Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".
Легко понять каким образом два продавца могут втянуться в ценовую войну. Поскольку каждый из продавцов думает, что его соперник не будет реагировать на снижение им цены, то у каждого из них есть искушение увеличить ежемесячные продажи, сокращая цены. Снижая цену ниже цен своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок и тем самым увеличить прибыль.
Соперник реагирует тем, что устанавливает цену ниже цены конкурента и получает себе весь рынок. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не упадет до уровня средних издержек. После этого ни одна фирма не сможет получать выгоды от снижения цен. Таким образом, в состоянии равновесия оба продавца назначают одну и ту же цену Р=АС=МС.
Жесткость цен в условиях олигополии (ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста).
Модель ломаной кривой была предложена для объяснения следующего факта: почему при изменении спроса, колебаниях в ценах на ресурсы, изменении объема производства цены на олигополистических рынках остаются неизменными.
Совершенный рынок факторов. - это рынок, на котором :
Много соперничающих покупателей ресурсов и много соперничающих продавцов;
Каждый наниматель потребляет только не большую часть от имеющегося объема предложения и, следовательно, не может изменить рыночный спрос и повлиять на рыночную цену;
Каждый продавец продает только малую часть общего объема предложения, а, значит, так же не может повлиять на рыночные предложение и цены;
Продавцы ресурсов могут свободно войти на рынок и выйти из него;
15. Монополистическая конкуренция: особенности рыночной структуры.
С уществуют рынки, где в той или иной степени возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей рынки несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка.
В зависимости от степени ограничения конкуренции выделяют несколько видов несовершенных рынков: монополия, олигополия и монополистическая конкуренции.
Абсолютная рыночная власть характеризует рынки монополии, когда множеству покупателей на рынке противостоит один продавец. Это рынок, где единственный производитель полностью контролирует параметры рыночной сделки — объем предложения и цену. Возможность такого контроля тем больше, чем выше входные барьеры и чем меньше заменителей у товара, выпускаемого монополистом. Замкнутость монопольного рынка избавляет монополиста-производителя от конкурентов.
Усилению рыночной власти монополиста способствует тот факт, что он предлагает на рынке некий уникальный товар, не имеющий близких заменителей. Это означает отсутствие альтернативы для покупателя, который вынужден покупать товар у монополиста по завышенной (монопольной) цене. Степень превышения монопольной цены над фактическими затратами и характеризует рыночную власть данного производителя. Поэтому экономический смысл монополии состоит в получении экономической сверхприбыли.
Поскольку фирма-монополист производит товар в объеме меньшем, чем фирма-конкурент, и назначает цену выше конкурентной, монополизированные рынки не эффективны. Монополия наносит экономический ущерб обоим рыночным агентам, и потребителю, и производителю.
Монополистом изымается излишек потребителя (избыток денежного дохода), так как искусственно назначаемая монопольная цена всегда выше конкурентной. Все это приводит к уменьшению уровня удовлетворяемой потребности, в целом — к снижению экономического выигрыша потребителя.
Создание монополии означает высвобождение производственных ресурсов, которые в условиях закрытости монополистического рынка становятся недоступными для других производителей.
Монопольная цена включает в себя величину монопольной ренты, прибавляемой монополистом к рыночной цене товара за счет господствующего положения на рынке. выделяют следующие типы конкуренции рынков :
1. Рынок совершенной, чистой конкуренции.
2. Рынок монополистической конкуренции.
3. Олигапольный рынок.
4. Рынок монополий.
I. Рынок совершенной (чистой) конкуренции.
Для него характерно то, что в борьбе за влияние и деньги покупателей, сталкиваются между собой множество производителей одинаковых товаров при этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязывать остальным выгодные ему условия сбыта. При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать свою волю и вынуждены на равных условиях искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия).
II. Монополистическая конкуренция.
Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции, если :
На рынке имеется много конкурирующих фирм.
Для удовлетворения одной и той же потребности эти фирмы предлагают различающиеся между собой товары.
Каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свой товар.
Существующие фирмы не могут преградить выхода на рынок новым конкурентам (продовольственное питание, одежда, мебель).
На таком рынке монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и в предложении ее на рынок труда по самостоятельной назначенной цене, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения и возможности диктовать рыночную цену. Тип такой конкуренции наиболее распространен, он возникает в тех отраслях, где :
1. Для организации производства не нужно создавать особенно крупные предприятия, и поэтому вкладывать особо крупный капитал.
2. Возможно создание многих разновидностей товара, удовлетворяющих определенные потребности.
3. Права отдельной фирмы на изготовление (исключительное),. Созданной его разновидности товара можно защитить с помощью авторских прав и прав на товарный знак, т.е. с помощью патентов. Именно в силу такой защиты прав изготовителя другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с точно такими же свойствами, как продукция, защищенная патентом.
III. Рынок монополий.
На таком рынке для покупателя складываются самые не выгодные условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного производителя (продавца) просто не существует. Но не всегда метод монополий можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других товаров, также очень нужных благ. Обычная коммерческая стратегия монополиста – навязывание покупателям завышенных уровней цен – обычное дело. На рынке монополий такая возможность завышения цен становится наименьшей, т.е. возникает “ ценовой диктат” продавца. Более того, монополисту не нужно совершенствовать способы ее производства и сбыта, поэтому рост степени монополизации рынков всегда рождает очень серьезные неудобства.
