Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 00:12, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является изучение основных аспектов системы обязательного медицинского страхования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Выявить сущность системы обязательного медицинского страхования;
2. Рассмотреть правила ОМС;
3. Рассмотреть систему медицинского страхования за рубежом;
4. Рассмотреть организацию и финансирование ОМС.
Объектом исследования является система обязательного медицинского страхования.
Предметом исследования является
Введение………………………………….………………………………………3
1. Система обязательного медицинского страхования
1.1. История становления ОМС…………..…..….……………………………5
1.2. Сущность системы ОМС………………………………….………………9
1.3. Правила ОМС…………………………………….………………………13
Выводы по главе 1……………………………………….………………………19
2. Организация и финансирование ОМС
2.1. Принципы организации и финансирования ОМС………...…………..20
2.2. Федеральный фонд ОМС…………………………………...……………25
2.3. Территориальные фонды ОМС………………………….…..…………..26
2.4. Страховые медицинские организации………………….……..………..28
2.5. Особенности организации ОМС в современных условиях……………31
Выводы по главе 2……………………………………….………………………33
3. Обязательное медицинское страхование за рубежом
3.1. Принципы организации ОМС…………………………………………...35
3.2. Оплата медицинских услуг……………………………………………...37
3.3. Финансирование затрат на медицинское обслуживание……………...41
Выводы по главе 3………………………………………………………………43
Заключение…………………………………………….………………………...44
Страховой полис выдается страховой медицинской организацией каждому застрахованному ею гражданину и удостоверяет заключение договора ОМС в его пользу. При обращении в медицинское учреждение застрахованный гражданин обязан предъявлять полис и документ, удостоверяющий его личность. Вместе с тем отсутствие у гражданина, обратившегося за медицинской помощью, страхового полиса не является основанием для отказа или переноса сроков лечения. В таком случае ЛПУ должно известить об этом страховую медицинскую организацию или территориальный фонд ОМС, которые обязаны определить страховую принадлежность гражданина и предоставить требующуюся помощь. Экстренная и неотложная медицинская помощь оказываются незамедлительно. В случае необходимости плановой медицинской помощи предполагается наличие очередности.
Работающие граждане получают страховые полисы по месту работы. В случае увольнения они обязаны сдать полис работодателю (страхователю), который передает его в страховую медицинскую организацию. При трудоустройстве гражданин получает новый страховой полис у нового работодателя или страховой медицинской организации.
Неработающие граждане получают полисы по месту жительства в уполномоченных органах административного управления, например в территориальных управлениях по административным районам. При изменении постоянного места проживания неработающие граждане должны перерегистрировать страховой полис в СМО, осуществляющей медицинское страхование неработающего населения, по новому месту проживания.
Гражданин имеет право на выбор страховой медицинской организации. Для этого он письменно заявляет страхователю, уплачивающему за него взносы на ОМС, о своем выборе. Страхователь обязан заключить договор обязательного медицинского страхования в пользу такого гражданина с выбранной страховой медицинской организацией.
В целях получения первичной медицинской помощи гражданин должен быть зарегистрирован в базовом амбулаторно-поликлиническом учреждении (АПУ), включенном в программу ОМС. Для граждан, не имеющих регистрации, базовым считается АПУ по месту постоянного проживания застрахованного. Права граждан по выбору медицинского учреждения регламентируются территориальной программой ОМС. Перечень медицинских учреждений, предусмотренных территориальной программой ОМС и осуществляющих медицинскую помощь по страховому полису, должен быть предоставлен застрахованному страховой медицинской организацией, выдавшей полис.
Медицинское учреждение обязано по требованию застрахованных граждан предоставлять им информацию о:
В случае не предоставления помощи или несоблюдения медицинским учреждением условий ее оказания застрахованный гражданин вправе обратиться по вопросам защиты своих интересов в страховую медицинскую организацию, которая обязана такую защиту предоставить.
