Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

111ГОТ Общая экономическая теория.doc

— 1.39 Мб (Скачать)

Отличительная черта Экономических агентов – принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственности, положение каждого Экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом, и обладают экономической властью, Определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательскими делами. Другие распоряжаются собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограничено.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществляет операции связи с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Они получают доходы предоставляя экономические факторы – рабочею силу, капитал, землю, которыми они располагают. Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а так же для создания сбережений.

Предприятия (фирмы) ,в отличии от домашних хозяйств, в основном осуществляют производительную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различают по формам собственности (частное, кооперативное и др.), размерам, масштабам производства, видам производственной деятельности.

Предприятия занимаются предпринимательской коммерческой деятельностью, цель которой прибыль. Некоммерческие организации отличаются тем, что их основная задача – непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. К ним относятся:  благотворительные фонды, профсоюзы, профкомы, спортивные организации и т.д.

Государство активно вмешивается в экономическую систему, используя разные формы и методы. Оно обеспечивает законную базу для функционирования экономических агентов, кроме того, само может выступать как в роли потребителя, так и в роли производителя. Выполняя  функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общий национальный интерес, безопасность, производство общественных благ, способность к росту богатства страны.

  Классификация рыночных структур

Рыночная структура – совокупность элементов, определяющих функционирование и особенности рынка.

Критерии классификации рыночных структур

1.  Число фирм в данной отрасли

2.  Размер фирм

3.  Условия спроса и предложения и их эластичность (реакция покупателя-производителя на изменение цены)

4.  Степень открытости рынка для появления новых фирм

Однако главным критерием рыночных структур является число фирм в отрасли.

Рыночные структуры

1.  Совершенная конкуренция

2.  Монополия

3.  Олигополия

4.  Монопольная конкуренция

Существуют и другие типы рыночных структуро, такие как монопсония (рынок, на котором есть только один покупатель),

Абсолютная монополия – один покупатель, один продавец.

Кроме искусств монополий сущ естественные, например, боржоми.

Монопсония: есть горьковский автозавод. Самый крупный в России, 138000 человек. Но в Горьком занимаются только сборкой. Все прдп, которые делают резину, стекло, сиденьчя и прочее. Они находятся в горьк области и ддругих городах. Во все эти смедные предприятия производлят только для него. Не секрет, что с Нижнем делают БТРы.

Самый боьлшой монопсонист – государство.

Если в данном регионе-городе только градообразующее предприятие, то оно одно принимает на работу, оно одно произв продукцию. Оно одно обесп всех работой и зарплатой. - монопсония.

Модель и особенности рынка соверш конкуренции

Соверш конкуренция – соперничество многочисленных производителей, созд примерно одинаковые объёмы однородной продукции.

Характерные черты

1.  большое число мелких производителей

2.  невозможность их, мелк произ, влиять на цену

3.  Мобильность всех видов ресурсов (нет огр на приобр ресурсов)

4.  Свободный доступ к инф-ции о рыночных условиях

5.  Отсутствие входных барьеров (любое предприятие может войти и выйти с рынка)

Существовала до 19 века, сейчас её нет. Вреальной действ-ти сегодня сущ-вуют другие типы рыноч структур - рынки несоверш конкуренции, в которых не соблюдается хотя бы один из пперечисл принципов (особенностей). Сегодня существует несколько моделей несоверш конкуренции:

1.  чистая монополия

2.  олигополия

3.  монопольная конкуренция

монополия – Обладание каким-л преимуществом и извлечение из этого выгоды

Признаки чистой (абсолютной) монополии

1.  Фирма является единственным продавцом товара, и её границы расширены до масштабов отрасли

2.  Отсутствие товаров-заменителей (субститутов)

3.  Выпускается однородный или уникальный продукт

4.  Контроль над ценой, объёмом производства и рыночной информацией (Инф-ции в свободном доступе нет)

5.  Наличие входных и выходных барьеров в отрасли

Входной барьер – должен быть не меньше опр величины капитал, наличие патентов, наличие лицензии на данный вид деятельности.

