Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".
сохранение особенностей нации, уникальности ее исторического и культурного наследия;
укоренение норм, обычаев и традиций, влияющих на общественное восприятие новых институтов. «Сознательное формирование нового института – это разновидность планируемой культурной инновации. Чтобы распространение культурной инновации было успешным, необходимо, чтобы она соответствовала элементам культурного пространства, в которое она «погружается» [5].
Другими словами, введение или изменение формальных институтов, какую бы форму они не носили (создание новых, восстановление когда-то утраченных институтов, «импортирование» и пр.) само по себе не решит проблемы организации новой социально-экономической системы. Эффективность их деятельности будет завить от того, соответствуют ли они менталитету данного общества.
Таким образом, торможение процесса построения в России социальной ориентированной рыночной экономики объясняется, сложным «приживанием» институтов, «импортированных» с Запада. Конкретизируем данное утверждение. Известно, что российский менталитет строится на понятиях сильного государства, обеспечивающего всеобщее равенство людей и их социальную защиту. Именно под воздействием этого статичного «стержня» своей институциональной структуры общество РФ не способно за одно - два десятилетия воспринять модель частного собственника, складывавшуюся в странах с развитой рыночной экономикой на протяжении многих столетий. Очевидно, что для взаимной адаптации гражданского сознания и новых институтов необходим гораздо более длительный промежуток времени. Заметим, что это отнюдь не означает прекращения тщательной совместной работы государства и общества в данном направлении.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
Мировые тенденции развития цивилизации направлены на достижение состояния устойчивого роста основных параметров социально-экономической системы, что в рамках информационного общества возможно только при наличии высококачественного человеческого капитала.
Для Российской Федерации, стремящейся стать полноправным участником международного сообщества, очевидна чрезвычайная важность повышения эффективности своего человеческого потенциала.
На современном этапе в Российской Федерации наблюдается значительное замедление хода данных процессов, вызванное многочисленными экономическими кризисами, а главное – ломкой институциональной структуры и общественного сознания.
Одним из важнейших направлений работы по улучшению ситуации, следует считать создание соответствующей институциональной среды, которая станет основой становления полноценного гражданского общества и обеспечит переход страны к устойчивому инновационному типу развития.
Институциональная структура: определение понятий
Институциональная структура, которую мы отождествляем с институциональным порядком - это совокупность взаимосвязанных институтов. Институты понимаются как устойчивые постоянно воспроизводящиеся социальные отношения, которые, собственно говоря, и структурируют общественную жизнь. Институты многообразны и устроены непросто. Объектом рассмотрения в данном случае являются базовые институты, образующие глубинные основания социальных взаимодействий. Они как объект научного анализа представляют собой умопостигаемое абстрактное качество. Базовые институты - научное понятие, в котором фиксируется выделяемое разумом устойчивое постоянно воспроизводящееся свойство многообразных человеческих взаимодействий по поводу совместного проживания (то есть социальных действий).
Совместное проживание людей требует связи и согласований между ними по трем важнейшим моментам. Именно эти моменты представляются нам значимыми для того, чтобы сформировать необходимую и достаточную модель общества. Она включает в себя сферы экономики, политики и идеологии.
Итак, первым моментом является необходимость совместного производства из условий окружающей среды средств потребления, без которых невозможно физическое воспроизводство социума. Это - ведение хозяйства, или экономика - первый срез общественной жизни. Вторым моментом является необходимость коллективного решения возникающих вопросов, выработка совместных целей и следование им, что означает выработку политики, то есть правил и процедур принятия таких решений. Политическими, по определению классика социологии Талкотта Парсонса, являются те "стороны социального действия, которые связаны с организацией и мобилизацией ресурсов для достижения каким-либо коллективом его целей" . Третий момент, образующий устойчивую платформу социальных взаимодействий и одновременно их составную часть - наличие общих ценностей и идей, разделяемых участниками деятельности. При принятии решений именно к этому комплексу значимых для массы членов общества идей, апеллирует общественное мнение. Разделяемые сообществом ценности легитимизируют, в конечном счете, политические и экономические решения. Итак, третья значимая сторона социальных взаимодействий, которой нельзя, на наш взгляд, пренебречь при построении функционально полной и необходимо достаточной модели общества, является идеология.