Кажущиеся ясными и прозрачными в законодательных и нормативных документах правила организации и осуществления ОМС в реальной практике сплошь и рядом не выполняются или нарушаются. Эти нарушения связаны, главным образом, с занижением объемов территориальных программ ОМС и изначальной недостаточностью средств страховых взносов и бюджетных ассигнований на покрытие всех декларируемых государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Кроме того, реализация прав граждан по ОМС зависит от того, какие организационные меры приняты для конкретного воплощения законодательных норм и положений. Поскольку население всегда является неравноправным партнером в отношениях с органами власти и учреждениями здравоохранения, то его права должны быть не просто заявлены, но и обеспечены эффективными способами их реализации.
Выводы по главе 1
На протяжении всего своего существования медицинское страхование имело огромную значимость для населения, даже в средние века органы власти понимали ценность и обязательность медицинского страхования.
Медицинское страхование представляет собой систему общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из специальных страховых фондов.
Обязательное
Правила ОМС разрабатываются
и утверждаются в каждом субъекте
РФ на основании Закона РФ «О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации»
и Типовых правил обязательного Медицинского
страхования, утвержденных ФФОМС.
Глава 2. Организация и финансирование ОМС
Основной
целью ОМС является сбор и капитализация
страховых взносов и
2.1. Принципы организации и финансирования ОМС
Обязательное медицинское страхование — один из наиболее важных элементов системы охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС организуется и осуществляется государством и носит всеобщий характер. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное медицинское страхование. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам РФ равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами ОМС.
Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет обязательных взносов различных категорий страхователей. Страхователями по ОМС, т.е. теми субъектами, которые уплачивают страховые взносы на обеспечение всем гражданам медицинского страхования, выступают хозяйствующие субъекты и местные органы исполнительной власти.
Все
хозяйствующие субъекты независимо
от форм собственности и
(таблица 1).
Таблица 1.
Страховые взносы уплачиваются со всех выплат, начисленных в пользу работников в денежной и натуральной форме за исключением выплат, осуществляемых за счет чистой прибыли, компенсационных выплат, социальных выплат и некоторых других. Суммы начисленных взносов уплачиваются на счета Федерального казначейства ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца. Платежные поручения на перечисление страховых взносов страхователи представляют в банк одновременно с представлением документов на выдачу средств на оплату труда. Органы Федерального казначейства в течение суток обязаны перечислять поступающие суммы взносов на счета соответствующих фондов ОМС. Страхователи несут ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты страховых взносов. За нарушение порядка уплаты страховых взносов к ним применяются различные финансовые санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
За неработающее население страховые взносы на ОМС обязаны платить органы исполнительной власти с учетом объемов территориальных программ ОМС в пределах средств, предусмотренные в соответствующих бюджетах на здравоохранение. К неработающему населению относят детей, учащихся, инвалидов, пенсионеров, безработных. Органы исполнительной власти обязаны перечислять средства на ОМС неработающего населения ежемесячно, не позднее 25-го числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели.
Перечисление
средств в территориальные
В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» управление финансовыми средствами системы ОМС осуществляется фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями. Они заключают договоры на осуществление ОМС, аккумулируют страховые взносы, направляют средства на оплату медицинских услуг. С точки зрения теории страхования все они выступают страховщиками, но имеют существенные различия и обладают строго разграниченными полномочиями по выполнению конкретных финансовых и страховых операций.
Финансовый и организационный механизм обязательного медицинского страхования представлен на рисунке 2.
Рисунок
2.
2.2. Федеральный фонд ОМС
Первый уровень страхования в системе ОМС представляет федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Федеральный ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, действующим на основании устава. ФФОМС подотчетен Законодательному Собранию и Правительству РФ. Ежегодно бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются Государственной Думой. Управление деятельностью фонда осуществляется правлением и постоянно действующей исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители Законодательного Собрания, министерств здравоохранения, финансов, социальной защиты, территориальных ФОМС, Центрального банка, Ассоциации страховых медицинских организаций, Профессиональной медицинской ассоциации; страхователей и профсоюзов.
Финансовые средства
ОМС формируются за счет страховых
взносов, предназначенных для фондов
ОМС в составе единого
Информация о работе Система обязательного медицинского страхования