Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".

Работа содержит 1 файл

OTVET_by_Dyachkova.doc

— 829.50 Кб (Скачать)

Отрицательный наклон кривой безразличия отражает возможность замещения потребителем одного товара другим для поддержания  уровня своего удовлетворения постоянным.

 

33) Эффект замещения и эффект дохода по Хриксу и Слуцкому.

Эффект дохода и эффект замещения

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем  спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку  изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.

Существуют два  подхода к определению реального  дохода, связанные с именами английского  экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Е. Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного  дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов.

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис.8.1 Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рх и Ру. Ее касание с кривой безразличия U1 определяет оптимум потребителя Е2, которому соответствует объем потребления товара в количестве X1. В случае снижения цены X до Рх1 и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2 в точке Е2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2.

Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления  с X1 до Х2. Определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую K'L', параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания Е3 и соответствующий объем потребления товара X3. Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от Е1 к Е3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1. Значит, сдвиг от Е1 к Е3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности (Х3–X1). Следовательно, эффект дохода составит (Х2 - Х3).

Заметим также, что в результате действия эффекта  дохода потребление обоих товаров  в точке Е2 выше, чем в точке  Е3.

Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено  и для случая, когда цена товара повышается

 

34)Производственная функция.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ - функция, отображающая зависимость между максимальным объемом производимого продукта и физическим объемом факторов пр-ва при данном уровне технических знаний.

Поскольку объем  пр-ва зависит от объема использованных ресурсов, то зависимость между ними может быть выражена в виде следующей функциональной записи:

Q = f(L,K,M),

где Q - максимальный объем продукции, произведенной  при данной технологии и определенных факторах пр-ва;L - труд; К - капитал; М - материалы; f - функция.

Производственная функция при данной технологии обладает свойствами, которые определяют соотношение между объемом пр-ва и количеством используемых факторов. Для разных видов пр-ва производственные функции различны, тем не менее все они имеют общие свойства. Можно выделить два основных свойства.

Существует предел для роста объема выпуска, который  может быть достигнут ростом затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Так, в фирме при фиксированном  количестве машин и производственных помещений имеется предел роста выпуска путем увеличения дополнительных рабочих, поскольку рабочий не будет обеспечен машинами для работы.

Существует определенная взаимная дополняемость (комплектарность) факторов пр-ва, однако без уменьшения объема выпуска вероятна и определенная взаимозаменяемость данных факторов пр-ва. Так, для выпуска блага могут быть использованы различные комбинации ресурсов; можно произвести это благо при использовании меньшего объема капитала и большего объема затрат труда, и наоборот. В первом случае пр-во считается технически эффективным в сравнении со вторым случаем. Однако существует предел того, насколько труд может быть заменен большим объемом капитала, чтобы не сократилось пр-во. С другой стороны, имеется предел применения ручного труда без использования машин.

В графической  форме каждый вид пр-ва может быть представлен точкой, координаты которой  характеризуют минимально необходимые  для выпуска данного объема продукции  ресурсы, а производственная функция - линией изокванты.

Рассмотрев производственную функцию фирмы, перейдем к характеристике следующих трех важных понятий: общего (совокупного), среднего и предельного продукта.

На рис. 22.1, а  показана кривая общего продукта (ТР), который изменяется в зависимости  от величины переменного фактора X. На кривой ТР отмечены три точки: В - точка перегиба, С - точка, которая принадлежит касательной, совпадающей с линией, соединяющей данную точку с началом координат, D - точка максимального значения ТР. Точка А перемещается по кривой ТР. Соединив точку А с началом координат, получим линию ОА. Опустив перпендикуляр из точки А на ось абсцисс, получим треугольник ОАМ, где tg а есть отношение стороны AM к ОМ, т. е. выражение среднего продукта (АР).

Проведя через  точку А касательную, получим  угол Р, тангенс которого будет выражать предельный продукт МР. Сопоставляя треугольники LAM и ОАМ, находим, что до определенного момента тангенс Р по величине больше tg а. Таким образом, предельный продукт (МР) больше среднего продукта (АР). В том случае, когда точка А совпадает с точкой В, тангенс Р принимает максимальное значение и, следовательно, предельный продукт (МР) достигает наибольшего объема. Если точка А совпадает с точкой С, то значение среднего и предельного продукта равны. Предельный продукт (МР), достигнув максимального значения в точке В (рис. 22, б), начинает Сокращаться и в точке С пересечется с графиком среднего продукта (АР), который в этой точке достигает максимального значения. Затем и предельный, и средний продукт сокращаются, но предельный продукт уменьшается опережающими темпами. В точке максимума общего продукта (ТР) предельный продукт МР = 0.

Мы видим, что  наиболее эффективное изменение  переменного фактора X наблюдается  на отрезке от точки В до точки  С. Здесь предельный продукт (МР), достигнув  своего максимального значения, начинает уменьшаться, средний продукт (АР) еще увеличивается, общий продукт (ТР) получает наибольший прирост.

