Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 19:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономической теории".

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

1)Предмет,структура,методология и функции экономической теории. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ.  Экономическая теория (Э.Т.) относится к системе наук, изучающих общество, социум и имеет основу в виде со-временной философии, все богатство которой используется для разработки парадигмы(метод исследования практики) экономического развития. 
Для дальнейшего развития науки необходимо обновлять, модернезировать, менять парадигму. Тогда теория вместе с новой парадигмой может сделать следующий шаг к более полному и глубокому познанию законов развития общества, обеспечив науке плюрализм и борьбу мнений. Общие основы Э.Т. включают в себя вопрос о первенстве материального или идеального.В современой науке эти два направления представляют собой единство противоположностей. Теория рынка представляет борьбу за единство материального и духовного. В индустриальном и постиндустриальном обществе происходит диффузия: материальный результат становится следствием работы интеллекта, а духовное качество общества постепенно снижает свою зависимость от материально- го развития. Имея дело с идеальными моделями хозяйственного механизма, Э.Т.тем самым способствует развитию материального производства.Но процесс познания материи продолжается. Учеными признается экономическое поле, которое обеспечивает взаимодействие человека, его производственных ориентаций с мотивацией поведения на хозяйственной арене. Все явления жизни формируются в парные категории.В транзитивной экономике увеличивается шанс распада ус-таревшего единства противоположностей и формирования новых пар.Случайность работает на необходимость, где в качестве критерия выступает степень прогрессивности. Оценка прогрессивности происходит с позиции практики.  Единство и борьба противоположностей самообеспечивают динамику элементов общественого развития.Управление-импульсы-интересы-власть-противовесы-борьба. Противоречия становятся внутренней пружи-ной развития. 
Под воздействием закона отрицания одна система социально-экономических отношений заменяется другой, затем и эти отношения тоже стареют и отрицаются. Соотношение качественного содержания и количественной определенности категорий экономической системы : отношения свободы и необходимости, объективного и субъективного, цели и средств,производительных сил и произ-водственных отношений, сознательного и стихийного.Стихийность- непознанная необходимость, сознательность- познанная необходимость.Сила стихийного- в тесноте и прочности причинно-следственных связей, а сознательного- в выводах и аргументированной информации. Слабость сознательного – в чрезмерно заинтересованной оценке объективной экономической среды. 
Соотношение двух и более факторов зачастую определяется равновесием. В рыночной экономике – это равновес- ная точка спроса и предложения, равновесие цен и количества бумажных денег.Равновесие – самый экономный вариант роста, но тем не менее противник научно-технического прогресса. Э.Т.имеет дело с деятельностью людей и прямо связана с экономическими интересами и идеологией. Э.Т. – это наука о системах экономических отношений в обществе,которая должна ответить на ряд вопросов: Что собой представляет экономическая система. Как функционирует экономическая система. 
Как система экономических отношений взаимодействует с другими сферами общества. Исходная задача Э.Т. – определение содержания и структуры экономической системы. Э.Т. развивается вместе с обществом.Усложнение экономических отношений, появление новых моделей экономи- ческих систем неизбежно порождает дифференциацию Э.Т. и возникновение новых направлений и школ. 
Изучая отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ре-сурсах, Э.Т. нуждается в особых методах исследования и методологии. МЕТОДОЛОГИЯ – это общий подход к изучению экономических явлений, система методов и приемов анализа при определенном философском подходе.В настоящее время – рационалистическая методология.Она предполагает анализ объективной реальности в постоянной динамике, включая анализ внутренних связей, законов производства, распределения,обмена и потребления. Методология основывается на методах. МЕТОД – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей.Применяются различные методы познания: позитивный, нормативный, систематизация факторов, научная абстракция, эксперимент и др. Позитивный метод предполагает формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономи-ческой среды. Нормативный метод предполагает анализ практической деятельности человека на принципах максимальной эф-фективности. ВЭ.Т.активно используется метод восхождения от абстрактного к конкретному, от сущности к явлению. Еще один метод – метод научной абстракции,- мысленное отвлечение от несущественных сторон и отыскание сущности явления.Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза. Анализ – это расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и исследование каждого элемента как необходимой составной части целого. Синтез изучает явле-ние как состоящее из частей, а затем исследуется соединение элементов в целое и делается общий вывод. Такие методы как эксперимент и экономические реформы требуют тщательной подготовки, обоснования, научной проработки. Также широко используется принцип сочетания исторического и логического. Логику исследования надо контро-лировать историческим сопоставлением, а факты истории располагать в логической последовательности.  Это основные метод экономической теории.

