Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

111ГОТ Общая экономическая теория.doc

— 1.39 Мб (Скачать)

Имеется в виду отказ от бездумного курса на наращивание производственных мощностей, как самоцели, от разного рода "проектов века", от практики природопользования, построенной на принципе "окончательной победы человека над природой" и пр. Такое смещение акцентов в накоплении богатства сегодня очевидно, хотя декларации в этом направлении все еще часто обгоняют реально происходящие изменения. И тем не менее, уже сегодня можно говорить о формировании исходной базы рыночного механизма регуляции процессов накопления богатства. Этот механизм пока несовершенен, он нуждается в существенном воздействии со стороны государства, однако это воздействие не может и не должно вернуть страну к той ситуации, когда формальный "рост" богатства имел приоритет над эффективностью его использования.

Резюмируя сказанное выше, подчеркнем, что оценка, анализ и прогнозирование национального богатства сегодня становятся важными "рабочими инструментами" формирования современной модели российского "социального рыночного хозяйства". Это связано с рядом факторов. Во-первых, в совокупном потреблении населения заметно возрастает роль накопляемых благ. Во-вторых, в богатстве получают отражение количественные и качественные параметры состояния природной среды, которое становится значимым приоритетом социально-экономического развития. В-третьих, в каком-то смысле преодолевается извечное "отчуждение" богатства от человека; богатство все более становится не только выражением некоего запаса вещных благ, противостоящих человеку, но и олицетворением уровня развития самой человеческой природы. В категориях богатства человек, "человеческий фактор" развития получает качественно новое измерение как итог накопления знаний, навыков физической, нравственной, психологической готовности к труду, ("образовательного и квалификационного потенциала", "фонда здоровья" и пр).

Новая концепция богатства закономерно формирует и новую концепцию накопления, позволяющую увидеть (и, значит, оптимально спрогнозировать) пропорции распределения человеческого труда между накоплением традиционных вещных (воспроизводимых) благ, улучшением качества природной среды и вложением в различные формы так называемого "человеческого капитала". При этом единство логики процесса воспроизводства продукта и богатства общества должно, на наш взгляд, строиться на принятии как аксиомы положения, что всякое богатство есть результат той или иной формы общественного накопления, а всякая форма накопления имеет целью приращение (или предотвращение убыли) той или иной разновидности богатства. Только при неукоснительном следовании этому положению можно избежать схематизма в оценке богатства, подмены его целостной трактовки и единого измерения суммой случайно набранных количественных величин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.        Теория потребительского спроса. Спрос, предложение, рыночное равновесие. Сравнительная статика рынка.

Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос». В экстремаль­ных экономических ситуациях спрос может превышать по­требность, поскольку отражает влияние других факторов (инфляция, паника, соображения престижа и т. д.).

Итак, спрос — это объем возможной купли товара в за­висимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос — это потенциальная купля, но состоит­ся она или нет, зависит от множества факторов. Для дина­мики рыночной системы наличие спроса как возможной купли — благотворно, так как заставляет суетиться бизнес­менов, вынуждает их к доходному маневрированию объема­ми производства, а коммерсантов — объемами предложе­ния. Специальная наука («маркетинг») озабочена одним — как помочь «спросу» превратиться в реальную «куплю».

Каждой цене товара соответствует определенная вели­чина спроса. Это позволяет охарактеризовать данное ус­тойчивое соответствие как закон спроса: между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Qd) существует обрат­ная зависимость: Qd = f(1/P), — разумеется, при прочих равных условиях. Говоря житейским языком, чем ниже цены — тем больше величина спроса, а чем выше цена — тем меньше величина спроса.

Закон спроса имеет общепринятое в экономической теории графическое изображение (см. график).

Закон спроса — ве­личайший закон рыноч­ной экономики, ибо он придает поведению по­купателей и продавцов объективную экономи­ческую логику, а это по­зволяет прогнозировать их реакцию на измене­ние цены.

Закон спроса важен и тем, что показывает до­стижение экономикой данной страны высокого уровня развития — ведь спрос мо­жет «благодарно» увеличиваться при снижении цены или «возмущенно» уменьшаться при ее росте, только если от­сутствует дефицит; там же, где дефицит, мнение покупа­теля не важно, все диктует производитель; а ведь подлин­ный рынок — это равноправие спроса и предложения.

Закон предложения: сущность и механизм

Совокупность товаров, выставляемых производителя­ми на продажу, и образует рыночное предложение, а назна­чаемая ими цена есть «цена предложения».

Предложение, как и спрос, — самостоятельная сфера рыночной экономики, с особой экономической логикой поведения ее участников. Понять эту логику позволяет анализ связи рыночной цены и величины предложения.

То, что сегодня в экономической теории обозначается как «предложение», настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время выделяют пять основных элементов предложения:

1. Сырье (ресурсы).

2. Товары производственного назначения (оборудование).

3. Труд (наемный).

4. Капитал (производительный и денежный).

5. Товары потребительского назначения, в том числе:

а) изделия длительного пользования (например, ав­томобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель);

б) изделия краткосрочного пользования (например, продукты питания, косметика);

в) услуги (действия, в ходе которых достигается по­лезный эффект: например, парикмахерские, ресто­раны, туризм).

Состав предложения постоянно изменяется, объем уве­личивается, обновляется, включая все новые товары (ин­формация, лицензии, патенты, ноу-хау). И каждый товар порождает свой особый рынок.