 

35)Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Поведение предприятия  в условиях совершенной (чистой) конкуренции. Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей.

Поэтому спрос на продукцию  отдельного производителя является совершенно эластичным. Конкурентная фирма в краткосрочном периоде располагает неизменным капиталом и пытается максимизировать прибыль путем изменения объемов пр-ва, варьируя переменными факторами (труд, материалы и т.п.).Равновесное положение фирмы – это позиция фирмы на рынке, при котором она достигает своей цели, т.е. максимизирует прибыль. Для нахождения равновесного положения проведем анализ доходов и расходов фирмы, выраженных в валовых показателях, при изменении объемов пр-ва (табл.) Введем два показателя, характеризующие доход фирмы:

Средний доход AR – усредненный доход фирмы, получаемый от реализации единицы продукции Предельный доход MR – прирост дохода фирмы от продажи дополнительной единицы продукции .Поскольку на рынке совершенной конкуренции цена товара устанавливается рынком и является равной для всех торговцев, на таком типе рынка средние и предельные доходы фирмы равны рыночной цене товара:          

 

36)Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции. Модель поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции представляет собой сочетание моделей монополии и совершенной конкурен-ции. Она основывается на следующих предположениях: 
1) график спроса на продукцию фирмы является не горизонтальной ли-нией (как в условиях совершенной конкуренции), а имеет нисходящий харак-тер (как в условиях монополии). Но при этом график спроса на продукцию фирмы более эластичен, чем график отраслевого спроса, так как на рынке про-изводятся товары, являющиеся частичными субститутами; 
2) благодаря небольшому размеру фирм отсутствуют ощутимые барьеры на входе, что способно запустить в действие механизм «парадокса прибыли». Но при этом, в отличие от совершенной конкуренции в долгосрочном периоде, экономическая прибыль лишь стремится к нулю, а не достигает его; 
3) благодаря достаточно большому числу фирм и дифференцированности товаров у разных фирм, каждая из фирм может осуществлять собственную це-новую политику, не опасаясь реакции конкурентов. 
Итак, механизм ценообразования в условиях монополистической конку-ренции содержит элементы, присущие как рынку совершенной конкуренции, так и монополизированному рынку. Специфическим результатом взаимодейст-вия этих элементов является установление долгосрочного рыночного равнове-сия при цене, превышающей предельные издержки (свойство монополизиро-ванного рынка), но равной средним издержкам (свойство рынка совершенной конкуренции). Условия монополистической конкуренции не позволяют осуще-ствлять выпуск с минимально возможными при данной технологии затратами пр-ва. Вследствие этого равновесная цена на продукцию монополисти-ческого конкурента содержит “плату за разнообразие”. Специфика положения монополистического конкурента проявляется также в том, что функция спроса на его продукцию зависит от его общих издержек, поскольку затраты на рекла-му, повышение качества продукции и обслуживания покупателей увеличивает спрос на продукцию фирмы.

 

37)Поведение фирмы в условиях чистой монополии.

Чистая простая монополия – это экономическая монополия, владею-щая 100% рынка, способная блокировать вступление новых фирм в отрасль и не испытывающая государственного вмешательства в ее деятельность, а также продающая свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям. 
Такая фирма, устанавливая цену на свою продукцию, руководствуется правилом MR = MC, что позволяет ей обеспечить наилучший финансовый ре-зультат. При этом спрос на продукцию отрасли одновременно является спро-сом и на продукцию данной фирмы, а цена не является заданной величиной. Производитель, сталкивающийся с совокупным рыночным спросом, осознает, что чем больше продукции он произведет, тем меньшей будет возможная цена реализации. График спроса (совпадающий с графиком среднего дохода) для монополиста имеет отрицательный наклон (рис. 46). В этом случае предель-ный доход будет все время ниже среднего дохода, т.е. MR. Существует ряд неправильных представлений о монополистическом це-нообразовании: 
а) считается, что монополист будет назначать наивысшую цену, которую он может получить. Однако совокупная прибыль, к максимизации которой стремится монополист, представляет собой разницу между совокупным дохо-дом и совокупными издержками, а и то и другое в равной степени зависит и от цены, и от издержек на единицу продукции; 
б) считается, что монополист стремится к максимуму прибыли на едини-цу продукции. Однако цель монополиста – максимизировать совокупную при-быль, и дополнительные продажи способны компенсировать более низкую прибыль на единицу продукции; 
в) считается, что монопольное положение является гарантией прибылей. Однако в рамках краткосрочного периода фирма может ставить перед собой цели минимизации убытков, что в ряде случаев может заставить ее даже приос-тановить выпуск продукции. 
Аналитический расчет, обосновывающий выбор фирмой оптимальной комбинации объема выпуска и цены, предусматривает следующую последова-тельность действий: 
а) расчет величины предельных издержек как первой производной функ-ции издержек; 
б) вывод функции цены на основе функции спроса (при этом обозначение D меняется на обозначениеQ); 
в) вывод функции совокупного дохода на основе функции цены; 
г) расчет величины предельного дохода как первой производной функции совокупного дохода; 
д) определение оптимального объема выпуска исходя из равенства пре-дельного дохода и предельных издержек; 
е) определение оптимальной цены с использованием выведенной функ-ции цены; 
ж) определение финансового результата и в случае его отрицательного значения сопоставления последнего с величиной совокупных постоянных из-держек для принятия окончательного решения об объеме выпуска. 
Очевидно также, что гипотеза нулевой прибыли, выдвинутая нами для отрасли с совершенной конкуренцией, неприменима для монополиста, который не только в коротком, но и в длительном периоде может получать положитель-ную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) вследствие имеющихся барьеров для входа в отрасль новых фирм. Главная причина ее образования – возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене. 
1) фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конку-ренции, может контролировать лишь один параметр - объем выпуска продук-ции (фирма учитывает вид своей функции издержек и величину заданной рын-ком цены); 
2) фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии, оп-ределяет одновременно значения двух параметров - объема выпуска и цены (фирма учитывает вид своей функции издержек и графика спроса с отрица-тельным наклоном). 
Следовательно, фирма-монополист производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене. 
При рассмотрении экономической модели чистой монополии мы предполага-ли, что предприятие-монополист не сталкивается с конкуренцией ни в каких формах и полностью контролирует цену выпускаемого товара.