2)История  развития экономической  теории.Различаются периоды предистории Э.Т. и формирования системного взгляда на экономические отношения. Первоначально взгляды на экономику строились на базе простых представлений об экономике, свойственных на-туральному хозяйству.Главное различие во взглядах на экономику – в отношении к натуральному и денежному хо-зяйству. 
Аристотель  выделил и систематизировал две формы – «экономика» и «хремастика». «Эконо-мика»- богатство как совокупность полезных вещей, «хремастика»- богатство как накопление денег.Лишь хремастика занималась исследованием движения богатства в денежной форме. Другая линия в развитии экономических воззрений –связь экономических взглядов с социальной оценкой эконо-мических действий и мер( противоречивая оценка роли труда, богатства и бедности, оценка роли денег с позиции справедливости по мере развития рыночного хозяйства определилась в поиск «справедливой цены», «справедливого обмена»(Фома Аквинский)).Начало становления собственно Э.Т. – становление системы экономических категорий и законов науки от меркан-тилистов до Д.Рикардо.Меркантилизм в качестве высшей формы богатства рассматривал деньги, а увеличение богатства- увеличение суммы денег, ввозимых в страну в результате внешней торговли.В Рос-сии крупнейшим представителем меркантилизма был И.Т.Посошков, уделявший большое внимание и внутренним ис-точникам богатства. Меркантилисты отдавали приоритет сфере обращения, а производство рассматривали лишь как один из факторов величины денежного богатства во внешней торговле.Лишь В.Петти провозгласил в качестве источ-ников богатства землю и труд, видел в увеличении населения средство роста дохода и богатства. Физиократы  исходили из примата земледелия как основы жизни общества. Их крупнейшие зас-луги – отказ от поисков основного источника богатства в сфере обращения, специальный анализ общественного вос-производства. 
Подлинное становление Э.Т. связано с именами А.Смита(систематизатора Э.Т.) и Д.Рикардо. А.Смит отстаивал законы свободного рыночного хозяйства, на основе трудовой теории стоимости создал единый взгляд на природу ка-питализма и рыночного хозяйства,прибыли,заработной платы,ренты и доходов, отстаивал принцип «невидимой руки». Д.Рикардо объяснял противоположность ренты и прибыли, прибыли и зароботной платы, выдвигал на первый план распределение, завершил монический подход к системе, исходя из трудовой теории стоимости, соединил качест-венный анализ с количественным, разработал теорию ренты, количественную теорию денег, принцип сравнительных издержек в международной торговле.Д.Рикардо выступил одним из родоначальников социально-экономической теории. В Х/Х веке Э.Т. сводилась к защите интересов одного из классов общества, а с другой стороны стремилась сде-лать центром внимания лишь функционирование экономики.  Жан Сисмони выступал против крупного капитала, в защиту мелкого капиталистического производства. К.Маркс разработал систему социально-экономической теории, которая выступала как система отношений собственности и в центр внимания поставила вопрос об эксплуатации в капиталистическом обществе. 
