Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".
Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации.
В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения.
• ТРАДИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.
• МЕНЕДЖЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ фирмы доказывает, что цель фирмы — максимизация объема продаж и только потом дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависят их жалованье и другие выплаты
И ЛЬГОТЫ.
• ТЕОРИЯ МАКСИМИЗАЦИИ РОСТА основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры.
Существует два пути роста: внутренний, за счет концентрации производства и капитала, и внешний, который основан на централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений.
Внутренние источники роста:
а) нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производство;
б) выпуск акций; в) заемные средства, взятые у банка.
Внешние источники роста:
а) слияние, т.е. объединение двух и более компаний;
б) поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций.
Слияния и поглощения осуществляются путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.
Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.
Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ, diversification — разнообразие), означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов).
Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).
• ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ЦЕЛЕЙ главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.
В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы.
Стратегия — это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Различают два типа стратегии: оборонительную и наступательную.
Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа.
Наступательная стратегия предусматривает активное обновление производства за счет инноваций, нововведений, освоения и заполнения рыночной ниши.
Основной формой управления фирмой является менеджмент (англ, management — управление).
Менеджмент — это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального варианта использования всех имеющихся ресурсов.
Одной из функций менеджмента считается планирование, предполагающее составление бизнес-плана.
БИЗНЕС-ПЛАН - ЭТО КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ФИРМЫ. КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОТЧЕТНЫМ ДОКУМЕНТОМ И ГЛАВНЫМ ОБОСНОВАНИЕМ ИНВЕСТИЦИЙ.
Бизнес-план разрабатывается на 3—5 лет и содержит следующие разделы: а) анализ рынка и маркетинговая стратегия;
б) продуктовая стратегия и производственная стратегия;
в) развитие системы управления фирмой и собственностью;
г) финансовая (экономическая) стратегия.
Развитые фирмы больше заботятся о продуктовой и производственной стратегии. Начинающие фирмы больше внимания уделяют финансовой.
12. Теория организации рынков. Рыночная структура: понятие и определяющие признаки. Классификация рыночных структур.
Рынок – механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а так же определяет спрос на неё. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который распределяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.
Рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
1) Разделение труда, которое ведёт к специализации и обмену.
В любом многочисленном сообществе людей, никто из участников хозяйства не может жить за счёт полного самообеспечения. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию. Затем они обмениваются результатами своего труда. В начале обмен был натуральным, но с развитием обмена появились деньги, и это расширило стимулы к производству товаров, специально для продажи.
2) Самостоятельность экономических агентов.
Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Это объясняется обособленностью экономических интересов. Самостоятельность экономических агентов исторически возникает на базе частной собственности.
3) Свобода предпринимательства.
Рынок является сложным механизмом, на нём совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение сделки транзакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя или продавца и ведение с ним переговоров, на заключение контракта, а так же на контроль за его соблюдением.
Структуру рынка можно рассматривать по различным критериям:
1) по экономическому назначению: рынок товаров и услуг, рынок промышленных товаров, сырьевой рынок, рынок труда, ценных бумаг.
2) по географическому местоположению: местный, национальный, мировой рынки.
3) по степени ограниченности конкуренции: монополия, олигополия, монопсония, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция.
4) по отраслям: автомобильный, нефтяной, машиностроительный рынки.
5) по характеру продаж: оптовый и розничный рынки.
Функции рынка:
1) Ценообразующая функция.
В результате взаимодействия продавцов и покупателей на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
2) Информационная функция.
Цена содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребляемом количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынок. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены об избытке благ по сравнению с платёжеспособным спросом.
3) Регулирующая функция.
Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии рынка, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растёт цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Посредническая функция.
Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли – продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец, со своих позиций, стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающими его покупателями.
Санирующая функция.
Рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор» среди участников экономической деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий и наоборот стимулирует более предприимчивые и активные.
Структуру рынка можно рассматривать по различным критериям:
1) по экономическому назначению: рынок товаров и услуг, рынок промышленных товаров, сырьевой рынок, рынок труда, ценных бумаг.
2) по географическому местоположению: местный, национальный, мировой рынки.
3) по степени ограниченности конкуренции: монополия, олигополия, монопсония, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция.
4) по отраслям: автомобильный, нефтяной, машиностроительный рынки.
5) по характеру продаж: оптовый и розничный рынки.
Конкуренция – соперничество между участниками рынка. Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая благо более высокого качества, либо по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определённого порядка, гарантирующего производство достаточного количества, качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Рыночная структура - сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.
Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта.
Различают несколько видов конкуренции:
Совершенная.
Существует множества мелких фирм, производящих однородную продукцию. Доля каждой фирмы в общем объёме предложения продукции настолько мала, что она не может влиять на цену. Вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений. Нет ограничений на доступ любой фирмы и информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы и т.д.
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной:
Монополия.
Одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль других фирм, практически непреодолимы.
Олигополия.
На рынке существует несколько крупных фирм, контролирующих весь рынок. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Производимая продукция может быть как однородной, так и разнородной. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на продукцию.
Монополистическая конкуренция.
Большое количество мелких фирм на рынке, предполагающих разнородную продукцию. Вход на рынок не затруднён. Товары являются разными, но взаимозаменяемыми.
Монопсония.
Вид рынка, на котором существует множество продавцов и только один покупатель, который определяет цену товара.
В хозяйственной деятельности участвуют хозяйственные субъекты, называющиеся экономическими агентами. К Экономическим агентам относятся домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство (органы управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"