Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".
Если |∆Q*P2|>|∆P*Q1|, то ∆TR>0. Это соответствует неэластичному участку кривой спроса. Если |∆Q*P2|<|∆P*Q1|, то ∆TR<0. Это соответствует эластичному участку кривой спроса.
2.) Коэффициент эластичности спроса по доходу – мера реакции величины спроса, вызванная изменением величины дохода покупателя. Ɛ1=процентное изменение объема спроса данного блага/процентное изменение дохода покупателей данного блага.
I(income)-доходы покупателей.
Ɛ1=(∆Q/∆I)*(I/Q) – это точечный коэффициент эластичности спроса по доходу. Ɛ1=(∆Q/∆I)*[(I1+I2)/(Q1+Q2)]
Для нормальных товаров характерна положительная эластичность по доходу Ɛ1>0
Инфериорные товары характеризуются отрицательной эластичностью по доходу: Ɛ1<0
Товары первой необходимости характеризуются низкой эластичностью 0< Ɛ1<1. Предметы роскоши характеризуются высокой эластичностью Ɛ1>1.
3.) Коэффициент
перекрестной эластичности
Ɛxy=(∆ Qx /∆Py)*(Py/Qx) – точечный коэффициент перекрестной эластичности спроса.
Ɛxy=(∆Qx/∆Py)*[( Py1+ Py2)/( Qx1+Qx2)] – дуговая эластичность. Если Ɛxy>0, то товары X и Y заменители. Если Ɛxy<0, то товары X и Y дополнители. Если Ɛxy=0, то товары X и Y нейтральны.
11) Предложение как эконом. категория: кривая предложения, закон предложения, факторы предложеня. Эластичность предложения.
Предложение - это кол-во товара, находящееся на рынке или способные быть доставленными в короткие сроки. Основными факторами неценовыми, смещающими кривую предложения, явл-ся: Цены на ресурсы (факторы пр-ва). Увеличение или уменьшение цен на ресурсы, которые используются для пр-ва продукта, ведет к увеличению или снижению издержек пр-ва. В свою очередь, рост издержек уменьшит предложение (кривая предложения сдвинется влево), а снижение издержек увеличит предложение (кривая предложения переместится вправо).Технология. Применение современной технологии позволяет затрачивать на пр-во единицы продукции меньше ресурсов. Следовательно, уменьшаются издержки, предложение растет. Налоги и субсидии. Размер налогов можно рассматривать как фактор, который увеличивает издержки и сокращает предложение. Гос. субсидии напротив уменьшают издержки и увеличивают предложение Цены на другие товары. Ожидания. Существуют различные варианты, как могут отреагировать производители, например, если ожидается повышение цен. Возможно, фирмы увеличат предложение или, наоборот, сократят текущее предложение в ожидании будущего роста цен. Количество продавцов. Увеличение числа фирм, занимающихся пр-вом данного продукта, приведет к увеличению рыночного предложения и сдвигу кривой предложения вправо (конечно, если объемы пр-ва каждого предприятия при этом не сократятся).Предприятие (фирма) может переориентироваться на пр-во другой продукции, цены на которую возросли. В то же время фирма сократит предложение или совсем прекратит пр-во данного товара, если цена на него упадет или даже останется неизменной.
Предложение характеризует рынок со стороны продавцов. На рынок свои продукты поставляют многие производители, каждый из них создает разное количество товаров и в разных условиях, а значит с неодинаковыми затратами, издержками. Но все они стремятся полнее реализовать свой экономический интерес; продать товар подороже, чтобы получить больше дохода. Естественно, что как только цены на данные товары начинают расти производители стараются больше их выбросить на рынок. Устанавливается определенная зависимость между ценой и количеством предлагаемых для продажи товаров. Это можно изобразить на графике декартовой системы координат с помощью кривой предложения,.
Если же цена на товар будет оставаться неизменной, а благодаря использованию достижений НТР - удается сократить затраты на пр-во товара, то при тех же имеющихся ресурсах будет произведено больше товара, что приведет к увеличению самого предложения и на графике это выразится в смещении кривой предложения вправо. А если, например, увеличат налоги, тогда это приведет к уменьшению предложения и кривая предложения сместится влево. Все это четко видно на графике предложения. Если все выше перечисленные факторы остаются неизменными, а меняется только цена, то чем выше будет цена, тем больше будет предложение данного товара и наоборот,- в этом и состоит суть закона предложения.
Функция предложения показывает его зависимость от разных факторов. Важнейшими из них являются такие
Зависимость изменения объема предложения от изменения цены проявляется в эластичности предложения, которая характеризует его чувствительность, т.е. реакцию предложения на изменение цены товара.
Коэффициент эластичности предложения определяется отношением процентного изменения количества предложенного товара к процентному изменению цены на данный товар, т.е. это относительное изменение предложения в соответствии с относительным изменением цены.
Эластичность предложеня зависит от ряда факторов.
1. Способности товаров к длительному хранению: свежая рыба, земляника и др. не могут долго храниться, а потому эластичность их предложения низка.
2. Стоимость хранения: если хранение товаров обходится дорого, то эластичность их предложения будет низкой.
3. Особенности пр-ва: если производитель может легко увеличить выпуск товара при росте цен за него, либо быстро переключиться на выпуск другого товара при снижении цен, то предложение этого товара будет эластичным.