В результате в нашей аналитической схеме общество предстает в единстве трех его размерностей, координат или срезов - экономики, политики и идеологии. Они образуют важнейшие сферы социальной жизни. Соответственно, регулирующие эти сферы институты (то есть институты, на основе которых осуществляются экономические, политические и идеологические взаимодействия) являются базовыми элементами данной модели. Мы назвали такую совокупность базовых экономических, политических и идеологических институтов институциональной матрицей . Институциональные матрицы как устойчивые самовоспроизводящиеся структуры характеризуют существование общественной целостности, они образуют своеобразный "невидимый" скелет общества, его архетипическую структуру.
В абстрактном научном понятии институциональной матрицы логически обобщены, то есть феноменологически "растворены" (как бы спрятаны) те многообразные реальные связи и институты, которые мы наблюдаем в социальной жизни . Это юридические и житейские нормы, правила и санкции, процедуры согласований, законы, традиции и обычаи, организации и законодательные акты и т.д. Чтобы отличать их множество от базовых институтов (абстрактного понятия), мы используем для обозначения таких феноменов термин "институциональные формы". Связь между институтами и институциональными формами такова, что содержание базовых институтов проявляет себя в эмпирически наблюдаемых институциональных формах. Они являются их воплощением.
Много лет работая над анализом исторических и современных данных, относящихся к разным странам, мы все более убеждаемся, что лишь два типа доминирующих матриц можно выделить в структуре государств. Как можно разделить миллиарды людей Земли всего лишь на две группы - мужчин и женщин (пусть отличающихся между собой сотнями других признаков), так и все многообразие институциональных порядков можно свести к двум основным матричным исходным типам. Мы назвали их Х и Y-матрицы . Они отличаются содержанием образующих их институциональных комплексов. То есть базовые институты в каждой из общественных сфер в Х-матрице одни, а в Y-матрице - другие. При этом между собой в структуре одной матрицы эти институты тесно увязаны и подходят друг к другу как "ключ к замку".
Так, в Y-матрице, сочетаются экономические институты рынка, политические институты федерации (построения общества "снизу") и субсидиарные ценности, в которых закрепляется приоритет Я над Мы. Y-матрица доминирует в большинстве стран Европы и США.
Соответственно, Х-матрица образована экономическими институтами редистрибуции , политическими институтами унитарного устройства (построения общества "сверху") и идеологическими институтами коммунитарности, в которых закрепляется приоритет Мы над Я. Россия, страны Азии и Латинской Америки отличаются доминированием Х-матрицы .
Как в клетке человека присутствуют доминантные и рецессивные гены (доминантные определяют пол и другие характеристики людей), так и в институциональной структуре обществ действуют базовые (доминирующие) и комплементарные (дополнительные) институциональные матрицы. Это означает, что институты рынка сосуществуют с институтами редистрибуции, демократия и федерация - с принципами унитарности и централизации, а субсидиарные личностные ценности в общественном сознании уживаются с ценностями коллективными, коммунитарными. Принципиальное положение нашей теории заключается лишь в том, что история стран характеризуется устойчивым доминированием одной матрицы, и эта доминирующая матрица определяет рамки и пределы действия комплементарных институтов. Доминирование Х или Y-матрицы имеет "вечный" характер и определяет социетальный тип общества. Доминирующая матрица означает способ социальной интеграции, найденный социумом в условиях проживания на тех или иных пространствах.
Относительно роли окружающих условий ограничимся здесь лишь замечаниями констатирующего характера. Мы выделяем два свойства материально-технологической среды обитания, которые, в конечном счете, и определяют тип складывающейся институциональной матрицы. Когда мы говорим о материально-технологической среде, то имеем в виду, прежде всего, общественную инфраструктуру и отрасли, приоритетные для обеспечения жизнедеятельности всего населения. Среда по своим свойствам (проявляющимся в ходе ее использования как среды производственной) может быть либо коммунальной, либо некоммунальной . Коммунальная материальная среда характеризуется технологической неразрывностью, что предполагает ее использование как единой нерасчленимой системы, части которой не могут быть обособлены без угрозы ее. Примеры коммунальной среды, хорошо известные россиянам - система железнодорожных путей, жилищно-коммунальное городское хозяйство, система трубопроводного транспорта, единые энергетические системы и т.д. Некоммунальная материально-технологическая среда характеризуется автономностью. Образующие ее объекты технологически разобщены, могут быть обособлены и функционировать самостоятельно, что предполагает возможность их частного использования.