 

38)Поведение фирм в условиях олигополии. Модели олигополии.

Для олигополии характерны три основных признака, отличающих ее от других типов рыночных структур: 
1) в отрасли присутствует две или более конкурирующие фирмы, так что отрасль не является монополизированной; 
2) график спроса каждой фирмы имеет нисходящий характер, поэтому в отрасли не действуют правила совершенной конкуренции; 
3) в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любые действия которой вызывают ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что здесь могут действовать принципы ценообразования, схожие с мо-нополистической конкуренцией, при которых каждая фирма может проводить собственную независимую ценовую политику. 
Олигополистической взаимосвязью называют необходимость тщатель-ного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска. Напомним, что на олигипольном рынке продукция может быть как одно-родной, так и дифференцированной. Поскольку на рынке однородного товара все фирмы вынуждены продавать продукцию по единой цене, то основным ин-струментом конкуренции фирм на этом рынке является изменение объемов предложения. На рынке же дифференцированного товара продукция каждой фирмы имеет отличительные признаки и конкуренция преимущественно ведет-ся посредством “ценовых войн”. Ценовой войной называется цикл последова-тельных снижений цен конкурирующими фирмами в целях завоевания боль-шей доли рынка. 
Единой модели олигополии не существует, так как слишком много фак-торов влияют на стратегию и тактику олигополии. Разработан ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретных ситуациях: 
•модель ломаной кривой спроса; 
• модель ценового лидера; 
• игровая модель поведения олигополистов; 
• модель картельного ценообразования. 
Но в любом случае цена на рынке олигополии предложения при прочих равных условиях превышает цену, складывающуюся на рынке совершенной или монополистической конкуренции, и ниже монопольной цены. 
Например, модель картельного ценообразования иллюстрирует воз-можности сговора фирм, суть которого состоит в регулировании объема пред-ложения товара с целью поддержания уровня цен на желаемом уровне. В соот-ветствии с международной классификацией фирм картелем является объедине-ние фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, ка-сающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности – регули-рования сбыта. Признаками картеля являются: 
а) договорной характер объединения; 
б) сохранение права собственности участников картеля на свои предпри-ятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая само-стоятельность; 
в) совместная деятельность по реализации продукции. 
Основные проблемы, с которыми сталкивается картель – это проблемы согласования решений между фирмами-членами для установления системы ог-раничений (квот) этих фирм и обеспечение выполнения установленных квот после их утверждения. Самым известным международным картелем является ОПЕК, объединяющий ряд стран, являющихся ведущими поставщиками нефти, на долю которых приходится более 30% мирового экспорта сырой нефти. 
Модель ломаной кривой спроса объясняет тот факт, что на олигополь-ных рынках цены являются относительно жесткими, и их изменение не проис-ходит столь часто, как на конкурентных рынках. Данная модель исходит из от-сутствия сговора фирм. Одной из форм неявного соглашения конкурентов придерживаться еди-ной цены на рынке однородного товара является ценообразование за лидером или модель ценового лидера. В данном случае лидер устанавливает не объем своего выпуска, а цену на свою продукцию. В качестве лидера выступает до-минирующая по объему пр-ва фирма, имеющая, как правило, более низкие средние затраты, чем аутсайдеры. Лидер устанавливает цену, максими-зирующую его прибыль, а все другие фирмы – аутсайдеры воспринимают цену лидера в качестве заданной величины.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"