Есть монополия, поэтому появившееся второе предприятие, го лишают возм-ти работать.

Виды монополии

Различаются по охвату, монополизации того или иного ресурса

1.  Технологическая монополия – основана на монополизации уникальных новшеств, от реализации собственники получают дополнительную прибыль

2.  Экономическая монополия – связана с монополизацией экономического ресурса какого-либо (ил земли, природных ресурсов, капитала, рабочей слиы, информации – монополия частной собственности на землю приносит собственнику земельную ренту, монополия част собст как на объект хозяйствования приносит дифференциальную ренту. Есть дифрента певого и второго порядка. Дифрента – дохолд, который собственник получает с зкбмли. Если у меня чернозёсм, то я получу больше денег уже. Но я могу иметь не самую хорошую землю, но не далеко от рынка сбыта)

3.  Естественная монополия – связанная с монополизацией определённых видов деятельности для экономии ресурсов на масштабах пр-ва и установлении контроля над (за) ценами. В этих отраслях существование более одного производителя считается нецелесообразным. Пример: нецелесообразно в Москве создавать ещё одно метро, ещё линии передач (производство энергии - ...).

4.  Административная монополия – связана с монополизацией функции управления. Разновидности: госмонополия, ведомственная монополия

Олигополия: Такая структура рынка, при которой основную массу продукции производит 3-5 фирм крупных (металлург промышленность, с/х, машиностроение, кузнечно-прессовое оборудование, сотовая связь)

Признаки олигополии

1.  Наличие трёх-пяти фирм и конкуренции между ними.

2.  Все фирмы производят однородную продукцию (услуги), жёсткая конкуренция за ресурсы

3.  Взаимозависимость рыночного опведения конкур фирм, требующая согласованных действий в контроля за ценами и долей на рынке

4.  Типичная неценовая конкуренция

Модели олигополии

Запишем четыре модели и отдохнём

1.  Картели и сговоры – соглашения о ценах и объёмах производства, разделе рынка и согласование ценовой политики

2.  Лидерство в ценах – одна из фирм устанавливает цену, а другие принимают её

3.  Модель с ломаной кривой спроса. Предполанается, что если фирма снизит цены, то конкуренты последуют её примеру, если повысит – то нет

4.  Модель рыночной доли. Эта модель показывает, что не смотря на разные уровни издержек пр-ва, цены на ланном рынке постепенно выравниваются

Монополистическая конкуренция

Такая рыночная структура, при которой несколько десятков фирм производят разнородную дифференцированную продукцию.

Признаки

1.  В отрасли достаточно большое количество фирм, что ограничивает (затрудняет) контроль за ценами

2.  Дифференциация продукции и наличие товаров-заменителей

3.  Отсутствие взаимозависимостей и фактически невозможен тайный сговор

4.  Ценовая и неценовая конкуренция, высокие затраты на рекламу

5.  Неравный доступ к рыночной информации

6.  Налицие входных и выходных барьеров, но не слишком жёстких, поэтому фирмы могут их преодолеть предлагая новинки.

Пример: розничная торговля, лёгкая пищевая промышленность (производство одежды, обуви, выпечки, пива. Косметики)

При ценообразовании на таком рынке фирмы могут использовать ценовую дискриминацию, то есть продавать один и тот же товар по разным ценам. То есть одна и та же продукция, допустим есть скидки для школьников, ветеранов Куликовской битвы, талоны.

  Показатель монополизации власти Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в отраслевом производстве (сколько процентов продукции данное предприятие производит). Так, согласно законодательству Германии, если на предприятие приходит более 30 процентов, то это уже монополист. В России было 60, сейчас 35. Для измерения монопольной власти используют следующие индексы:

1.  индекс Лернера. IL=(PM-MC)/PM=1/Ealpha
PM – монопольно высокая-низкая цена
MC – предельные издержки
Ealpha – эластичность спроса

2.  Индекс Херфинадля-Харишмана – показывает степень концентрации отраслевого рынка, или распределение рыночной власти между всеми его участниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.        Теория конкуренции и антимонопольного регулирования

Конкуренция – форма поведения фирмы на рынке. Первеводится с латинского как состязание, борьба. Борьба за огр рескрсы и огр объём платежеспособного спроса потребителей на доступных сегментах рынка.

