Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 19:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономической теории".
6)Типы экономических систем,их характеристика.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность взаимозависимых экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Все решения по поводу распределения ресурсов и товаров принимаются домашними хозяйствами и частными предприятиями (фирмами) на соответствующих рынках. Цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения и являются главным инструментом (индикатором) устранения дефицита или избытка товара на рынке. Цены в экономике свободного рынка определяют не только то, что и как производится, но также и для кого.
Полная противоположность экономике свободного рынка – командная экономика. В командной экономике все решения о производстве, распределении и потреблении принимаются государством. Оно распределяет ресурсы между отраслями, определяет точный объем производства, способ, которым осуществляется работа, и способ определения количественных объемов потребления для каждого члена общества.
Следующий тип экономических систем получил название «смешанная» экономика.
В «смешанной» экономике производство основано в основном на частной собственности на ресурсы и системе свободных рынков, но государство играет гораздо более существенную роль в экономике.
Экономическая политика правительства может иметь разнообразный набор целей и зависеть, в частности, от того, какая партия или социальная группа находится у власти. Например, приоритетной целью может быть снижение безработицы, в случае, если у власти стоят представители рабочего класса, если же к власти пришли представители бизнеса, приоритетной целью может стать борьба с инфляцией. Экономическая политика проводится по двум основным направлениям – это налогово-бюджетная (фискальная) политика и кредитно-денежная политика.
Налогово-бюджетная политика может быть стимулирующей (экспансионистской), которая проводится в периоды экономического спада или кризиса; и сдерживающей, как один из путей преодоления инфляции. В первом случае правительство снижает налоги [1] и увеличивает государственные закупки, увеличивая тем самым совокупный спрос. Во втором случае, наоборот, правительство должно повысить налоги и сокращать государственные закупки. Изменение структуры налогообложения и трансфертных выплат оказывает сильное воздействие на экономическую систему, влияя на такой важный экономический параметр, как потребление.
Вышерассмотренный тип фискальной политики функционирует посредством изменения законов, постановлений правительства и т.п. и называется дискреционной налогово-бюджетной политикой.
При всем многообразии
рынков экономическая теория выделяет
четыре основных типа рынка:
1) рынок совершенной конкуренции;
2) рынок монополистической конкуренции;
3) рынок олигополии;
4) рынок чистой монополии.
На первом типе рынка конкуренция наиболее сильна и уровень цен наиболее низок, поскольку продавцов тысячи и миллионы. На четвертом типе конкуренция минимальна, поскольку на рынке действует только один продавец. То есть типы рынков проранжированы по степени убывания силы конкуренции по мере перехода от первого типа ко второму, от него к третьему и затем к четвертому типу. В дальнейшем будут подробно рассмотрены все модели определения цен и объемов производства на каждом типе рынка. Забегая вперед, можно сделать вывод, что силы конкуренции увеличиваются прямо пропорционально количеству фирм, действующих на рынке. Но этот вывод является только одним из многих. Следует обратить внимание и на относящиеся к конкуренции ключевые факторы, которые конкуренцию усиливают или ослабляют.
На каждом рынке
характер конкуренции уникален, но
ее проявления на всех рынках имеют
много общего. В целом конкуренция
на рынке является результатирующей
пяти перечисленных ниже сил (рис.3.1):
1) соперничество между конкурирующими
продавцами одной отрасли;
2) попытки компаний из других отраслей
привлечь покупателей покупать их товары-заменители;
3) угроза входа в отрасль новых фирм;
4) рыночная сила и контроль за условиями
сделки со стороны поставщиков ресурсов;
5) рыночная сила и контроль за условиями
сделки со стороны покупателей товара.
7)Собственность как экономическая категория.
8)Основные формы собственности.
9)Понятие
спроса.Закон спроса.Факторы,
11)Равновесие на рынке.Равновесная цена.
12)Понятие эластичности.Ценовая эластичность.Факторы эластичностного спроса.
13)Понятие
«фирма».Классификация
фирм.
14)Издержки
производства.Виды
издержек.Под издержками производства
понимаются затраты на зарплату, сырье
и материалы, сюда же входят амортизация
средств труда и т.д. Издержки производства
представляют собой расходы на производство,
которые должны понести организаторы
предприятия с целью создания товаров
и последующего получения прибылиВ стоимости
единицы товара, издержки производства
составляют одну из двух ее частей. Издержки
производства меньше стоимости товара
на величину прибыли. Категория издержки
обращения связана с процессом реализации
товаров. Дополнительными издержками
обращения являются издержки на упаковку,
сортировку, транспортировку и хранение
товаров. Этот вид издержек обращения
близок к издержкам производства и, входя
в стоимость товара, увеличивает последнюю.
