Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".
Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
Истоки экономической науки берут свое начало в древнем Востоке - Китае (Конфуций, Мен-Цзы, Сюнь-Цзы):
Древняя Греция Ксенофонт, Платон
Аристотель:
Основа оценки блага - полезность; Соизмерение
благ на основе полезности, а не труда
- Эквивалентность обмена; Физический
труд непрестижен ; Разделял экономику
(естественная хоз-ная деят-ть, связанная
с производством продуктов) и христематику
(искусство наживать богатство, делать
деньги).
Древний Рим (Сенека, Калумелла, Лукреций Кар и др.):
Христианство (Апостол Павел):
Как наука, т.е. систематизированное знание экономическая теория сформировалась в 16-17 веках.
Меркантилизм: сущность этого учения сводится к определению источника происхождения богатства. Источником прибыли, а в конечном итоге и богатства была сфера обращения, а не производство, не труд - а торговля. Производство рассматривалось как предпосылка для создания богатства.
Идейно близкой к меркантилизму яв-ся экономическая политика протекционизма (Ман, Юм, Норе и др.), направленная на защиту национальной экономика от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов .
Переходный период от меркантилизма к классической науке ознаменовался такими представителями как: Петти «Трактат о налогах и сборах» и знаменитая фраза «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать», Буагильбер, который предпринял попытку свести стоимость к труду и тем самым сделал решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости.
Физиократы: (Кене, Тюрго) выразители интересов крупных землевладельцев. Основным представителем был Кене, который считал источником богатства не просто труд в земледелии, а именно превышение производственного продукта над потребленным в с/х. Недостаток его учения в том, что он считал источником богатства труд только в земледелии.
Классическая школа: основные представители Смит и Рикардо.
Марксизм: сформулировано учение об общественно-экономических формациях и причинах их смены; раскрыты законы развития капитализма; разработана теория воспроизводства и экономических кризисов, учение о двойстве6нном характере труда, воплощенного в товаре.
Маржинализм: Развитие теории предельной полезности. Потребитель оценивает свойства и качество конкретного блага через его полезность, которая характеризует восприятие челове6ком конкретных свойств блага, посредством которых у него появляется возможность для удовлетворения своих потребностей.
Математическая школа: Вальрас, разработал модель общего экономического равновесия, в основе которой - анализ спроса и предложения и ряд систем уравнений. Составляющей рыночной системы явл-ся рациональные субъекты, непрерывно стремящиеся к оптимуму своего существования.
Главные
направления развития современной эк-кой
мысли: неоклассическое, кейнсианское,
институционально-
Предмет экономической теории: Это наука
2 Общественное производство и его структура.
Проблема выбора в экономике. Граница
производственных возможностей.
Хозяйственная деятельность людей - четыре стадии:
Производство - это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.
Распределение - это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в производственном продукте.
Обмен - это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, форма общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен веществ.
Потребление - это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.
Производство - основа жизни и источник прогресса человеческого общества; потребление - конечный пункт; распределение и обмен выступают как сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением.
Процессы производства и потребления неразрывно связаны через экономические системы. Экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.
Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов, которая по мере развития общества не только сохраняется, но и возрастает. Это обусловлено истощением невоспроизводимых природных ресурсов. В связи с этим общество должно сделать выбор. Выбирая, оно вынуждено от чего-то отказаться, чем-то пожертвовать, чтобы получить желаемый результат.
A
Т 10 B C
о
в D
а
р E
5
Б
1
2
3 4 Товар А
Ограниченность ресурсов можно отобразить при помощи графика производственных возможностей. График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что национальная экономика, полностью реализуя потенциал имеющихся ресурсов, не может увеличить производство одного блага, не поступившись другим. Точки на кривой показывают комбинации производства товаров, при которых имеющиеся ресурсы используются наиболее эффективно.
Таким образом, основной проблемой эффективного функционирования экономической системы яв-ся проблема выбора. Суть этой проблемы в том, что, если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска сочетания факторов производства.
Проблема выбора находит отражение в трех основных вопросах:
Что? Ю какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе в определенный период времени?
Как? Ю при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные товары и услуги?
Для кого? Ю кто будет покупать произведенные товары и услуги?
Экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.
1. Формационный подход (К. Маркс):
2. Критерий характера связи в обществе между производством и потреблением (К. Бюхер):
3.Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация экономических систем по двум признакам:
На основе этих признаков различают:
Традиционные системы - встречаются в слаборазвитых странах, основаны на обычаях и традициях. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический прогресс проникает в эти системы с трудом, т.к. он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.
Командная или тоталитарная экономика - распространена государственная собственность на средства производства, деятельность осуществляется под строгим надзором гос-ва; все решения по поводу процессов производства, распределения, обмена и потребления принимаются на государственном уровне. Данная система эффективна в условиях кризиса и др. чрезвычайных ситуациях, при других условиях - тормозит развитие общества.
Рыночная экономика - господствует частная собственность на средства производства. Гос-во не занимается распределением ре6сурсов, все решения принимаются рыночными субъектами на свой страх и риск. В рыночной экономике гос-во выступает неким правовым институтом, который лишь создает правила «игры» и следит за их выполнением.
Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хоз-ва.
Смешанная
экономика - представляет собой сочетание
форм предпринимательской деятельности
и роли государства. Государство вмешивается
в экономику, но не настолько, чтобы свести
на нет регулирующую роль рынка (США, Англия,
Франция, Германия и др.).