В теории марксистского направления(К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) наиболее развернутое обоснование полу-чило содержание предмета Э.Т., как науки о системе производственных, социально-экономических отношений. Другое направление Э.Т. поставило в центр внимания функциони-рование системы товарных отношений.А.Маршалл обосновывал отказ от социально-экономической теории, апеллируя к исследованию экономического выбора, прикладному характеру науки, необходимости анализа факторов производства и т.д.  Исходные основы анализа рационального использования ограниченных ресурсов были заложены развитием мате-матического направления экономической мысли. (А.О.Курно, Г.Госсен),а определяющее воздействие оказали труды маржиналистов(К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверка), которые провозглашали в качестве исходных принципов иссле-дования субъективно-психологический подход к экономическим процессам и принцип рационального поведения. А.Маршалл- один из основателей нового неоклассического направления науки. Двойственный подход к механиз-му ценообразования: со стороны спроса в рамках теории предельной полезности и со стороны предложения через кон-цепцию факторов производства. Дж.Б.Кларк – попытка перенести анализ в макроэкономическую среду.И.Шумпетер – основной предмет исследования-экономическая динамика и циклическое развитие.  А.Пшу(«Экономическая теория благосостояния») – обосновывается идея перераспределения доходов государст-вом.К.Виксель – реакция на необходимость реформирования кредитно-денежного регулирования экономики.  К.Чемберлин – теория монополистической конкуренции. Д.М.Кейнс создал макроэкономическую теорию рационального использования ограниченных ресурсов, встал на позицию учета реальных противоречий капиталистической системы ХХ века,обосновал необходимость государствен-ного регулирования экономики через создания спроса. Монетаристы (во главе с М.Фридманом) особое значение придают роли денежной массы в обращении и ее воз-действию на инфляционныепроцессы.Сторонники экономики предложения  особое внимание об-ращают на необходимость стимулирования деятельности корпораций. Теория рациональных ожиданий (Дж.Мут,Р.Лу-кас) – способность субъектов адаптироваться к реалиям рыночного хозяйства.Теория общественного выбора обраща-ется к принципу индивидуализма, как основе принятия общественных решений(Дж.Бьюкен, М.Олсон)  Сторонники исторической школы (Ф.Лист,В.Рошер,Б.Гильдебранд) обосновали необходимость учета особеннос-тей национальных хозяйств, отстаивали идею исторического подхода к экономике, учета конкретных исторических и социологических факторов при анализе экономических системНовая историческая школа ставила задачу объяснить хозяйственную жизнь ис-ходя изи анализа реальной хозяйственной жизни, взаимосвязи экономики, этики, психологии; отстаивала идею более гибкой политики государства. 
М.Вебер соеденил религиозные ценности и экономику.В.Зомбарт делал упор на роль «хозяйственного духа» и необходимость «организованного капитализма».Социальная школа в Германии  особое внимание уделяла деятельности институтов, выступила предшественницей институционализма.Социалдемократы(Э.Беришейн,К.Каутский,Р.Гильфердинг) выступили с пересмотром ряда положений марк-систского направления: об одновариантности исторического развития, об обострении противоречий капитализма, о природе прибавочной стоимости, природе империализма и финансового капитала. Институционалисты анализировали роль институтов общества и делали упор не только на реальных противоречи-ях организационно-экономических отношений,но и анализировали содержание конкретных экономических форм в системе современной экономики (Т.Веблен, Дж.Коммонс).

3)Потребности.Виды  потребностей.Закон возвышения потребностей.   Потребность - это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность становится побудителем активности, направленной на устранение возникшего несоответствия.   Потребности — это желания людей приобрести разнообразные товары и услуги, которые доставляют им не только полезность, но и наслаждение. Бесчисленное множество товаров подразделяются на товары. удовлетворяющие производственные потребности, или средства производства: рабочие здания и сооружения, станки, оборудование и т.д., и предметы потребления, удовлетворяющие личные, или индивидуальные, потребности.В свою очередь, предметы потребления делятся на предметы кратковременного пользования (продукты питания, одежда, предметы домашнего обихода и т.д.) и длительного пользования (жилые дома. мебель, музыкальные центры, автомобили и т.д.), а также на предметы роскоши, удовлетворяющие потребности богатых людей. Производственные потребности включают как потребности частных предприятий, так и правительственного, или государственного, сектора. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им прибыльно производить и реализовывать производимые товары и услуги. Правительство, способствуя удовлетворению коллективных потребностей граждан страны или преследуя свои собственные цели, стремится производить так называемые общественные блага, или инфраструктуру: автострады, школы, больницы, центры досуга, или накапливать военную технику с целью обеспечения боеготовности страны. Услуга (ремонт автомобиля, прием врача, работа преподавателя и консультация юриста и т.д.) наравне с товарами удовлетворяют наши потребности. Разница между товарами и услугами только в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга потребляется непосредственно в момент ее производства. В современной экономике трудно определить, что важнее — товар или услуга. Зачастую они так связаны, что одно не может существовать без другого, например автомобиль без автозаправочных станций.Разница между услугой и товаром оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд. Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.

