Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории".

Работа содержит 1 файл

OTVET_by_Dyachkova.doc

— 829.50 Кб (Скачать)

Преимущества  крупных, а также и средних  предприятий включают возможность  достижения лучших экономических показателей  за счет концентрации усилий, ресурсов, за счет специализации, позволяющей использовать высокопроизводительное сложное оборудование при существенной интенсивности использования. Речь идет об эффекте масштаба.

Преимущества  малых предприятий заключаются  в возможности избирательно удовлетворять нужды потребителей, быстро реагировать на запросы рынка, учитывать индивидуальность запросов на основе прогноза интересов потребителей.

Малые предприятия  не вступают в прямое соперничество  с большим бизнесом и не противостоят ему. Они занимают свойственные им ниши рынка и в меру возможности и необходимости взаимодействуют с крупными предприятиями, принимая на себя решение тех задач, выполнение которых затруднительно или экономически невыгодно в большом бизнесе.

 

23)Механизм размещения ресурсов в рыночной экономике. Вмененные издержки и экономическая прибыль.

Вмененные затраты - альтернативные издержки использования  ресурсов, которые принадлежат фирме.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ— разница между совокупными  доходами и совокупными экономическими издержкам фирмы (включающими альтернативные издержки распределения капитала владельца) за определенный период. Ее важно отличать от фактической прибыли, которая измеряется разницей только между доходами и собственно издержками (включающими действительные издержки и амортизационные отчисления). При отрицательной Э. п. рационален уход фирмы с рынка. В условиях долговременного равновесия Э. п. всех фирм стремится к нулю, но эта тенденция означает не то, что фирмы в отрасли работают неэффективно, а то, что сама отрасль является конкурентной. Лишь те фирмы, которые имеют собственные технические патенты или иные преимущества, позволяющие выпускать продукцию с издержками более низкими, чем у других, на краткосрочном этапе получат повышенную Э. п.

 

24)Издержки экономические и издержки бухгалтерские.

Исходя из экономических  критериев, все издержки можно разде-лить на две группы: явные и неявные.

Явные (внешние) издержки -- это альтернативные издержки; стоимость услуг и факторов  пр-ва, которые используются в производственном процессе фирмы и являются покупными (при-обретаются у внешних поставщиков). Например, зарплата рабочих (плата рабочим как поставщикам фактора  пр-ва -- рабочей силы); денежные затраты на по-купку или плата за аренду станков, машин, оборудования, зда-ний, сооружений (плата поставщикам капитала); оплата транспортных расходов, коммунальные платежи (свет, газ, вода); оплата услуг банков, страхование, оплата поставщиков материальных ресурсов (сырья, полуфабрикатов, комплектующих).

Явные издержки полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятия. Поэтому их еще называют бухгалтерскими издержками. Они представляют собой реально произведенные платежи внешним поставщикам или условно начисленные расходы (на-пример, амортизация), иначе именуемые внешними затратами.

Неявные (внутренние) издержки -- это альтернативные издерж-ки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих са-мой фирме, т.е. издержки, не оплачиваемые ею (используются в процессе  пр-ва и не являются покупными). Это затраты ресурсов, принадлежащих предпринимателю, не внесенные в бух-галтерскую отчетность и не ставшие явными затратами.

Неявные издержки могут быть представлены как: денежные платежи, которые получила бы фирма  при более выгодном ис-пользовании  принадлежащих ей ресурсов; сюда относятся и «из-держки упущенных возможностей)» (недополученная прибыль) н др. Это неоплачиваемые фирмой издержки на собственные и са-мостоятельно используемые производственные ресурсы.

Таким образом, экономические издержки складываются из яв-ных (бухгалтерских, внешних) издержек и неявных, или импли-цитных (от англ. implicit -- скрытый, неявный) издержек.

Например, фирма, которую предприниматель приобрел в соб-ственность, уже не является покупным ресурсом, в связи с чем  арендная плата за помещение в бухгалтерские издержки не вклю-чается. Это неявные издержки для предпринимателя. Однако де-нежная оценка услуг этого фактора  пр-ва должна быть включена в экономические издержки фирмы. Следовательно, эко-номическая прибыль окажется меньше бухгалтерской на величи-ну упущенного дохода (возможности) от использования данного

 

25)Издержки пр-ва. Себестоимость и цена: схожесть и различие.

Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.

Условие максимизации прибыли фирмы. Для максимизации прибыли фирма должна расширять объемы пр-ва до тех пор, пока предельная выручка превосходит предельные издержки, и прекратить увеличение выпуска, как только увеличивающиеся предельные издержки начнут превосходить предельную выручку. Тот же результат дает и сопоставление общих издержеки общей выручки. Прибыль увеличивается, если MR>MC, и уменьшается, если MR<MC.

Прибыль фирмы достигает  максимума, когда предельная выручка  равна предельным издержкам, то есть при объеме выпуска равном Q*.

Себестоимость представляет собой наибольшую величину в структуре цены, изменение которой в ту или иную сторону ведет к росту либо снижению абсолютной величины прибыли. Себестоимость продукции в классическом определении — это денежное выражение затрат, необходимых для осуществления производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Включают материальные затраты, амортизацию основных средств, заработную плату основного и вспомогательного персонала, дополнительные (накладные) расходы, непосредственно связанные, обусловленные пр-вом и реализацией данного вида и объема продукции.

ЦЕНА — фундаментальная  экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать (цена продавца), а  покупатель готов купить (цена покупателя) единицу товара. Цена определенного  количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как стоимости товара в денежном выражении (меновой стоимости). В случае когда единица данного товара обменивается на определенное количество другого товара, такое количество становится товарной ценой данного товара.

РЫНОЧНАЯ ЦЕНА — 1) цена, складывающаяся на свободном конкурентном рынке под воздействием спроса и предложения; равновесная цена; 2) цена товара, складывающаяся на реальном рынке в определенный период времени; цена, по которой можно продать товар на рынке.

 

26)Издержки предприятия и их виды: постоянные, переменные, общие и средние. Графическое изображение динамики различных видов издержек.

Экономические издержки принято делить на совокупные, средние, маржинальные (их называют ещё  предельными издержками) или замыкающие, а также на постоянные и переменные.

Рост объемов  производства фирмы, как правило, влечет за собой рост издержек. Но так как  ни одно производство не может развиваться  бесконечно, поэтому издержки являются очень важным параметром в определении  оптимальных размеров предприятия. С этой целью применяется разделение издержек на постоянные и переменные. Постоянные издержки – затраты фирмы, которые она несет вне зависимости от объема своей производственной деятельности. К ним относятся: плата за аренду помещений, затраты на оборудование, амортизация, налоги на имущество, займы, оплата труда управленческого и административного аппарата.

Переменные издержки – затраты фирмы, которые зависят от величины производства продукции. К ним относят: затраты на сырье, рекламу, оплату наемных рабочих, транспортные услуги, налог на добавленную стоимость и др. При расширении производства переменные издержки увеличиваются, а при сокращении – снижаются.

Деление издержек на постоянные и переменные условно  и приемлемо только для короткого  периода, в течение которого ряд факторов производства неизменен. В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными.

Валовые издержки – это сумма постоянных и переменных издержек. Они представляют собой денежные расходы фирмы на производство продукции.

FC+ VC= TC; 
TC– FC= VC; 
TC– VC= FC,


где FC– постоянные издержки; VC– переменные издержки; TC– общие издержки.

  
Общие издержки фирмы  
C – издержки фирмы; Q – количество выпускаемой продукции; FG – постоянные издержки; VG – переменные издержки; TG – валовые (общие) издержки.

Средние издержки – это валовые издержки, приходящиеся на единицу продукции.Средние издержки можно рассчитывать на уровне и постоянных, и переменных издержек, поэтому все три разновидности средних издержек принято называть семейством средних издержек.

(18.3)


где ATC– средние  общие издержки; AFC– средние постоянные издержки; AVC– средние переменные издержки; Q– количество выпускаемой продукции.

С ними можно  произвести те же самые преобразования, что и с постоянными и переменными:

ATC = AFC+ AVC; 
AFC= ATC– AVC; 
AVC= ATC– AFC.


Взаимосвязь средних  издержек можно изобразить на графике 

 . Средние издержки фирмы  
С – издержки фирмы; Q – количество выпускаемой продукции.

27)Теория потребительского поведения.

