Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".

Работа содержит 1 файл

OTVET_by_Dyachkova.doc

— 829.50 Кб (Скачать)

Функция денег - соизмерение стоимостей, а функция меры стоимостей – это лишь частное проявление на определённой стадии развития производственных отношений.

Деньги выполняют  ф-ции:

Мера  стоимости. В деньгах измеряют свою стоимость другие товары и услуги. Средство обращения. Деньги позволяют осуществлять обменные сделки. Средство накопления. Деньги служат для осуществления сбережений. Cредство платежа (В качестве платежа выступают реальные деньги – золото, монеты, и бумажные деньги, кредитные карты)

Чтобы выполнять  функции денег, сам денежный материал должен обладать рядом х-к: Портативность (относительно большая ценность в малом объеме); Сохраняемость;

Экономическая делимость ( часть целого стоит соответствующую часть от стоимости целого). Деньги возникли 6 - 7 тыс. лет тому назад, бумажные стали внедряться в Европе в 18 веке.

 Деньги возникли в процессе товарного обращения. Количество денег, необходимых для обеспечения товарного обращения, зависит прежде всего от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.  Денежная масса в обращении - это не только наличные деньги, но и чековые вклады в банках. Она увеличивается, когда коммерч. банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда клиенты возвращ. ссуды. Изменения в денежн. массе влияют на совокупный спрос. Количество денег в обращении зависит и от скорости оборота каждой денежной единицы. Стоимость денег определяется их редкостью по отношению к их полезности. Полезность денег состоит в их уникальной способности обмениваться на товары и услуги как сейчас, так и в будущем. Количество товаров и услуг, приобретаемых за денежную единицу, изменяется обратно пропорционально уровню цен.

Когда индекс потребительских  цен растет, покупательская способность  денег падает, появляются деньги, не обеспеченные товарами, что означает инфляцию. Она может вызываться разными причинами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, когда расходы государства превышают его доходы, и отставание пр-ва товаров от роста платежеспособного спроса и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом и другими факторами. От того как поставлено в обществе "управление" денежным обращением, зависят темпы экономического роста, стабильность уровня цен, занятость населения, спокойное или возбужденное его состояние. Виды денег

наличные  деньги – банкноты, которые выпускают ЦБ стран, это казначейские билеты, выпускаемые министерствами финансов стран (в России-нет), и металлические деньги – монеты

собственно  деньги – это все наличные деньги и чеки, которые выписываются всем тем, кто положили свои наличные деньги в коммерческие банки на так называемые чековые вклады (депозиты). квазиденьги (почти деньги) – это бесчековые депозиты в коммерческих банках; это все те вклады до востребования, это все срочные вклады, это текущие счета фирм в коммерческих банках, и это государственные ценные бумаги

кредитные деньги (банковские деньги) – это банкноты, чеки и векселя. Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая, что какое-то лицо купило у продавца товар в кредит

электронные деньги, которыми расплачиваются с помощью  электронных сигналов компьютеров  и компьютерных сетей. (пластиковые  карточки, кредитные карточки, дебетовые карточки).безналичные деньги – это все текущие счета фирм и все депозиты в коммерческих банках.

Денежная  масса – совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономике страны.

  Современная  теория денег.

Сегодня ценность бумажных денег определяется тремя  факторами:

1)Общепризнанностью бумажных денег во всём мире. Люди к ним привыкли, люди давно научились считать их деньгами, и у них не возникает никаких вопросов по этому поводу. 2)Стоимость, ценность бумажных денег определяется декретивностью, т.е. номиналы бумажных денег задаются гос-вом, люди привыкли к этому. 3)Главный фактор: стоимость, ценность бумажных денег определяется их редкостью, т.е. их соответствием суммам цен тех товаров и платных услуг, которые производятся в данной рыночной экономике в данном году. Как только это соответствие, будет нарушено, стоимость ценных денег изменится

 

8) Рынок: содержание, ф-ции, хозяйственный механизм.

  Рынок- система отношений, в которой связи покупателей и продавцовнастолько свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Рынки принимают самые разные формы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения.

  Механизм  рынка - это механизм прогресса. Рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Рын мех действует как мех принуждения, заставляющий предпринимателей действовать в конечном счете на пользу потребителей. Рын мех- мех формирования цен и распредел ресурсов, мех взаимод продавцов и покуп по поводу пр-ва и потребления. Особ рын мех-каждый его элемент тесно связан с ценой! 

Рынок выполняет  определенные функции: - выдает сигналы пр-ву по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению; - уравновешивает спрос и предложение; - обеспечивает сбалансированность экономики;  

- на основе дифференциации  товаропроизводителей ведет к  утверждению нового, прогрессивного  в жизни общества;  - это своеобразный двигатель научно-технического прогресса; - объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений. Свободный рынок характеризуется следующими чертами:- неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;    

- свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;

- неограниченной  свободой продвижения капитала  и рабочей силы; - наличием у  каждого участника полной информации  о рынке; 

- стихийным установлением  цен в ходе свободной конкуренции;  - на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.

