Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".
Институт власти-собственности существует в рамках российского хозяйственного порядка не одну сотню лет. В нашей стране многочисленные попытки реформ, направленные на изменение ситуации, при которой доминируют институты условной собственности, в конечном итоге не позволяли свернуть с траектории развития, что неоднократно приводило к эффекту блокировки, закрепляющем неэффективные институциональные ограничения. Для проведения действенных институциональных реформ необходимо понимание механизмов эволюции российского института власти-собственности; для этого данная проблема должна рассматриваться в связи с эволюцией российского хозяйственного порядка и ролью групп специальных интересов как институциональных инноваторов. Для этого необходимо учитывать исторические, культурные и другие институциональные особенности развития хозяйственных систем.
Теория хозяйственного порядка является разновидностью институционального подхода к анализу формирования и развития институциональной структуры экономики с учетом специфики конкретных исторических, национальных и политических условий. Теория хозяйственного порядка разрабатывалась экономистами, которые не входили в мейнстрим экономической теории. В основном это были представители немецкого ордолиберализма. Однако рост интереса к неортодоксальным (в научной литературе также присутствует термин «гетеродоксальные теории») течениям в современной экономической теории делает актуальным изучение проблемы формирования хозяйственного порядка в контексте институциональных изменений.
Важнейшим моментом при исследовании хозяйственного порядка в тех или иных исторических координатах является вопрос о роли государства при его формировании. Фактически данная проблема является частью более широкой – о роли государства при формировании институциональной структуры экономики. Не вызывает сомнений тот факт, что государство как институциональный инноватор создает формальные институты, которые, в свою очередь, могут относиться к политическим и экономическим институтам, в разной степени влияющими на хозяйственные процессы.
В результате рыночного отбора информационные сигналы приобретают те свойства, которые были заданы начальным распределением информации; начальные условия зависят от социальных институциональных рамок, а также от познавательных возможностей индивидов, последние же, в свою очередь, зависят от качества человеческого и социального капитала. Такой отбор приведет к результатам, не поддающимся точному прогнозу, но в направлении, заданном первоначальными информационно-
Функционирование того или иного института связано с текущими взаимодействиями экономических акторов: организаций, групп специальных интересов и индивидов. Эти взаимодействия могут быть направлены на изменение существующих институциональных ограничений. Как уже отмечалось, технологические и институциональные изменения необязательно приводят к возникновению эффективных институтов и технологий.
В процессе отбора институтов важнейшую роль играют устойчивые группы интересов. Причем такие группы могут преследовать как узкие (специальные), так и всеохватывающие интересы. В экономической теории возникновение и развитие теории групп специальных интересов связано, в первую очередь, с именем М. Олсона. Им разработаны основные положения теории коллективных действий и показаны направления ее применения для анализа проблем, входящих в сферу современной экономической теории.
Группы с особыми интересами замедляют экономический рост, снижая скорость перераспределения ресурсов между сферами деятельности или отраслями в ответ на появление новых технологий или условий. Один из очевидных способов, которым они добиваются этого, - лоббирование помощи для выхода из затруднительного положения фирм, потерпевших фиаско, что приводит к отсрочкам и затрудняет перемещение ресурсов в те сферы деятельности, где они имели бы большую продуктивность. Другие способы замедления скорости перераспределения ресурсов, возможно, не столь очевидны. Пусть, например, по какой-то причине значительно возрос спрос на труд в отрасли или по профессии, в которой он контролируется единым профсоюзом или профессиональной ассоциацией. Картелированная организация способна из-за сдвига спроса потребовать более высокой оплаты, а новая, более высокая монопольная цена снизит количество труда, используемого в переживающем подъем секторе, снижая тем самым рост и эффективность экономики.
Для того чтобы группа со специальными интересами включилась в производство какого-либо коллективного блага, необходимо наличие избирательных стимулов. Избирательные стимулы – это стимулы, которые применяются к индивидуумам избирательно в зависимости от того, вносят они вклад в обеспечение коллективным благом или нет.
Социальные избирательные стимулы могут быть сильными и слабыми, но доступны они только в определенных ситуациях. Обычно они малоприменимы для больших групп, за исключением тех случаев, когда большие группы могут быть союзом малых групп, способных к социальному взаимодействию. Необходимо отметить, что информация и расчеты издержек и выгод предоставления коллективного блага часто сами являются коллективным благом.
Даже в тех случаях, когда вклад достаточно большой для того, чтобы выявить рациональность расчетов затрат и выгод, существуют обстоятельства, при которых коллективные действия могут случаться и без избирательных стимулов. Что это за обстоятельства, станет ясно сразу же, как только мы представим ситуации, когда имеется лишь несколько индивидуумов или фирм, получающих выгоду от коллективного действия. Внедрение институциональной инновации группой специальных интересов, той или иной политической элитой, олигархами почти всегда предполагает получение каких-либо выгод и осуществляется с этой целью. Часто эти выгоды связаны с процессами распределения собственности. Поэтому институт власти-собственности является логическим результатом или даже индикатором действия узких групп специальных интересов.
Если набор институтов вследствие случайных или незначительных исторических событий оказался сравнительно неэффективным, то система будет воспроизводить эти неэффективные состояния до тех пор, пока не возникнет новая ситуация, которая может быть отнесена к «эффекту бутылочного горлышка».
Именно в процессе прохождения через кризис, характеризующийся «бутылочным горлышком», проходит разрушение, в первую очередь, старых групп специальных интересов, что согласуется с подходом М. Олсона. Фактически, в такие исторические моменты национальный хозяйственный порядок может быть кардинально преобразован или даже заменен на новый вследствие импорта или трансплантации институтов. Однако полная смена социального и хозяйственного порядка будет маловероятной из-за существующего в обществе социального капитала, определяющего фундаментальные социальные связи, а также связанного с национальными ментальными и поведенческими моделями.