ПРИНЦИП РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Экономическая теория и, в частности, такой ее раздел как микроэкономика, в своем анализе потребителя исходит из предположения о рациональности его поведения. Принцип рациональности не означает рассмотрения субъективных целей и предпочтений отдельных экономических субъектов под углом зрения "хорошо-плохо". Экономическая теория не оценивает общественную значимость, моральность или аморальность того или иного выбора.Рациональное поведение отдельного человека или группы людей проявляется в их стремлении достичь максимальную полезность из потребления данного товара с учетом ограниченности по бюджету.Полезность какого-либо блага мы в дальнейшем будем определять как его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества).

Впервые термин "полезность" был введен в научный  оборот И. Бентамом (1748-1832), английским философом и социологом, который считал, что принцип максимизации полезности является основным принципом поведения человека. Рациональный потребитель так управляет своими расходами на приобретение товаров и услуг, чтобы получить максимальное "удовлетворение", или максимальную полезность.Полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворять те или иные желания людей. К таким качествам могут быть отнесены: здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, аромат и вкус, долговечность, удобство, роскошь, комфорт, чувство индивидуальности, престиж, статус, безопасность, сила и т.д. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качеств делает ее понятием относительным, а не абсолютным.Разные люди покупают товары по разным причинам и с разными целями. Так, живую рыбу могут купить для приготовления ужина, кормления кошки или в аквариум, и каждый раз она будет обладать для потребителя разной потребностью. Полезность товара может меняться в зависимости от времени и места. Очевидно, что полезность прохладительных напитков различна летом и зимой, на севере и на юге.Тем не менее, несмотря на относительный и во многом субъективный характер полезности, использование данной категории позволяет экономистам сравнивать количества удовлетворения, получаемого от потребления различных товаров и услуг.

 

28.Принципы  предельной полезности

Предельная  полезность (MU) - это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени. Математически предельная полезность - первая производная  функции совокупной полезности и рассчитывается по формуле:

MU = (TU)¢ = d(TU)/dq,

где d(TU) - приращение совокупной полезности;  dq - приращение количества потребляемого блага.

Следует отметить, что математические отношения между  совокупными функциями и предельными  функциями (производная совокупной функции определяет предельную функцию) являются фундаментальными в микроэкономике. В дальнейшем мы будем регулярно использовать эти отношения при анализе совокупных и предельных функций  пр-ва, дохода, издержек и т.д. Хотя существует множество уравнений, которые могут описывать функцию совокупной полезности, наиболее простым и наиболее активно применяемым считается общее уравнение кубической функции:

TU = a + b q + c q2 – d q3,

где  q -  количество потребленного товара; а, b, с, d  - положительные константы .ЗАКОН УБЫВАНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

Если последовательное потребление какого- либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщенности, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться. Эта закономерность имеет универсальный характер и носит название закона убывания предельной полезности (или первого закона Госсена, в честь немецкого экономиста XIX в., впервые его сформулировавшего). Закон звучит следующим образом:

Начиная с некоторого момента времени, дополнительная полезность от потребления одного дополнит.блага  уменьшается по мере того, как возрастает объем потребления данного блага. Математически это означает, что вторая производная общей полезности по количеству данного блага является отрицательной величиной:

(TU)"< 0.Пример 1

Пусть дана функция  полезности ТU=130 q - 2,5 q2. Определить точку насыщения, при которой совокупная полезность TU будет максимальной.

Функция совокупной полезности достигает своего максимума  при условии МU =0.

MU = d(TU)/dq = 130 –5 q.

Приняв функцию  предельной полезности равной нулю, получаем 130 – 5 q =0, q = 26.

Это и есть искомая  точка насыщения.

Пример 2Пусть функция полезности задана уравнением

TU = 18 q + 7 q2- (1/ 3) q3 .

Найти объем  потребления (q), при котором начинает действовать закон убывания предельной полезности, т.е.  MU  начинает уменьшаться.

Очевидно, что MU  начнет уменьшаться в точке, в которой функция предельной полезности имеет свое максимальное значение

MU = d(TU)/dq = 18+14 q - q2 .

Приравняв D(MU)/dq к нулю и решая это уравнение относительно q, получим q =7 - степень потребления, при которой начинается уменьшение МU.3АКОН УБЫВАНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"