Формы рынков: Личный контакт (цены устанавливаются заранее, до процесса купли-продажи)

Безличный контакт (цены складываются непосредственно  в процессе купли-продажи)

9) Структура  и инфраструктура рынка 

Рынок как развитая система отношений товарного  обмена представляет собой систему  отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру  и инфраструктуру. Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементов рынка, их  удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка: по экономическому назначению объектов рыночных отношений - рынок товаров и услуг; рынок средств пр-ва; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок. по географическому положению - местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок. по степени ограничения конкуренции - монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции. по отраслям - автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д. по характеру продаж -оптовый рынок; розничный рынок. Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров и рынок информации. Финансовый рынок состоит из рынка  инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.

Инфраструктура  рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального  режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает: деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации; деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах; деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Инфраструктура  рынка выполняет определенные функции 

 

В общем виде инфраструктуру современного рынка  можно представить в виде схемы :

`

 

10)Спрос  как экономическая категория:  кривая спроса, факторы спроса.Эластичность спроса.

Спрос, предложение  и цена являются основными элементами рынка.. Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени. В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса. Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и величиной спроса. Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса. Эту зависимость обосновывают следующими причинами: эффектом дохода; эффектом замещения;  действием принципа убывающей предельной полезности. 1. Эффект дохода - желание потребителя приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом объема приобретаемых других товаров.   2. Эффект замещения - готовность потреб. при снижении цены товара отдать предпочтение именно этому товару по ср. с другими более дорогими.     3. Закон убывающей предельной полезности закл. в том, что каждая доп. единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю все меньшее удовлетворение. Поэтому готовность продолжать покупки этого товара может возникнуть только при снижении цены на него.К факторам (детерминантам), влияющим на смещение кривой спроса, можно отнести следующие: Вкусы и предпочтения потребителей могут меняться под воздействием моды, образа жизни, рекламы и т.д. Количество покупателей. Уменьшение или увеличение числа потребителей приводит к соответствующему изменению в спросе. Функция спроса показывает зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин. Зависимость между величиной спроса на данный товар и уровнем его цены можно изобразить графически (см. настенную таблицу). На графике видно, что эта зависимость обратная: чем ниже цена, тем больше спрос на этот товар. Такой график называется графиком спроса, а линия, соединяющая точки величины спроса на данный товар, - кривой спроса. Она полого опускается сверху вправо, т.к. с увеличением цены на данный товар, спрос на него падает. Изменение величины спроса на графике выражается в перемещении точки по кривой спроса. Если изменяются другие факторы, то меняется сам спрос в целом, что проявляется на графике спроса в сдвиге самой кривой спроса влево вниз или вправо - вверх. Например, если увеличивается доход потребителя, что позволяет ему увеличить свой спрос, то кривая спроса смещается вправо -  вверх и наоборот.

P - цена единицы конкретного товара,    Q - (величина спроса),    D - кривая спроса.  

Спрос на разные товары в ответ на изменение цен ведет себя по-разному, что находит отражение в коэффициенте эластичности спроса, который представляет собой отношение процентного изменения в объема спроса на данный товар к процентному изменению цены на этот товар.

Эластичность - это степень реагирования спроса на изменение цены товара или других факторов. Мы рассмотрим коротко эластичность спроса по цене, которая выражается  отношением процентного изменения в  количестве продукции, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению цены на эту продукцию. Если это отношение больше единицы, то спрос эластичный, если меньше единицы - спрос неэластичный; если равно единице, то речь идет о единичной эластичности спроса, т.е. когда снижение цены компенсируется соответствующим ростом объема спроса.Эластичность спроса по цене показывает зависимость величины спроса от изменения цены. Ценовой показатель эластичности спроса.

( эластичность  спроса по цене ) показывает на  сколько процентов изменится  объем спроса при однопроцентном  изменении цены данного блага. где:  – коэффициент эластичности спроса относительно цены; – относительное изменение объема спроса;   – относительное изменение цены. Ɛdp=(процентное изменение объема спроса данного блага)/( процентное изменение цены данного блага)

Ɛdp=(∆Q/∆P)х(P/Q)-Точечный коэффициент эластичности.

Ɛdp=Q’(P)x(P/Q)

Ɛdp=(∆Q/∆P)x[(P1+P2)/(Q1+Q2)]- Дуговая эластичность

Коэффициент ценовой эластичности спроса должен быть отрицательным.

Нулевая эластичность. В этом случае кривая спроса строго вертикальна: ∆Q=0 при любых изменениях цены. Спрос абсолютно неэластичен и коэффициент эластичности спроса по цене равен нулю. Бесконечная эластичность. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна: ∆Q=∞ при самых незначительных изменениях цены.Спрос абсолютно эластичен и коэффициент эластичности спроса по цене равен минус бесконечность.

Эластичность спроса по цене зависит от факторов:1.Степень необходимости  товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости менее  эластичен по цене, чем на предветы роскоши. 2.Наличие заменителей. Чем больше заменителей у данного товара,  тем эластичнее спрос на него по цене. 3.Удельный вес расходов на данный товар в бюджете покупателя. Чем больше доля расходов на покупку данного товара в доходе потребителя, тем спрос по цене эластичнее.

4.Определение рынка. Чем  более агрегирована группа товаров,  тем меньше у нее заменителей,  тем менее эластичен спрос. 5.Фактор времени. В долгосрочном периоде спрос на товар более эластичен, чем в краткосрочном. Практическое применение ценовой эластичности спроса. TR(total revenue)-совокупная выручка. TR=P*Q.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"