Коммунальная среда способствует складыванию институциональной Х-матрицы, когда возникает необходимость централизации и объединения усилий людей в единых производственных процессах, формируются соответствующие политические структуры, а также коммунитарные ценности, в которых общественное сознание исторически закрепляет смысл такого общественного устройство. Некоммунальная среда порождает институты Y-матрицы - обособленных товаропроизводителей, взаимодействующих посредством рынка, федеративные политические структуры и адекватные такому устройству индивидуальные субсидиарные ценности.
Определившись с исходными понятиями, перейдем к анализу самоорганизации общества посредством воспроизводства присущих ему институциональных структур.
28. Образ жизни и поведение человека, непрерывность человеческой активности и; объективное и субъективное в поведении человека; пределы свободы индивидуального выбора.
Три модели поведения человека в экономике:
1) человек экономический. В этой модели человек в своей хоз деятельности должен соразмерять затраты и результаты. Главной целью его является макс извлечение пользы из сложившейся ситуации. Этот вид поведения так же называется экономическим эгоизмом, но эффективен он тем, что при таком массовом поведении общества богатеет вся страна.
2) Человек советский. Это модель поведения сложилась из марксистской теории. Главной целью является интересы общества. Они ставятся выше личных. Каждый человек в такой модели должен сознательно трудиться на благо общества.
3) Человек само реализующийся. Такая модель поведения характерна при смещенной рыночной экономике. Человек должен реализовывать свои интересы, работа должна приносить не только доход, но и реализацию его собственных интересов
29. Технологические основания институциональной структуры экономики; технологические детерминанты фирм, отраслей, структуры экономики.
Любое общество состоит из институтов - некоторых правил поведения, которыми руководствуются люди. Эти правила могут определяться культурой (привычками, традициями, моралью, особенностями национального характера), то есть быть неформальными и приниматься отдельными людьми добровольно или устанавливаться законом, обязательным для выполнения всеми членами общества. На рынке любого блага тоже существуют определенные правила поведения продавцов и покупателей, которые касаются: ■ места и времени встречи,
• обмена информацией,
• выбора партнера,
• заключения и выполнения соглашения.
Эти институты представляют собой как бы «правила игры», которыми руководствуются продавцы и покупатели. Давайте рассмотрим их по очереди.
• Место и время встречи (а точнее, правило «собираться в одном месте и в одно время») являются важнейшими элементами любого рынка. Почему? Ведь, например, все покупатели и продавцы булочек, в действительности «разбросаны» по территории хозяйства. И если бы не существовало специального места и времени встречи, каждый покупатель булочек должен был бы обойти всех булочников и узнать, по какой цене каждый из них согласен продать свой продукт. Если хозяйство располагается на небольшой территории (например, ограничивается одной деревней), выполнить это не очень сложно. А если это большой город? А если вдобавок продавцы булочек тоже хотят поскорее продать свой товар и отправятся искать покупателей? Обмен будет сильно затруднен вследствие существования уже известных вам трансакционных затрат - затрат на поиск партнера и заключение сделки. Поэтому продавцы и покупатели любого блага в хозяйстве рано или поздно, стихийно или по уговору, начинают собираться в одном месте и в одно время. Именно это место и называется в разговорном языке «рынком».
• Правда, хозяйство может располагаться на такой территории, что существующие средства транспорта сделают для многих его членов, живущих далеко от «рынка» некоторого блага, затраты по перемещению до рынка чрезвычайно большими. Поэтому в таком хозяйстве (расположенном на большой территории) возможно появление нескольких мест встречи (или нескольких «рынков» одного блага), которые будут находиться в разных частях хозяйства. Но мы начнем с более простого случая и предположим, что в нашем хозяйстве для каждого блага существует один «рынок», на котором встречаются все продавцы этого блага и все его покупатели. Собравшись в одном месте, продавцы и покупатели должны как-то организовать общение между собой, в ходе которого обе стороны узнали бы желания и возможности друг друга и потом заключили сделки.
