Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".

Работа содержит 1 файл

OTVET_by_Dyachkova.doc

— 829.50 Кб (Скачать)

Если последовательное потребление какого- либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщенности, то дополнительная полезность от использования  одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться. Эта закономерность имеет универсальный характер и носит название закона убывания предельной полезности (или первого закона Госсена, в честь немецкого экономиста XIX в., впервые его сформулировавшего).

 

 

29) Поведение потребителя и классификация спроса.

СПРОС И ПОТРЕБНОСТИ

Спрос на какой-либо товар характеризует потребности людей, их желание приобрести то или иное количество данного товара. Характеризует, но не совпадает полностью. Потребность в некотором благе подразумевает желание его иметь. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам. Механизм рынка позволяет удовлетворять лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос. Таким образом, спрос - это платежеспособная потребность в каком либо товаре или услуге.

РЫНОЧНЫЙ СПРОС  И МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ. Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Если индивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос будет суммированным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей. Для практической оценки рыночного спроса используют самые разнообразные методы, в том числе среди наиболее распространенных можно назвать:

•опрос потребителей, позволяющий выявить их предпочтения и возможности; •рыночный эксперимент, в условиях которого моделируется требуемая ситуация, задаются новые параметры, например, новые цены, и проводится сравнительный анализ поведения потребителей в старых и новых условиях; •статистический метод, при котором исследуются взаимосвязи между спросом и ценами на интересующий товар за определенный период времени и т.д. ВЕЛИЧИНА И ЦЕНА СПРОСА. Конкретным показателем спроса служит величина, или объем, или количество спроса.

Величина  спроса (Qd, quantity of demand) - количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж. Так, например, назначение государством заниженных цен на какой-либо товар (или запрет на повышение цен в государственных магазинах) может вызвать существенный рост величины спроса. При этом объем продаж может оказаться низким в результате незаинтересованности производителя продавать по установленным ценам.

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов), среди которых наиболее значимыми считаются  вкусы потребителей, размеры их дохода, цены данного и других товаров на рынке.

Максимальная  цена, которую покупатели готовы заплатить  за определенное количество данного  товара или услуги называется ценой спроса (Рd).

ФУНКЦИЯ СПРОСА

Зависимость между  величиной спроса и определяющими  его факторами (детерминантами) называют функцией спроса и в самом общем виде записывают следующим образом:

Qd=Qd(Р1,...,Рi...Рn,I,Е,R,N,Т,Х),

где Qd - величина спроса на рассматриваемый товар ;

P1,...Рn - цены рассматриваемого и других товаров;

I - потребительский  доход;

Е - ожидания потребителей относительно будущих цен, доходов и доступности товаров;

R - денежный доход потребителей;

 

30.Понятие,  структура, кругооборот и повышение  отдачи основных средств фирмы

 пр-во - это  процесс изготовления материальных  благ или процесс использования рабочей силы, оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления необходимых товаров и оказания услуг.

В экономической  теории под фактором  пр-ва понимается особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результаты  пр-ва.

Таких факторов, которые используются для вос  пр-ва продукта, очень много. Причем, для  пр-ва каждого продукта существует свой набор факторов. Поэтому возникает  потребность в их классификации.

Существуют различные подходы в выделении факторов и их классификации в отдельные группы.

Марксистская  теория в качестве факторов выделяет рабочую силу, предмет труда и  средства труда, подразделяя их на две  большие группы: личный фактор  пр-ва и вещественный фактор  пр-ва.

В качестве личного фактора  пр-ва всегда рассматривается рабочая сила как совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду.

В качестве вещественного  фактора принимаются все средства пользователя.

Личный и вещественный факторы образуют сложную систему взаимодействия, эффективность которой определяется технологией и организацией  пр-ва. При этом технология выражает взаимодействие между главными факторами пр-ва. Она предполагает использование разнообразных методов обработки, изменения свойств, формы, состояния предметов труда.

Организация  пр-ва обеспечивает согласованное функционирование всех факторов  пр-ва, их пропорциональное количественное соотношение, взаимозаменяемость и т.д. Маржиналистская теория традиционно  выделяет четыре группы факторов  пр-ва: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.

Земля рассматривается  как естественный фактор. Она не является результатом человеческой деятельности. К этой группе элементов (факторов)  пр-ва относят и природные  богатства, залежи ископаемых, которые используются в производственном процессе. В эту категорию включаются пахотные земли, леса и т.д.

Капитал как  фактор  пр-ва в виде совокупности благ, используемых в производстве товаров и услуг, - это инструмент, машины, оборудование, складские помещения, транспортные коммуникации, средства связи и т.д. Их техническое состояние постоянно совершенствуется и оказывает решающее влияние на общую результативность производственного процесса и его эффективную целесообразность. Капитал имеет много значений и может трактоваться как сумма денег, как нечто, что включает в себя не только материальные предметы (средства  пр-ва), но и нематериальные элементы, такие, как человеческие способности, образование, квалификация. Но все эти разные взгляды на капитал едины в одном: капитал - это способность приносить доход.

Капитал материализуется  в зданиях, сооружениях, оборудовании. Такой капитал функционирует  в производственном процессе несколько  лет и носит название основного  капитала. Капитал, который материализуется в сырье, материалах, энергетических ресурсах и расходуется сразу в процессе одного производственного цикла, получил название оборотного капитала.