Сильные стороны конкуренции

1.  Ускоряет науч-тех прогресс (НТП) и внедрение инноваций

2.  Приводит к снижению издержек производства и цен. Способствует эффективному использованию ресурсов и развивает (расширяет) номенклатуру продукции

3.  Способствует улучшению качества продукции

4.  Позволяет более точно учитывать потребности потребителей

Слабые стороны конкуренции

1.  Усиливает нестабильность рынка и кризисные явления

2.  Вызывает дифференциацию субъектов хозяйствования, то есть ведёт к обогащению одних и разорению других

3.  Вызывает поглощение и слияние одних фирм другими, что способствует монополизации рынка, тем самым подрывая основы конкуренции

4.  Ведёт к хищнеческому потреблению и нерациональному использованию природных ресурсов

Прокомментировать последний пункт: зная спрос покупателя, производитель стремится максимально произвести продукт, нерационально испольтзует ресурс, переходит грань, часть продукции становится невостребованной.

Основные формы конкурентной борьбы

1.  Внутриотраслевая конкуррентная борьба и мпежотраслевая конкурентная борьба. Внутри – ведется между произ одной отрасли за снижение издережек и вконечном счёте за покупателя.

2.  Межотрасл ведётся между инвесторами за более выгодное вложение капитала. В результате возникает средняя прибыль, цена производства = издержки производства + Рср (средняя прибыль)

Методы конкурр борьбы

1.  Экономические. Ценовая и неценовая конкуренция. Ценовая – ставить прибыль ниже издержек конкурента. Неценовая – конкуренция качества, по условиям продаж (льготы постоянным клиентам, реклама).

2.  Неэкономические. Шантаж, давление, подкуп, переманивание, промышленный шпионаж

Формы конкурентной борьбы (встречается в зарубежной литературе)

1.  Совершенная конкуренция

2.  Несовершенная конкуренция

Конкуренция (от лат.”concurrere” – сталкиваться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями : полной хозяйственной собственности каждого субъекта рынка, его полной зависимости от хозяйственной коньютуры и противоборства с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание называется законом рынка. Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определенных параметров(показателей) состояния рынка.

Основные параметры :

   Количество фирм (промышленных, хозяйственных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок.

   Свобода вхождения предприятия на рынок выхода из него.

   Дифференциация товаров (придание определенного вида товару одного и того же назначения различных индивидуальных особенностей по фабричной марке, качеству, цвету и другому).

   Участие фирм в контроле за рыночной ценой.

   Свободная конкуренция – на рынке множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создать и сколько. Никем и ничем неограничен доступ на рынок, а так же выход из него, продукты определенного назначения одинаковы, но важнейшим свойством не дифференциальны., фирмы не участвуют в контроле за рыночными ценами.

              Правила конкуренции :

Конкуренция, как рыночный регулятор, воздейcтвует на три явления :

1.  На изменение цен покупателей и продавцов.

2.  На нестабильное соотношение спроса и предложения, связанное с ??? избытка и недостатка благ.

3.  На отклонение рыночной цены от точки равновесия.

Такое регулирование едет по двум основным направлениям :

1-е : выражает объективную логику развития событий (в таких условиях устанавливается конкуренция среди продавцов).

2-е : тоже, что и 1-е, только устанавливает конкуренцию среди покупателей.

Правила :

1.  Фирмы должны учитывать уровень равновесной цены как норматив рационального хозяйствования, появляется излишек товара, который распродается по сниженным ценам

2.  Чтобы, как говорится, обходить равновесную цену, фирма продает свой излишек по общей равновесной цене для всех, но при этом старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и продать товары по более низкой индивидуальной цене.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"