• Получение информации необходимо каждому агенту рынка для определения своего поведения. Например, покупатель (или продавец), приходя на рынок, должен узнать, по каким ценам продавался и продается в данный момент продукт, чтобы ориентироваться на определенный уровень цены при выборе партнера. Поэтому формально (законом) или неформально могут устанавливаться правила относительно 1) предоставления информации о цене и качестве продукта, 2) разглашения информации о совершенных сделках. Причем если получить информацию о прошлом и настоящем может быть достаточно трудно, то получить достоверную информацию о будущем просто невозможно. Тем не менее эта информация чрезвычайно необходима при выборе поведения. Поэтому продавцы и покупатели вынуждены формировать некоторым образом ожидания по поводу будущих событий, на которые можно ориентироваться при принятии решений.
• Выбор партнера совершается после получения некоторой части (или всей) доступной информации тоже по определенным правилам.
■ На рынке, как правило, покупатели выбирают продавцов, поэтому именно к ним относятся различные мотивы выбора. Как вы помните, главное правило поведения, которое традиционно предполагается в экономической теории, -стремление к самому выгодному варианту. Для покупателей выгодность может заключаться или в минимизации цены, или в минимизации трансакционных затрат, или в получении наилучшего качества, а может быть, в достижении некоторого (наилучшего для покупателя) сочетания этих величин. Отдельный же продавец в этом случае может только попытаться привлечь покупателей - по этой причине и появляются различные методы конкуренции за покупателя (ценовые скидки, оформление, реклама и т. д.).
• Заключение и выполнение соглашения происходит после выбора партнера тоже по некоторым правилам. Самый простой вариант (например, на рынке булочек) - немедленный обмен денег на благо по заранее объявленной цене. Но если это рынок дорогого (бриллианты) или сложного (станок) блага, о конкретных условиях сделки (цене. количестве, дополнительных услугах) покупатель может договариваться (торговаться) с продавцом уже после выбора партнера. При этом соглашение может быть устным, а может быть и письменным (контракт), выполняться немедленно или в течение некоторого срока, защищаться законом или неформальными правилами поведения. Еще одним важным правилом поведения продавцов и покупателей, которое может повлиять на все четыре перечисленные группы правил, является склонность к сговору. Например, еще до начала торговли продавцы могут договориться между собой об общих правипах поведения с целью достижения более выгодных условий (например, договориться об общем повышении цены).
30. Теория прав собственности.
Собственность — это система исторически изменяющихся объективных отношений между людьми в процессе воспроизводства, характеризующих присвоение экономических ресурсов, факторов и результатов производства. Собственность есть отношение к условиям производства как к своим, и осуществляется оно только через само производство.
Во всяком обществе отношениям собственности на средства производства принадлежит ведущая роль в системе экономических отношений. Это определяется двумя обстоятельствами:
1) собственность на средства производства характеризует сущность социально-экономических отношений, господствующих в данном обществе;
2) собственность определяет форму, посредством которой рабочая сила приводит в действие средства производства и осуществляет процесс труда.
К. Маркс подчеркивал: «Каковы бы ни были общественные формы производства, рабочие и средства производства всегда остаются его факторами. Но, находясь в состоянии отделения друг от друга, и те и другие являются его факторами лишь в возможности. Для того чтобы вообще производить, они должны соединиться. Тот особый характер и способ, каким осуществляется это соединение, отличает различные эпохи общественного строя» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 24. С. 43-44).
Собственность на средства производства выражает экономические различия и характер взаимоотношений между различными социальными группами. Каждая формация характеризуется свойственными ей ти- пами собственности. Данному уровню развития производительных сил соответствуют специфические исторические отношения собственности. Поэтому собственность нельзя рассматривать как самостоятельное отношение, не зависимое от исторически определенного способа производства.
Сущность собственности как экономической категории проявляется через ее функции:
1) организующая функция. Она проявляется в том, что отношения собственности создают основу общественного воспроизводства, позволяют рационально использовать ресурсы для производства, определяют принципы распределения и обмена, обеспечивают необходимое потребление и накопление;
2) стимулирующая функция. Собственник стремится использовать свои ресурсы таким образом, чтобы получить максимальную выгоду, а для этого он должен производить продукт, максимально соответствующий потребностям, с минимальными издержками;
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"