Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".
3. Если обнаружится, что индивидуальная цена не реализует товары выше равновесной цены из-за больших затрат на единицу продукции, то следует принимать энергичные меры по спасению предприятия (модернизация, обновление техники, технологий, реконструкция производства).
4. При обострении борьбы, соперники прибегают к ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то применяется демпинг. Демпинг – продажа продукции по чрезвычайно низким (так называемым “брасовым”) ценам.
Конкуренция выполняет троякую роль :
Во-первых, благодаря соперничеству, утверждаются общие нормативные ценовые производства и обращения.
Во-вторых, она прокладывает дорогу всему новому.
В-третьих, разрушает и устанавливает с рыночной арены все неэффективные и оптимальные хозяйства.
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель — в приобретении товара, работник — в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
КОНКУРЕНЦИЯ (ОТ ЛАТ. CONCURRERE - СТАЛКИВАТЬСЯ) -ЭТО СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ЗА ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА, КУПЛИ И ПРОДАЖИ ТОВАРОВ.
Конкуренция — ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
Она может быть ценовой и неценовой.
Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.
Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами. Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет»на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. С известной долей условности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.
Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т.е. монополий.Монополия (греч.: monos — один, polio — продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. ЦЕЛЬ МОНОПОЛИИ - ПОЛУЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО ДОХОДА ПОСРЕДСТВОМ КОНТРОЛЯ НАД ЦЕНОЙ ИЛИ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА НА РЫНКЕ. СРЕДСТВОМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, КОТОРАЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИБЫЛЬ СВЕРХ НОРМАЛЬНОЙ.
Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные ФОРМЫ:
Картель — соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
Синдикат — объединение с целью организации совместного сбыта продукции.
Трест — монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.
Концерн — монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.
Конгломерат — объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.
Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).
ПОД НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ ПОНИМАЕТСЯ РЫНОК, НА КОТОРОМ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ХОТЯ БЫ ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
1. При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление — дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.
Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т.к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой — в этом отличительная черта монополистической конкуренции.
2. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм (греч. oligos — немногий, poleo — продать). Для нее характерно наличие либо однородной либо дифференцированной продукции, а главная черта — установление цен по принципу лидерства.
Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.
Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.
3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.
Случается, что на рынке существует только один покупатель. Такое явление называется монопсонией (один покупаю).
РОЛЬ МОНОПОЛИИ в экономике двойственна.
Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.
Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.
Начало антимонопольному законодательству было положено в США в 1880 г. Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.
В России в 1991 г. принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Однако Закон несовершенен и используется он недостаточно. В рыночной экономике имеют место четыре основные модели рынка: 1. Чистая конкуренция. 2. Чистая монополия. 3. Монополистическая конкуренция. 4. Олигополия. Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является ли продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.
Существование монопольного производства всегда ограничивает конкурентность рынков. Монополия стремится изолировать область своей предпринимательской деятельности от конкурентов, что препятствует их свободе доступа в любые отрасли хозяйственной деятельности. Поэтому с позиции общественных интересов монополия неэффективна. В целях поддержки конкурентного механизма рынка, способствующего реализации интересов всех членов общества, государство проводит антимонопольную политику.
Антимонопольная политика представляет собой государственный контроль над монополизированными рынками. Она направлена против господствующего положения крупных компаний, монополизировавших рынок средствами ограничительной практики. Средствами ограничительной практики считаются действия монополии, когда:
♦ фирма контролирует чрезмерно большую долю рынка, которая устанавливается в каждом конкретном случае;
♦ ограниченное число предприятий принимают согласованное решение о едином для всех участников рынка уровне цен и объеме производства — это так называемое фиксирование цен;
♦ несколько предприятий принимают решение о слиянии компаний;
♦ во главе нескольких компаний стоят одни и те же хозяйствующие субъекты. Это явление получило название «переплетающиеся директораты» — тайный коммерческий союз между некоторыми производителями, предполагающий проведение единой политики в области ценообразования и в области сбыта продукции; ♦ проводится ценовая дискриминация, которая предполагает продажу одинаковых товаров разным покупателям по разным ценам;
♦ фирма диктует условия заключения сделки, навязывая исключительные контракты. Условием исключительных контрактов могут быть всякого рода ограничения на покупку товара (приобретение дополнительно какого-либо иного товара, запрет на приобретение аналогичного товара у фирмы-конкурента и т. д.).