В условиях совершенной конкуренции кривая спроса отдельной фирмы имеет следующий вид :
Таким образом, фирма может продавать дополнительную единицу продукции без снижения цены, т.е. MP=P.
Величина средней выручки также будет неизменна и равна этой цене:
16. Рынки факторов производства: труда, капитала, земли. Особенности формирования спроса и предложения на рынках факторов производства
Рынки факторов производства
Факторы производства – задействованные в производственном процессе ресурсы экономики.
Виды экономических ресурсов (факторы производства):
1) Природные(земля) – земля, водные, лесные, биологические, климатические, полезные ископаемые.
2) Трудовые(труд) – люди с их способностью производить товары и услуги.
3) Капитал – в форме денег - денежный капитал, в форме средств производства – реальный капитал.
4) Предпринимательские способности- способности людей к организации товаров и услуг.
Дохода от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства получают следующие виды доходов:
1) от земли – ренту,
2) от труда – заработную плату,
3) от капитала – процент,
4) от предпринимательских способностей – прибыль.
Несмотря на специфические черты, независимо от того, какие группы ресурсов включены в рыночный оборот, ценообразование подчинено действию общих экономических законов. К числу таких законов относятся:
во-первых, закон ограниченности, дефицитности ресурсов. Как бы ни была богата экономика теми или иными ресурсами, они ограничены, дефицитны и недостаточны по сравнению с потребностями в тех благах, которые фирмы и могли бы и хотели бы выпускать для продажи на рынках:
во-вторых, ограниченность ресурсов вызывает необходимость их рыночной оценки, определения цены в соответствии со спросом и предложением;
в-третьих, все ресурсы подчинены законам отраслевой специализации хозяйственной деятельности, определяющейся общественным разделением труда.
Цены на факторы производства в условиях совершенной конкуренции определяются соотношением спроса и предложения. Спрос на факторы производства является вторичным (производным) от спроса, формирующегося на рынках потребительских благ.
Вторичный характер спроса фирм-производителей объясняется тем, что их потребность в ресурсах и факторах производства возникает лишь в том случае, если они могут быть применены для выпуска тех конечных потребительских товаров, которые пользуются спросом покупателей. Спрос фирм на факторы производства возникает только при наличии и под влиянием покупательского спроса на обычных потребительских рынках. По мере того как под влиянием покупательского спроса изменяется ассортимент и структура потребительских товаров и услуг, меняется также ассортимент и структура привлекаемых для их выпуска ресурсов и факторов производства. В отличие от потребительского спроса, имеющего практически всеобъемлющий, но «розничный» характер, спрос на факторы производства предъявляет сравнительно узкая группа деловых людей, предпринимателей, способных организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг потребительского назначения.
Предприниматели, изучая потребительский спрос, стремятся найти направления для улучшения продукции, ее потребительский свойств, создания новых типов товаров. Одновременно они изучают рынки факторов производства с целью выявить перспективные, но еще не подорожавшие ресурсы, пригодные для будущего выпуска, а также определить разницу между существующими ценами ресурсов и будущими ценами еще только планируемой к выпуску новой и перспективной продукции. Разница этих цен и есть будущая ожидаемая прибыль, потенциальная возможность получения дохода.
Для организации производственного процесса требуются многие факторы, которые в большей или меньшей степени взаимодополняемы или взаимозаменяемы. Труд рабочих может быть частично заменен техникой, и наоборот, дорогостоящая техника может быть заменена дополнительным количеством рабочих. Природные сырьевые ресурсы могут быть заменены искусственными материалами, если они не нарушают заданных стандартов качества. Ресурсы труда, техники, сырья сопряжены, взаимодополняемы лишь в каждом конкретном производственном процессе. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов, применяемых в данном процессе, вызовет изменение сопряженных с ним ресурсов и факторов.
Таким образом, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы
Предложение факторов производства также имеет существенные особенности. Предложение на рынке факторов производства – это то их количество, которое поступает в сферу купли – продажи по существующим в данный момент ценам, выступающим в таких формах, как:
1) от земли – рента,
2) от труда – заработная плата,
3) от капитала – процент.
Во многом на рынках факторов производства предложение порождается спросом также, как и на рынках обычных потребительских благ.
17. Информация как ресурс, ее отличия от других ресурсов.
Инфopмaция - этo cвeдeния oб oкpyжaющeм миpe (oбъeктax, явлeнияx, coбытияx, пpoцeccax и т.д.), кoтopыe yмeньшaют имeющyюcя cтeпeнь нeoпpeдeлeннocти, нeпoлнoты знaний, oтчyждeнныe oт иx coздaтeля и cтaвшиe cooбщeниями (выpaжeнными нa oпpeдeлeннoм языкe в видe знaкoв, в тoм чиcлe и зaпиcaнными нa мaтepиaльнoм нocитeлe), кoтopыe мoжнo вocпpoизвoдить пyтeм пepeдaчи ycтным, пиcьмeнным или дpyгим cпocoбoм (c пoмoщью ycлoвныx cигнaлoв, тexничecкиx cpeдcтв, вычиcлитeльныx cpeдcтв и т.д.).
Нaм интepecнa yпpaвлeнчecкaя и экoнoмичecкaя инфopмaция. Инфopмaция oблaдaeт cлeдyющими cвoйcтвaми: дocтoвepнocть и пoлнoтa; цeннocть и aктyaльнocть; яcнocть и пoнятнocть.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"