Рассмотрим подробнее  последний вид потребностей. Экономические потребности — это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие? Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов. Вот простая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых нужд.Машину надо застраховать, найти для нее подходящую. стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое. Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывают желание их приобрести. В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. 

Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей: физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода); потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты); необходимость в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви); потребности в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения); потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека). . Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую 6т воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры.Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что потребности людей все время растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, по существу безграничны запросы высшего порядка — социальные и интеллектуальные. Вполне очевидно, что для правильной ориентации в практической хозяйственной деятельности важно знать, какие сдвиги происходят в структуре покупок населения каждой страны за определенный период.Зная это, руководители предприятий смогут определить, когда наступает предел насыщения потребностей населения в отношении определенных благ. Тогда можно своевременно переключиться на выпуск новых и более высококачественных продуктов, искать пути их продвижения на внутреннем и международном рынках. И с теоретической, и с практической точек зрения несомненный интерес представляет вопрос, каковы варианты соотношения между потребностями, потреблением и производством в сегодняшней мировой экономике.В масштабе всей современной мировой экономики складываются три основные тенденции в изменении количественных пропорций (соотношений) между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения — с другой.   
4)Производство.Виды и источники производственных ресурсов.Производство - процесс воздействия человека на природу в целях создания материальных благ, необходимых для жизни. Оно включает и отношения людей между собой. Производство предполагает три основных момента: труд как целесообразную деятельность, предметы труда и средства труда. Производство определяет способ и социальную сущность распределения, обмена и потребления, которые, в свою очередь, воздействуют на производство. Производство всегда является общественным, составляет экономический базис общества как основу политической надстройки и сознания. В широком смысле слова производство определяется как воспроизводство, т.е. непрерывно повторяющийся процесс производства. Развитие производства регулируется экономическими законами.  
Производственные системы проявляют характерные черты через отношение к природе, природным ресурсам. Природные естественные ресурсы представляют собой условия, источник любого производства. Человек в процессе производственной деятельности использует природные материалы и приспосабливает природные силы, заставляя их служить себе. Процесс производства необходим для существования человека во все времена и всегда включает в себя три основных момента: 1) сам труд, 2) предметы труда, 3) средства труда. Сам труд, или процесс труда составляет материальную основу процесса производства, но он не тождественен последнему. Процесс производства материальных благ и услуг включает в себя не только процесс труда, но и экономические отношения работников друг к другу в процессе трудовой деятельности. В процессе труда не только изменяется внешняя природа блага, но и накапливаются знания, опыт, повышается квалификация людей, изменяется сам человек. В этом смысле труд создал человека и является главным фактором его развития.  
Предметы труда - это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего готового продукта. Предметы труда либо даны самой природой (например, залежи руды), либо являются продуктом предшествующего труда, т. е. сырым материалом. Последний включает основное сырье (предметы, из которых непосредственно создаются продукты производства) и вспомогательные материалы (вещества, которые способствуют изготовлению продукта, например, в швейном производстве ими могут быть красители, нитки и др.). В результате научно-технического прогресса человек создает предметы труда с заранее заданными свойствами (химическое сырье), такими, которых нет в природе. Природа, земля, а в широком смысле весь окружающий нас мир, включая околоземное пространство, составляют всеобщий предмет труда. Роль сырых материалов, а производстве возрастает, однако первичной основой предметов труда остается земля.  
