционных ресурсов. От состояния и эффективности функционирования национальной системы обязательного социального страхования во многом зависят социальная стабильность общества и темпы экономического роста.

     В России система обязательного социального  страхования в современном ее виде формируется на протяжении последних 18 лет. Механизмы и институты, доставшиеся  ей в наследство от советской системы (основной формой социальной защиты в  СССР было государственное социальное обеспечение), в условиях рыночной экономики потребовали серьезной модернизации.

     Таким образом, в начале 90-х годов XX столетия в России законодательным путем была создана новая система обязательного социального страхования, охватывающая основные социальные риски. Проведенные преобразования системы обязательного социального страхования отвечали заложенным в Конституции РФ принципам социальной справедливости.

     Институциональными  характеристиками социального страхования  являются:

     ресурсы социального страхования, представляющие собой часть резервируемой заработной платы, которая должна быть достаточно большой по объему, около 30— 50% от величины выплачиваемой работнику, и формироваться с учетом видов социальных рисков и периодов выплат по ним, а также уровня замещения (размера пенсий и пособий к заработной плате), который находится в диапазоне 50-70% от средней заработной платы квалифицированных рабочих;

     пропорции распределения страховой нагрузки между работодателями и работниками, типичными для которых являются соотношения: 2/3 ее величины приходится на работодателей и 1/3 — на работников; в отдельных странах государство дотирует некоторые виды социального императивные требования эффективного функционирования социального страхования автономность бюджетов фондов социального страхования от государственных бюджетов всех уровней;

Информация о работе Социальная политика государства