Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика государства по своей природе должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению. И это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность социального пространства государства. Социальными реформами логично считать коренные изменения в предмете, перечне и масштабах социальных обязательств государства перед гражданами, в организации и механизме их исполнении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ1
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА2
1.1 Политика государства в формирования доходов населения2
1.2 Государственные социальные гарантии и страхование5
1.3 Социальная политика и социальная экономика13
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ19
2.1 Основные направления социальной политики в России………………..…19
2.2 Отличительные черты социальной политики России25
2.3 Проблемы социальной политики России27
ГЛАВА 3 РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ34
3.1Бельгия34
3.2 Япония36
3.3 Италия38
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ СОЦ ПОЛ ГОС.docx

— 75.59 Кб (Скачать)

     В России уже заложен прочный фундамент  продуктивной системы ценностей: общество приняло и поддержало частную  собственность, демократические процедуры, политическую и экономическую свободу. Эта система ценностей эффективно работает только тогда, когда есть доверие - доверие между гражданином и  государством, между работником и  работодателем, между хозяйствующими субъектами и между отдельными людьми. Доверие, в свою очередь, должно стать  основой нового общественного договора, согласия активных сил общества по содержанию предлагаемых изменений, взаимным обязательствам общества и власти.

     Масштаб проблем, с которыми столкнулась  Россия, таков, что невозможно надеяться  на решение их “сверху” или тем  более “сбоку” – какой-то сторонней  силой. Эта задача под силу лишь всей стране в целом.

     Прогресс  достижим только в результате объединения  усилий власти и самого общества в  деле создания страны, способной дать достойное существование своим  гражданам и тем самым занять достойное место в мировом  сообществе. Программа заключается  в том, чтобы создать основы для  возникновения нового общественного  договора как механизма реализации Программы. Только таким образом  можно снять преграды на пути общественного  развития и создать стимулы для  активизации деятельной части населения.

     Перед российским государством и обществом  стоят следующие задачи:

     установить  новый социальный контракт;

     осуществить реформу власти;

     провести модернизацию экономики.

     Частный бизнес стал самостоятельным, дееспособным.

     Цели  Программы достижимы только в  результате модернизации экономики. Единственным способом сократить образовавшийся разрыв между Россией и наиболее развитыми странами, создать базу для повышения уровня жизни граждан является экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики. Такой экономический рост может быть обеспечен сочетанием накопления капитальных и интеллектуальных ресурсов, повышения эффективности их использования, высвобождения предпринимательской инициативы. Снижение административного и налогового пресса для бизнеса позволит уже на первом этапе получить отдачу от использования краткосрочных ресурсов роста - через повышение производительности труда, загрузку простаивающих жизнеспособных мощностей. На втором этапе экономическая свобода выразится в росте эффективности инвестиций, на активное привлечение которых будет направлена экономическая политика.

     В социальной политике необходимо завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Это означает доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего, образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.

     Опыт  развития европейской цивилизации, к которой принадлежит Россия, убедительно показал, что преобладание распределительных функций государства  и пренебрежение к личной инициативе ведут к экономическому застою, политической апатии и гражданскому безразличию.

     Принципиально важными направлениями социальной политики в условиях модернизации экономики  становятся, во-первых, поддержка социально уязвимых групп населения, во-вторых, инвестиции в развитие человека, прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в глобальной, информационной, динамично развивающейся мировой экономике.

     Сложность проблем и глубина необходимых  преобразований требуют комплексного подхода к проведению реформы  государственной власти, модернизации экономики и социальных преобразований. Для достижения цели Программы необходимо равномерное продвижение по этим направлениям, без этого будет  невозможно создать реальную основу и механизм поступательного развития экономики и общества в целом.

     Без реформирования систем государственного управления, судебной защиты и правоохранительной деятельности, а также федеративных отношений нельзя реализовать большую  часть программы модернизации экономики  –создание благоприятного инвестиционного  климата, ответственную бюджетную  политику и структурные реформы. В то же время, только в условиях нового социального контракта, основанного  на выполнении взаимных обязательств государства и общества, власть станет по-настоящему эффективной. Экономические  реформы, структурная перестройка  экономики, невозможна без создания эффективной системы социальной защиты, а экономический рост останется  иллюзорным без инвестиций в человеческий капитал – образование и здоровье граждан, науку и культуру. С другой стороны, никакое существенное повышение  уровня жизни граждан, снижение социального  неравенства не станут реальными  без экономического роста.

     Сегодня Россия получила шанс на решительное  экономическое обновление. Этот шанс - в сложившемся сочетании позитивных факторов: политической стабильности, относительно благоприятной конъюнктуры  внешних рынков, готовности людей  воспринимать перемены.

     Использовать  этот шанс, реализовать потенциал  развития экономики и роста благосостояния наших граждан и есть задача социально-экономической политики Правительства. Если шанс не будет использован, если ближайшие годы не станут временем быстрых экономических перемен, экономическая отсталость страны станет необратимой, что будет угрожать не только социальной стабильности, но и существованию России как государства.[8]

     2.2 Отличительные черты социальной  политики Росии

     Предметом социальной политики государства выступают  трудовые отношения, отношения в  сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта. Эти отношения  оказывают непосредственное воздействие  на воспроизводство социальных (человеческих) ресурсов общества, качество жизни  населения, его общественное поведение.

     В XX в. одной из важнейших тенденций  развития современных обществ стало  неуклонное возрастание роли социальной политики государства как фактора, обеспечивающего стабильное его  развитие.