В отношении всех этих действий государство проводит жесткую антимонопольную политику, используя организационный механизм и антимонопольное законодательство.
Организационный механизм состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых монопольное производство становится экономически неэффективно.
Антимонопольное законодательство предполагает борь-5у с монополиями при помощи радикальных мер.
14. Олигополия в рыночной экономике.
Рынок олигополии — это рынок взаимодействия небольшого количества взаимозависимых крупных производителей (продавцов). Как правило, на долю производите-ля-олигополиста приходится значительная часть рыночного предложения, что позволяет ему оказывать влияние на рыночную цену.
Олигополистический рынок имеет черты и конкурентного и монополистического рынков, в зависимости от способа поведения его участников (независимого или кооперативного) и особенностей выпускаемого товара (стандартного или дифференцированного).
Фирмы-олигополисты могут вести себя двумя способами: либо предвидеть поведение других производителей (их возможную реакцию на свои решения в области выбора цены и объема выпуска), либо не учитывать поведение своих конкурентов, придерживаясь собственной независимой стратегии. В первом случае речь идет о вступлении произ-водителей-олигополистов в тайный сговор, а в последнем — о ценовой войне между ними.
Тайный сговор реализуется либо в форме картельного соглашения, либо в форме лидерства в ценах.
Картельное соглашение представляет собой негласный экономический союз нескольких участников рынка, устанавливающий общие параметры их производства (технологию, выпуск, цену и квоту (долю) каждого из них в общем объеме рыночного предложения).
Лидерство в ценах означает доминирующее положение на рынке фирмы, производящей значительную долю рыночного выпуска. Стратегия поведения фирмы-лидера является руководством к действию для других, более мелких фирм. Вступление производителя в тайный сговор означает отказ от открытой ценовой конкуренции, когда субъекты данного соглашения подчиняются единой политике в области технологии производства, ценообразования, сбыта. Поэтому с увеличением числа фирм на рынке уменьшается и рыночная власть.
Олигополист может придерживаться и собственной независимой стратегии поведения, однако при этом он не может игнорировать действия со стороны других участников рынка. Например, — как среагирует выпуск остальных фирм на изменение его собственного объема производства; как ответят фирмы-конкуренты на снижение издержек производства и т. д. Так, любой из олигополистов находится под существенным влиянием поведения остальных, поэтому ценовой диктат в данном случае ограничен.Олигополия - такая структура рынка, когда несколько крупных фирм доминируют в отрасли. Каждая из них способна оказать влияние на рыночную цену, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено.
Олигополия - рыночная структура, при которой небольшое число крупных фирм производят основную часть продукции данной отрасли.
Основные черты:
Немногочисленность фирм в отрасли (обычно их число не превышает 10; частный случай олигополии-дуополия - 2 продавца).
Продукция разнородная или однородная
Высокие барьеры для вхождения в отрасль, связанные прежде всего с экономией на масштабе производства
Всеобщая взаимозависимость. Олигополисты вынуждены принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов на свои действия, пытаться предвидеть поведение других производителей или вступать с ними в сговор.
Универсальной теории олигополии не существует. Дело в том, что реакция конкурентов на то или иное действие олигополиста может быть очень различной. Каждому предположению о характере этой реакции соответствует своя модель олигополии.
Модель Бертрана - олигополистические ценовые войны.
Ценовая война - это цикл последовательных уменьшении цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов, а потому последние годы практически не применяются в конкурентной борьбе.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"