 

Согласно закону предложения, величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен. Закон предложения — это реакция величиныпредложения на динамику цены: повышение цены стиму­лирует рост величины предложения, а снижение, наобо­рот, — уменьшение величины предложения.

Графически закон предложения изображен на рисунке. При росте цены кривая предложения будет поднимать­ся вправо вверх (тогда как кривая спроса при росте цены — влево вверх), и, наоборот, при снижении цены кривая предложения будет падать влево вниз (а кривая спроса — вправо вниз). Это отражает прямой характер зависимости предложения от изменения цены.

Взаимодействие спроса и предложения

На рынке взаимодействуют продавцы, которые задают «цену предложения», и покупатели, определяющие «цену спроса». Каждый из участников рынка старается получить максимально возможную выгоду: покупатели — приобрести товар по минимальной цене с максимальной полезностью, продавцы — продать товар по максимально возможной цене с целью увеличения прибыли.

Под воздействием спроса и предложения на рынке формируется равновесная (рыночная) цена, которая удов­летворяет и продавца, и покупателя. В рамках графической модели рынка точка пересечения кривой спроса и кривой предложения определяет уровень цены равновесия (Р*) и ве­личину равновесного объема продаж (Q*). На рынке склады­вается ситуация равновесия.

При повышении цены до уровня Р1 желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели будут готовы при­обрести товар в количестве Q1? а продавцы смогут предло­жить его в количестве Q2. На рынке возникнет ситуация перепроизводства, так как предложение товара будет пре­вышать спрос на него.

Если цена окажется ни-      ' же уровня равновесной цены, т. е. Р2, то на рынке   р' возникнет ситуация дефи­цита — так как величина р спроса Q2 будет превышать величину предложения Qr     Рг

Таким образом, на рын­ке действует закон рыноч­ного ценообразования, со гласно которому цена на

свободно-конкурентном рынке стремится к такому уров­ню, при котором спрос равен предложению. Если же под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновес­ная цена, соответствующая новой равновесной ситуации.

Для того чтобы определить равновесное положение по­требителя на рынке, необходимо совместить карту кривых безразличия и бюджетную линию. Возможностью совме­щения этих графиков является однородность их построе­ния. Бюджетная линия обязательно коснется одной из кри­вых безразличия. Точка касания и будет демонстрировать си­туацию равновесного состояния потребителя. На рисунке потребительское равновесие достигается в точке е, потому что бюджетная линия соприкасается с наиболее высокой из всех достижимых кривой безразличия. В точке потреби­тельского равновесия совпадают возможности потребителя с его желанием максимизировать полезность при ограниченной величине дохода.

Сочетания товаров, представленные точками а и с, также доступны потребителю, однако при его доходе при­несут ему меньшее удовлетво­рение потребностей, так как расположены на более низкой ю кривой безразличия. Точка f, 9 лежащая на кривой безразли- 7^ чия, наиболее удаленной от 6 осей координат, предпочти- 5' тельнее для потребителя, по- 3. скольку отражает более высо- 2 кую степень полезности по ; сравнению с точкой е. Но при ° данном уровне бюджета и пен на товары потребитель не мо­жет ее достигнуть.

Потребитель руководствуется «потребительскими предпочтениями», но при этом не может выйти за пределы

«бюджетной прямой». Это-то и усложняет поведение «по­требителя-покупателя»: как потребитель он учитывает свои склонности и потребности, но как покупатель — ог­раничен толщиной своего кошелька. Поскольку рынок об­ращен прежде всего к покупателю, то рыночное поведение потребителя, ставшего покупателем, определяется законом спроса.

В статических моделях фактор времени явно не учитывается. Они представляют собой как бы мгновенные "фотоснимки" динамических процессов. Сравнение таких мгновенных состояний называют методом сравнительной статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния рынка, тогда как сам процесс перехода от одного состояния к другому остается как бы "за кадром".

Хотя многие явления не могут моделироваться без учета динамических аспектов, тем не менее относительно более простой аналитический инструментарий сравнительной статики вполне пригоден для описания и исследования многих реальных экономических процессов.

Метод сравнительной статики можно проиллюстрировать анализом сдвига равновесия. Такой сдвиг показан на рис. 2.6, где линии спроса и предложения имеют "нормальный" (соответственно отрицательный и положительный) наклон. На рис. 2.6,а сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с Р1 до Р2 при одновременном увеличении равновесных объемов с Q1 до Q2- На рис. 2.6,6 сдвиг линии предложения

влево асти рисунка, мы можем рассмотреть различные варианты сдвига равновесия в результате одновременного сдвига линий спроса и предложения.

Хотя метод сравнительной статики не учитывает в явном виде фактор времени, косвенное его включение становится возможным посредством учета различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе.

Для этого при использовании метода сравнительной статики принято различать три периода. Первый, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, называют мгновенным периодом (синонимы: очень короткий, рыночный). Другой, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная, называют коротким периодом. Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом. Некоторые экономисты выделяют еще и четвертый, очень

длительный (или "вековой") период, в течение которого может меняться не только объем применяемых ресурсов и интенсивность их использования, но и характер применяемой технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.        Теория фирмы. Фирма и рынок как типы организации экономического обмена в обществе. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля, целевая функция

Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма.

ФИРМА - ЭТО ОРГАНИЗАЦИЯ, ВЛАДЕЮЩАЯ ОДНИМ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ИСПОЛЬЗУЮЩАЯ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА ИЛИ УСЛУГИ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ.

Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет индивиду­альных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает.

Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансакционными (лат. transactio — сделка).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"