     Социальная  политика, осуществляемая современным  российским государством, по многим своим  параметрам является неэффективной. Выбор  в 1992 г. курса реформ, в основе которого лежали установки “шоковой терапии”, предполагал отказ от социальной политики социалистического типа (всеобщая занятость населения, бесплатное здравоохранение  и образование и пр.). Эффективность  социальной политики приносилась в  жертву эффективности экономических  преобразований, которые предполагалось осуществить в сжатые сроки, что  позволило бы минимизировать (по крайней  мере, во времени) социальные издержки реформ.

     В начале реформ предполагалось, что  рациональное использование имеющихся  ресурсов, а также ресурсов, полученных в процессе реформ (доходы от приватизации и пр.), позволит организовать адресную помощь наименее защищенным группам  населения: пенсионерам, многодетным  семьям, всем тем, кто потерял работу в процессе структурной перестройки  экономики. Все остальные должны были рассчитывать на свою предприимчивость.

     По  мере осуществления реформ, предполагалось усиливать их социальную ориентацию, выводя социальную политику на параметры, свойственные социальной политике, реализуемой  в развитых странах. В качестве одной  из важнейших социальных задач рассматривалось  формирование в России “среднего  класса”, являющегося основной социальной базой устойчивого развития, рыночной экономики, гражданского общества и  правового государства.

     Однако  реальность реформируемого постсоветского общества продемонстрировала утопизм, необоснованность этих планов. Реальная социальная политика, осуществляемая в современной России, характеризуется  фрагментарностью; отсутствием целей, реализация которых обеспечивалась бы материальными ресурсами, усиливающейся  неопределенностью в выборе приоритетов, способов их воплощения в реальную практику. Отсутствует координация  подходов к экономической и социальной политике. Государство пока не способно задействовать потенциал социальной политики как одного из средств экономического подъема страны. Государственная  власть зачастую рассматривает систему  социальной защиты населения как  некий “балласт”, ограничивающий использование  ресурсного потенциала в целях подъема  экономики. Власть стремится минимизировать свои обязательства перед обществом  в социальной сфере, переложить основные расходы в социальной сфере на регионы и самих граждан. Этими  установками пронизаны последние  проекты социальных реформ: пенсионной системы, жилищно-коммунальной сферы, систем образования и здравоохранения.

     Ситуация  обостряется тем, что социальные интересы населения становятся объектом популистской демагогии (в периоды  важнейших политических кампаний). Обещания, щедро раздаваемые политиками, вскоре “забываются” или откладываются  до “лучших времен”. В реальной же действительности наблюдается процесс деградации социальных отношений, следствием чего стали такие процессы, как депопуляция населения, растущая безработица, нарастание несоответствия по уровню и качеству жизни немногочисленного процветающего слоя населения и большей его части, опустившейся за черту социального бедствия. Такой процесс предопределяет растущую нестабильность общества, дискредитирует курс реформ, подрывает доверие населения к Правительству и государственным институтам России.[9]

2.3 Проблемы  социальной политики Росии 

     Такие данные – медицинские, статистические и социологические – позволяют  выявить основные социальные болезни. Следует отметить, что ранжирование социальных проблем – оценка относительной  важности, ост роты – весьма сложный  процесс, поскольку большинство  проблем взаимозависимы, вытекают одна из другой, некоторые имеют краткосрочный  характер, другие долгосрочны или  исторически присущи нашему на роду. Поэтому социальные проблемы рассматриваются  далее без оценки их относительной  их важности.

     Бедность, нищета населения 

     В списке проблем, выделяемых населением, лидирует бедность. Три четверти населения за это время лишь обеднели, к медленно растущему “среднему классу” можно причислить только 15–20% населения. В нищете, по критериям ООН, живут 20–30% населения, в бедности – три четверти населения России. В отличие от западных стран у нас не происходило “просачивания” доходов от богатых к бедным (“trickle down”), скорее – “бедные беднели, богатые богатели”. Разрыв между наиболее богатыми слоями – верхними 10% населения – и самыми бедными 10% составляет, по разным оценкам, 15–20 раз.

     Основная  причина бедности, очевидно, не бедность самой богатой минеральными ресурсами  страны, а экономическая политика властного класса. [10,41-47 c.].

     Алкоголизация населения, пьянство

     Алкоголизация населения – всеми признанная национальная проблема. По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, у нас это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным – свыше 20 л. Народ вымирает в значительной мере от всеобщей алкоголизации. Свыше 80% употребляют спиртные напитки, треть  регулярно пьёт водку, в стране 3 млн зарегистрированных алкоголиков, 25–30 млн зависимых от алкоголя, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных  отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Эти  факты уже признаются всеми, однако причины и меры борьбы называются самые разные [11].

     Один  из факторов роста алкоголизма –  “левая”, теневая, водка, производимая без уплаты акциза и других налогов, продаваемая нелегально и приносящая производителям 2–3 млрд долл. в год.

     Объём производства такого не облагаемого  акцизом технического спирта составляет половину от объёма производства пищевого спирта. Это ещё один источник огромных нелегальных доходов. По мнению экспертов, “недалеко от правительства окопалась  целая группа людей, паразитирующих на распределении квот по производству технического спирта” [12,54-61 c.]. Народ пьёт от нищеты, безработицы, особенно на селе, общей неустроенности – эти причины указывают в опросах 47%. Но водку пьют и из-за её относительной дешевизны по сравнению с вином и пивом, это “северный”, он же русский, тип потребления. При этом для беднейших слоев и 65 р. за бутылку – старая минимальная цена – слишком много, и они предпочитают жидкость для мытья стекол. Нация спивается, но в государстве нет долгосрочной, понятной населению стратегии борьбы с алкоголизацией, и за десять лет ситуация стала только хуже.

Информация о работе Социальная политика государства