В экономической  литературе есть понятие физического  капитала - это имущество длительного  пользования (машины, оборудование, здания), используемое фирмой в ее деятельности. Уменьшение стоимости физического капитала в результате его использования в течение определенного периода времени (обычно за год) составляет его износ.

 

31.Понятие,  структура, кругооборот и повышение отдачи основных средств; подходы и методы определения потребности

В условиях работы предприятий на принципах коммерческого  расчета возрастает необходимость  определения потребности предприятий  в собственных оборотных средствах, играющих главную роль в нормальном функционировании предприятий.

Определение потребности  предприятия в собственных оборотных  средствах осуществляется в процессе нормирования, т.е. определения норматива  оборотных средств.

Целью нормирования является определение рационального размера оборотных средств, отвлекаемых на определенный срок в сферу  пр-ва и сферу обращения.

Потребность в  оборотных средствах для каждого  предприятия определяется при составлении  финансового плана. Т.о., величина норматива  не является величиной постоянной. Размер собственных оборотных средств зависит от объема  пр-ва, условий снабжения и сбыта, ассортимента производимой продукции, применяемых форм расчетов.

При исчислении потребности предприятия в собственных  оборотных средствах необходимо учитывать следующее. Собственными оборотными средствами должны покрываться потребности не только основного пр-ва для выполнения производственной программы, но и потребности подсобного и вспомогательного производств, жилищно-коммунального хозяйства и других хозяйств, не относящихся к основной деятельности предприятия и не состоящих на самостоятельном балансе, капитального ремонта, осуществляемого собственными силами.

Нормирование  оборотных средств осуществляется в денежном выражении. В основу определения  потребности положена смета затрат  на   пр-во продукции (работ, услуг) на планируемый период.

Для определения  норматива принимается во внимание среднесуточный расход нормируемых  элементов в денежном выражении. По производственным запасам среднесуточный расход рассчитывается по соответствующей статье сметы затрат на  пр-во: по незавершенному производству - исходя из себестоимости валовой или товарной продукции; по готовой продукции - на основании производственной себестоимости товарной продукции.

В процессе нормирования устанавливаются частные и совокупные нормативы. К частным относятся нормативы оборотных средств в производственных запасах: сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, тары, МБП, запчастей; в незавершенном производстве и полуфабрикатах собственного  пр-ва; в расходах будущих периодов; готовых изделиях. Совокупныйнорматив оборотных средств отражает общую потребность предприятия в собственных оборотных средствах в планируемом периоде путем сложения частных нормативов.

Процесс нормирования состоит из нескольких последовательных этапов.

Вначале разрабатываются  нормы запаса по каждому элементу нормируемых оборотных средств. Норма - относительная величина, соответствующая  объему запаса каждого элемента оборотных средств. Как правило, нормы устанавливаются в днях запаса и означают длительность периода, обеспечиваемого данным видом материальных ценностей.

Норма запаса может  устанавливаться в процентах, в  денежном выражении к определенной базе.

 

32)кривые безразличия и их свойства. Ординалистский подход к анализу потребительского поведения является более современным и не требует точного количественного измерения полезности. Более важным считается возможность сопоставления и сравнения различных потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности для данного потребителя.

Исходным инструментом анализа потребительских предпочтений становятся кривые безразличия.

Кривые  безразличия представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или, если пользоваться терминологией кардиналистского направления, одинаковую полезность). Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

Рис. 32. Карта  безразличия                                                       ИСХОДНЫЕ АКСИОМЫ АНАЛИЗА                                      Построение и анализ этих кривых основывается на следующих допущениях, или аксиомах:

•Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта)

•Аксиома непрерывности.

Все товары можно  непрерывно разбивать на все более  мелкие единицы, так что размеры  единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.

•Аксиома возможности  выбора)

Предполагает  способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительнее набора В (А > В), либо набор В предпочтительнее набора А (А < В), либо наборы А и В имеют одинаковую полезность для потребителя (А=В).

•Аксиома транзитивности.

Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских  корзин(наборов) А, В и С, если потребитель  предпочитает набор А в большей  степени, чем набор В, и набор В в большей степени, чем набор С, то он однозначно предпочитает потребительский набор А в большей степени, чем набор С, или

если А>В> С, то А > С.

Аналогичным образом, если для потребителя потребительская  корзина А столь же значима, что и потребительская корзина В, а корзина В - что и корзина С, то корзины А и С также являются одинаковыми по своим полезностям для данного потребителя, или,

если А = В = С, то А = С.

•Аксиома ненасыщенности.

Для любого набора А всегда существует набор В, более  предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочтет иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.

обуславливает следующие свойства стандартных  кривых безразличия:

•Кривая безразличия  является непрерывной функцией, а  не набором дискретных точек;

•Для любого заданного уровня полезности может  быть проведена своя кривая безразличия, отражающая различные комбинации двух товаров, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения.

•Кривые безразличия, описывающие поведение одного потребителя, никогда не пересекаются.

Рис. 33. Кривые безразличия

•Кривые безразличия не имеют участков возрастания.

Если бы участок  возрастания существовал, то при  движении вдоль него увеличивалось  бы количество как первого (q1), так и второго (q2) товара, т.е. в соответствие с аксиомой ненасыщенности возросла бы степень удовлетворения потребителя, а она (степень) должна быть постоянной на всем протяжении кривой безразличия.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"