4. Фактор времени: товаропроизводители в отличие от потребителей не могут быстро реагировать на изменение цен, т.к. для расширения требуется время. И потому, в отличие от спроса, предложение эластичнее в более длительном отрезке времени.
Эластичность предложения по цене аналогична эластичности спроса и бывает больше единицы - предложение эластично, меньше единицы - неэластично, и единичная эластичность предложения.
Кривая предложения-кривая, показывающая, какое количество блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Чем выше цена, тем больше величина предложения при прочих равных условиях.
Изменение цены приводит к изменению величины предложения, что означает движение вдоль кривой предложения. Qs=Q(P)
Индивидуальное предложение-предложение одного продавца.
6. Число продавцов на рынке.
Эластичность предложения.
Эластичность характеризует меру реагирования относительного изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.
Ценовой показатель эластичности предложения (Эластичность предложения по цене) показывает, на сколько процентов измениться объем предложения при однопроцентном изменении цены данного блага.
Ɛsp=процентное изменение объема предложения данного блага/процентное изменение цены данного блага
Ɛsp=∆Qs/∆PxP /Qs – точечный коэффициент эластичности
Ɛsp=Q'(P)xP/Qs - производная функции предложения
Ɛsp=Qs/∆Px[(P1+P2)/(Qs1+Qs2) – дуговая эластичность
Коэффициент ценовой эластичности предложения должен быть неотрицательным: Ɛsp≥0
Если Ɛsp>1, то предложение эластично по цене,
Если Ɛsp<1, то предложение неэластично по цене,
Если Ɛsp=1, то предложение с единичной эластичностью.
Крайние случаи: Нулевая эластичность. В этом случае кривая предложения строго вертикальна ∆Q=0 при любых изменениях цены Ɛsp=0.Бесконечная эластичность. В этом случае кривая предложения строго горизонталь на: Ɛsp=∞, ∆Q=∞ при самых незначительных изменениях цены
1)для мгновенного предложения, когда продукт уже произведен, его количество является величиной постоянной Ɛsp=0. Продавцы не способны отреагировать на изменение цены. 2)В котором периоде предложение может приспособиться к изменившейся цене, и на значительной части кривой предложения Ɛsp>0. 3)В длительном периоде возможности приспособления еще шире, а эластичность больше, чем в коротком. Предложение менее эластично в короткий период, чем в долгосрочный.
12)Рыночное равновесие. Равновесная цена.
Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe)
Равновесная цена- цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения в результате действия конкурентных сил. Равновесие спроса и предложения достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и установившаяся цена равновесная, одинаково удовлетворяющая и покупателей и продавцов. S - кривая предложения; D- кривая спроса; P- цена товара; Q- количество товара.
Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия. Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение (S,S1), что приведет к сокращению объема до QD (рис. 1,а). Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).
13)Конкуренция: понятие, условие, формы и методы.
Существуют разные определения конкуренции: 1) конкуренция - это процедура открытия, с помощью которой добываются новые знания;2) конкуренция - это форма организации взаимодействия экономических агентов, позволяющая им экономить ограниченные ресурсы; 3) конкуренция - это общественная форма соперничества, борьбы между субъектами рыночного хозяйства за достижение своих экономических целей. С учетом анализа литературы по конкуренции нами предлагается следующее определение: конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для содержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного пр-ва. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции, стремился создать для себя наиболее выгодные условия пр-ва и сбыта товаров, в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает, как важное средство развития пр-ва, и существует в различных формах.
Формы конкуренции:• предметная – конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность; •функциональная – конкуренция между товарами (объектами) – заменителями.
Методы конкуренции:1.на основе критерия повышения качества товара или услуги (неценовая); 2.на основе критерия повышения качества сервиса потребителей товара; 3.на основе снижения цены (ценовая); 4.на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара и услуг;5.на основе использования динамичных факторов, в большей мере характеризующих качество управления – факторов времени (продолжительность, скорость, ускорение), синергичность, организованность, адаптивность и др.;
6.на основе использования нескольких или всех пяти предыдущих методов конкуренции (интегральная).
14)Пределы возможностей рыночного механизма. Роль гос-ва в рыночной экономике. Смешанная экономика.
Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынков. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, конкуренции, падающего спроса, изменения предложения, равновесной цены и др.Рыночный механизм – механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу определения их количества, качества, структуры пр-ва. Известно, что рыночный механизм, хотя и представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать важнейшие экономические задачи, стоящие перед обществом, все же не срабатывает в ряде областей хозяйственной жизнедеят. Такие ситуации, при которых рыночный механизм не может обеспечить эффект.использование ресурсов, принято называть провалами (фиаско, несостоятельностью) рынка. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:Общественные блага – товары и услуги, предоставляемые государством на благо всех граждан или большинства населения страны (образование, здравоохранение, жилье). Прямая плата за них отсутствует. Большая часть обществен. благ не обеспечивается частными рынками. Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не находящие отражение в ценах, которые распространяются также на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но использующих побочные эффекты деятельности других, т.е. они касаются и производителей и потребителей. Отрицательные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Например, загрязнение воды, почвы, воздуха в результате работы частного предприятия. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепр-во товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом. Положительные внешние эффекты возникают в случае, если деят-ть одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопр-во товаров и услуг с положительным внешним эффектом.