Прежде чем вещество природы превратится в готовый продукт, оно должно пройти одну или несколько стадий обработки, появляется полуфабрикат. В отличие от готового продукта (вполне законченного результата труда, готового к потреблению) полуфабрикат - это продукт труда, которому предстоит пройти еще обработку, прежде чем стать готовым изделием, годным для потребления.  
Средства труда - вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда; то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт. Средства труда являются важнейшим показателем уровня развития производства.  
Материальные средства труда подразделяются на естественные (земля, палка, камень и т. п., прирученные домашние животные, органические удобрения, а также органы тела рабочего) и технические (т. е. искусственно создаваемые человеком). В состав технических средств труда входят орудия труда - различные машины, механизмы, приспособления, инструменты, двигатели, передаточные устройства.. В условиях машинного производства механические средства труда развились в систему машин с тремя составными частями: рабочей машиной, двигателем, передаточным устройством. НТР добавила системе машин четвертый компонент - управляющее устройство, выполняющее функции умственного труда по управлению системой машин. Все большее применение находит так называемая кибернетическая техника, принципиальное отличие которой от любых других машин заключается в том, что она перерабатывает не энергию (как физические машины) и не вещество (как химические), а информацию. Получает распространение робототехника. Компьютеризация и автоматизация производства вызывает изменение роли человека: он постепенно выходит из непосредственного процесса производства и становится с ним рядом.  
По аналогии с организмом человека, механические средства труда можно определить как «костно-мускульную систему производства»; средства труда, которые служат для хранения предметов труда, составляют «сосудистую систему производства» (трубы, цистерны, сосуды и т.д.); управляющее устройство можно характеризовать как «нервную систему производства»; шоссе, мосты, трубопроводы, средства связи и коммуникации образуют общие условия производства.  
От средств труда следует отличать средства производства.  
Средства производства - совокупность предметов труда и средств труда, которые всегда взаимосвязаны и соответствуют друг другу. Например, выпечка хлеба требует не только наличия муки (предмета труда), но и соответствующих печей, оборудования, зданий (хлебопекарен), лотков для хранения и перевозки хлеба (средств труда) и т. д.  
Средства производства и рабочая сила образуют производительные силы общества, уровень развития которых постоянно растет. Освоение природных богатств, овладение законами развития природы являются определяющим фактором непрерывного развития производительных сил.  Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы. Разнообразие ресурсов представлено следующими видами: 1) природные, естественные; 2) трудовые; 3) материальные; 4) финансовые (денежные средства); 5) информационные. К неэкономическим ресурсам относятся социальные и духовные силы, которые могут быть использованы в процессе производства. Природные ресурсы - составная часть экономических ресурсов. Это обязательное условие производства, естественная база его развития. Природные ресурсы бывают неисчерпаемые и исчерпаемые, то есть со временем они истощаются (например, полезные ископаемые). Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, делятся на возобновляемые и невозобновляемые. Такие природные ресурсы как вода, почва, леса требуют затрат труда для своего восстановления, что делает необходимой их экономическую оценку. Общество заинтересовано в рациональном использовании природных ресурсов, которые нуждаются в бережном к ним отношении, сохранении и приумножении. Требуется определенный оптимальный режим эксплуатации биосистем, который бы предусматривал сохранение способности их к воспроизводству. Для невозобновляемых природных ресурсов актуальной является проблема сокращения потерь при добыче и переработке (добывающие отрасли). Научно-технический прогресс позволяет сберегать природные ресурсы, заменяя истощающиеся виды их искусственными материалами. Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая способностью производить продукцию и услуги, т.е. население в трудоспособном возрасте. Это определяющий и активный элемент производства. Трудовые ресурсы характеризуют по социальному, демографическому, профессиональному, квалификационному, образовательному и культурному признакам. Численность и темпы прироста трудовых ресурсов в разные периоды неодинаковы. Распределение их по сферам занятости и отраслям производства зависит от структуры экономики, ее потребностей в рабочей силе. Повышение качества трудовых ресурсов и эффективность их использования связано с обеспечением профессиональной подготовки и переподготовки, с проблемой рациональной занятости. Рост эффективности использования трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики и сокращающегося естественного прироста населения сказываются на обеспечении потребности в рабочей силе.  