Дополнительные издержки возмещаются
после продажи товаров из полученной суммы
выручки. Чистые издержки обращения
- издержки на торговлю (зарплата продавцов
и т.д.), маркетинг (изучение потребительского
спроса), рекламу, затраты на оплату персонала
штаб-квартиры и т.д.Чистые издержки не
увеличивают стоимости товаров, а возмещаются
после продажи из прибыли, созданной в
процессе производства товаров. Говоря
об издержках производства и обращения,
К.Маркс рассматривал процесс формирования
издержек непосредственно по их основным
элементам в производственном процессе.
Он абстрагировался от проблемы колебания
цен вокруг стоимости. Кроме того, в двадцатом
веке появилась необходимость определить
изменения издержек в зависимости от количества
производимой продукции.
Современные концепции издержек, разработанные
экономистами Запада, во многом учитывают
оба вышеотмеченных момента. В центре
классификации издержек - взаимосвязь
между объемом производства и издержками,
ценой на данный вид товаров. Издержки
делятся на не зависящие и зависящие от
объема производимой продукции. Постоянные
издержки не зависят от величины производства,
существют и при нулевом объеме производства.
Это предшествующие обязательства предприятия
(проценты по займам и др.), налоги, амортизационные
отчисления, оплата охраны, арендная плата,
расходы на обслуживание оборудования
при нулевом объеме производства, зарплата
управленческого персонала и т.д. Переменные
издержки зависят от количества производимой
продукции, складываются из затрат на
сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д.
Сумма постоянных и переменных издержек
образует валовые издержки - сумму денежных
расходов на производство определенного
вида продукции.Для измерения издержек
на производство единицы продукции используются
категории средних, средних постоянных
и средних переменных издержек.
Средние издержки
равны частному от деления валовых издержек
на количество произведенной продукции.
Средние постоянные издержки определяются
делением постоянных издержек на количество
произведенной продукции. Средние переменные
издержки образуются делением переменных
издержек на количество произведенной
продукции.Для достижения максимальной
прибыли нужно определить необходимый
размер выпуска продукции.Инструментом
экономического анализа служит категория
предельных издержек.
Предельные издержки
представляют собой дополнительные издержки
на производство каждой дополнительной
единицы продукции по сравнению с данным
объемом выпуска. Они рассчитываются вычитанием
соседних значений валовых издержек. В
конкретной практике применения расчета
издержек для анализа деятельности предприятий
в России и в западных странах имеются
как сходства, так и различия. В России
широко используется категория себестоимость,
представляющая собой суммарные затраты
на производство и реализацию продукции.Теоретически
в себестоимость должны входить нормативные
производственные затраты, но на практике
к ней относят сверхнормативный расход
сырья, материалов и т.д. Себестоимость
определяют на основе сложения экономических
элементов (однородных по экономическому
назначению затрат) или путем суммирования
статей калькуляции, характеризующих
непосредственные направления тех или
иных расходов. ка в СНГ, так и в западных
странах, для калькулирования себестоимости,
применяется классификация прямых и косвенных
затрат (расходов).
Прямые затраты - это затраты, непосредственно
связанные с созданием единицы товара.Косвенные
затраты необходимы для общего осуществления
производственного процесса данного вида
продукции на предприятии. Общий подход
не исключает различий по конкретной классификации
некоторых статей. В реальной производственной
деятельности необходимо учитывать не
только фактические денежные издержки,
но и альтернативные издержки. Последние
возникают из-за возможности выбора между
теми или иными экономическими решениями.
Например, владелец предприятия может
потратить имеющиеся деньги различным
способом: направит их на расширение производства
или израсходовать на личное потребление
и т.д. Измерение альтернативных издержек
необходимо не только для рыночных отношений,
но и для объектов, не являющихся товарами.
15)Понятие « прибыль».Валовая и чистая.
16)Характерные черты монополии.
17)Характеристика монополистической конкуренции.
18)Труд,как фактор производства.
19)Земля,как фактор производства.
20)Капитал,как фактор производства.
21)CYC и ее основные показатели.
22)Экономические циклы.
23)Безработица.Ее формы и характеристика.
24)Инфляция,характеристика и причины.
25)Государство и его роль в регулирование экоомики.
26)Государственный бюджет.Доходные и расходные статьи.
27)Финансы и финансовая система.
28)Сущность налогов.Функции налогов.
29)Деньги.Функции денег,виды денег.
30)Цели денежно-кредитной политики,ее инструменты.