Как уже отмечалось, формирование хозяйственного порядка осуществляется при участии государства. Именно государство выступает организующим элементом институциональной структуры (institutional arrangement) или институциональной среды (institutional environment). Но действия государства во многом зависят от доминирующих во властных структурах групп специальных интересов. Таким образом, государство является основным институциональным инноватором, который создает и поддерживает институциональную структуру того или иного хозяйственного порядка.
34.Теория переходной экономики и трансформации социально-экономических систем.
Переходная экономика по существу есть особое состояние эволюционной экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований.
Ход и содержание экономических сдвигов и перемен в современном мире отличается весьма значительным разнообразием. Необходимо выделить следующие факторы, определяющие функционирование экономических систем. Они могут быть подразделены на три группы: природно-климатические, производственно-экономические, социокультурные.
Природно-климатические факторы связаны с естественным базисом общества. Исторический опыт свидетельствует о том, что формы организации общественной жизни зависят от местоположения людей на планете, в частности, от степени удаленности от экватора и плодородия земель, от обеспеченности водой и полезными ископаемыми, от похолоданий климата и космических катастроф.
К производственно-экономическим факторам относятся средства и предметы труда, передовые технологии, профессионализм человека-работника как главной производительной силы и субъекта экономических отношений, формы организации труда и производства, характер и формы присвоения средств и результатов производства — частная, общественная, кооперативная, личная собственность, уровень эффективности экономики. Именно изменение, прежде всего, производственно-экономических факторов приводит к изменению в экономической системе, или к началу переходного периода, переходной экономики, переходного состояния.
Социокультурные факторы представляют собой проявление духовно-сознательной жизнедеятельности человека (духовное развитие, социальное поведение, общественный менталитет, традиции культуры, идеология, религия). Социокультурные факторы являются относительно самостоятельными и устойчивыми. Когда речь идет о переходных экономиках, данные факторы играют роль своеобразных ограничений, выход за рамки которых нежелателен или даже невозможен.
Названные факторы еще не раскрывают механизм их действия в ходе эволюции. В этом механизме можно выделить несколько моментов:
1) комплексность действия факторов. Она означает, что результаты общественной эволюции представляют итог совокупного действия всех факторов. Данный итог неправомерно связывать лишь с каким-то одним, даже крупным фактором;
2) относительная самостоятельность действия каждого фактора при их известной иерархии и суборди-нированности. Исходно определяющая роль принадлежит факторам природно-климатическим, поскольку они выражают условия самого существования и эволюции общества. Производственно-экономические факторы зависят от них. А социокультурные факторы, кроме того, во многом определяются уровнем развития социальных отношений и культуры;
3) приоритетность действия отдельных факторов. Суть ее состоит в доминирующей роли одного из факторов в различные исторические периоды и эпохи. На заре человечества приоритетную роль играли природно-климатические факторы. Развитие индустрии выдвинуло на первый план производственно-экономические факторы. Данная приоритетность характеризуется появлением индустриального и технотронного общества, пришедшим на смену аграрному.
Историзм критериев выделения стадий развития общества, особенно в переходные периоды, нашел выражение в постановке вопроса о формационном и цивилизационном периодах. Тем самым осуществлен поиск качественно нового периода, который отвечает переходу доминирующей роли в эволюционном разви- тии от производственно-экономических к социокультурным факторам.
Формационный подход выделил три формы исторических отношений между людьми:
— отношения личной зависимости (первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные);
— отношения личной независимости, но основанные на вещной форме зависимости (капиталистические);
— отношения свободных индивидов, основанные на их универсальном развитии (высокоассоциированные).
В данном случае формационный подход перекликается с теорией стадий роста, где также осуществляется деление общества на доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды. Хотя при формационном подходе этапизация общества осуществляется с позиции другого критерия.
Важнейшие черты формационного подхода, раскрывающие его содержание и историческое значение, состоят в следующем:
1) понимание развития общества как поступательного естественно-исторического движения от сравнительно низких ступеней к высшим;
2) выделение в этом процессе как существенного экономического прогресса;
3) выделение в отношениях, опосредствующих этот процесс как определяющих, производственных отношений;
4) характеристика в самих производственных отношениях их ядра — формы соединения работника со средствами производства;
5) акцентирование в ряду движущих сил общественного процесса (перехода от одной ступени развития к другой) диалектики производительных сил и производственных отношений;
6) разработка теоретической модели периодизации истории по критериям способа производства, типа присвоения, типа отчуждения, позволяющим выделить различные формации;
7) акцент на переходе от одной ступени развития к другой в форме социальной революции;
8) как завершающий итог формационного подхода вывод о социализме как строе, следующем за капитализмом. Научность формационного подхода определялась тем, что он был сформирован на основе классификации реальной экономической истории западноевропейских стран. Отсюда вытекает его ограниченность. Само определение высоты эволюционного развития он связывает с достаточно узким критерием. Избрав критерием экономический фактор, формационный подход невольно принижает роль факторов неэкономических и, что особенно важно, существенно умаляет в истории активную роль человека. Наконец, следует еще раз подчеркнуть, что формационный подход — это страно-вой подход, родившийся из опыта развития отдельных стран Западной Европы.
Важно отметить, что в развитых странах совершается переход от индустриального к технотронному обществу, существенно возрастает роль нематериального производства, на первый план выдвигается человек, от эры энергетической человечество переходит к эре информационной. Подчеркивая страновой аспект данных изменений, следует сказать, что далеко не все страны вступили в подобную стадию своего развития.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"