Материальные ресурсы - это совокупность предметов, в основном созданных человеком, с помощью которых осуществляется производство. В значительной массе они сами - результаты производства и реализуются в зданиях, сооружениях, станках, машинах и т.д. Эффективность их использования в наибольшей мере характеризует степень овладения и подчинения сил природы человеку, производству. Материальные ресурсы представлены производственными фондами, распределенными по отраслям производства. Финансовые ресурсы есть денежные средства, используемые для обеспечения и развития производства. Они образуются в процессе производства и опосредуют движение материальных ресурсов. Финансовые ресурсы используются государством для обеспечения сбалансированного развития отдельных элементов макро- и микроэкономики. Информационные ресурсы - это комплекс современных средств микроэлектронной техники и вычислительных машин, средств связи, автоматизированных банков данных. Они облегчают овладение накопленными человечеством знаниями, содержащимися в источнике информации. Информационные ресурсы используются для анализа и переработки различных сведений, приводящих к появлению новой информации, которую можно накапливать. Они способствуют усилению интеллектуальной человеческой деятельности, так как по объему памяти превосходят возможности людей. Информационные ресурсы - порождение НТР. Сама информация - ресурс, имеющий нематериальный характер. Это данные для автоматизированного производства и управления им через компьютеры.  
5)Экономическая система.Единство отношений:производственное распреде5ление-обмен-потребление.
Экономическая система (
англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

  • социально-экономические отношения;
  • организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
  • хозяйственный механизм;
  • система стимулов и мотиваций участников;
  • экономические связи между предприятиями и организациями.

Производство – это единичный акт движения продукта по фазам собственно производства, распределения, обмена и потребления. Подобное пофазное строение экономики обусловило возникновение проблемы определения приоритетности одной из четырех фаз в системе общественного производства. Каждая фаза имеет свих сторонников и противников. Рассмотрим коротко аргументы каждой из сторон.

  • Сфера производства – признается приоритетной на том основании, что производство является основой экономики: невозможно распределить, обменять и потребить то, что не произведено, не создано. Одновременно производство определяет и уровень эффективности экономики.
  • Сфера потребления – признается приоритетной с позиции того, что только потребление наделяет производство целевой функцией, предотвращая всегда реальную опасность возникновения "производства ради производства". Лишь свобода потребительского выбора способна преодолеть потенциальный диктат производителя над потребителем.
  • Сфера обмена – имеет больше всего сторонников из числа исследователей, сводящих экономику к обмену. Их аргументация – только свободный эквивалентно-возмездный обмен результатами труда объединяет производителей (в условиях разделения труда), реализует рыночно справедливое распределение доходов, вынуждает каждого предпринимателя работать эффективно (непосредственно на потребителя), а потребителя – рационализировать свой выбор. Таким образом, обмен выступает "естественным" регулятором экономики, избавляя общество от необходимости директивного вмешательства в сферу производства.
  • Сфера распределения – также имеет сторонников, признающих именно за ней приоритет. Поскольку производство никогда не сможет обеспечить равно изобильный уровень потребления всем членам общества, возникает имущественное неравенство, социальный антагонизм. В этой ситуации только целенаправленное перераспределение доходов способном минимизировать социальные издержки рыночной экономики. Таким образом, "упорядочение" сферы распределения является залогом социальной справедливости, когда поддерживаются бедные и не разоряются богатые. В целом экономикс склоняется к признанию приоритета сферы обмена, политическая экономия – к приоритетности сферы производства.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"