Рыночное равновесие и механизм его достижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:31, реферат

Описание работы

Выяснение сущности товарно-денежных отношений, рынка, его структуры и инфраструктуры дает возможность раскрыть механизм рыночного равновесия, в частности, взаимодействие спроса и предложения. В истории мировой экономической мысли уже более двух столетий разные направления, течения и школы пытаются определить главные условия и механизм достижения рыночного равновесия. Поскольку практика постоянно вносит что-то новое в· развитие экономической системы, усложняется механизм ее функционирования, появляются новые модели и теории рыночного равновесия.
Цель темы — раскрыть наиболее важные законы функционирования и развития рыночной системы, их отражение в экономических взглядах представителей разных направлений политической экономии.

Содержание

Равновесные составляющие рынка…………………………………………..стр. 2
Товарный дефицит…………………………………………………………….стр. 4
Избыток товара………………………………………………………………..стр. 5
Эластичность спроса и предложения………………………………………..стр. 6
Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной
конкуренции……………………………………………………………………стр. 7
Рыночное равновесие в условиях несовершенной конкуренции…….стр. 10
Закон спроса…………………………………………………………………...стр. 12
Рыночное равновесие………………………………………………………....стр. 15
Выводы…………………………………………………………………………стр. 17
Список литературы…………………………………………………………….стр. 18

Работа содержит 1 файл

Политэкономия - итог.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

 В познании механизма рыночного равновесия важную роль играет коэффициент эластичности. Он определяется как отношение изменения объема спроса или предложения (рост или снижение в процентах) к процентному изменению цен. Для различных товаров коэффициент эластичности различен. Это связано с неодинаковыми затратами на их производство, наличием или отсутствием товаров-субститутов (заменителей), изменением доходов, модой и другими факторами.

В зависимости от величины коэффициента эластичности различают такие виды эластичности спроса и предложения, как абсолютно, относительно, единично эластичные; относительно и абсолютно неэластичные.

  Относительно эластичный, или просто эластичный спрос — это когда незначительные изменения в цене приводят к значительно большим изменениям в количестве реализованной продукции. Коэффициент эластичности при этом должен быть больше единицы.

  Неэластичный спрос — это когда незначительные изменения в цене обусловливают еще меньшие изменения в количестве реализованной продукции. Коэффициент эластичности при этом всегда будет меньше единицы.

  Между названными видами эластичности спроса (эластичным и неэластичным) возникает промежуточная ситуация, когда процентное изменение цены будет равно процентному изменению спроса (например, снижение цены на 1 % вызывает рост объема продажи на 1 %). Такой вид спроса называют единичным. Абсолютно неэластичный спрос характеризуется тем, что малейшее снижение цены побуждает покупателя увеличивать закупки в пределах своих возможностей.

 В условиях неэластичного спроса товаропроизводителю выгодно повышать цену товара, поскольку это способствует росту дохода. Знание степени эластичности спроса дает возможность предпринимателям прогнозировать поведение потребителей и корректировать деятельность своих предприятий.

   Рыночное равновесие в условиях несовершенной конкуренции

 Другая ситуация во взаимодействии спроса и предложения, принципах конкурентного поведения возникает в условиях господства монополий и олигополии, или в условиях несовершенной конкуренции. Цена на таком рынке также зависит от объемов выпуска продукции, причем, данная зависимость — обратно пропорциональная. Монополист устанавливает более высокую цену на свои товары и выпускает их меньше, чем фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции. Вследствие этого равенство предельного дохода и предельных затрат для монополии наступает раньше, чем для конкурентной фирмы. Поэтому общим принципом поведения на рынке уже не является выбор уровня производства, при котором доход, полученный от дополнительно выпущенного товара, был бы равен приросту расходов на его производство. В условиях господства монополий цена предложения выражает взаимосвязь между движением рыночной цены, цены производства и его монопольной цены, в основе которых лежат отдельные аспекты действия законов: стоимости, спроса и предложения, монополизации производства и обмена. Когда преобладают цены предложения, появляются дополнительные стимулы для расширения объемов производства, а в монополизированные сферы рынка пытаются проникнуть конкуренты. Это приводит к ухудшению условий предложения, снижению цен и последующему сокращению масштабов производства определенных видов товаров.

 Если рыночные цены устанавливаются на уровне цен спроса, крупные компании пытаются снизить объемы загрузок производственных мощностей, влиять на формирование спроса, регулировать соотношение спроса и предложения (через маркетинговую деятельность, использование контрактной формы и др.), стараются не допустить значительного превышения цен над спросом.

 Учитывая негативное влияние монополий на механизм рыночного равновесия, даже представители неоклассического направления в политической экономии считают целесообразным вмешательство государства в монополизированные отрасли экономики. В таких отраслях государство, по их мнению, должно контролировать процесс ценообразования, а иногда проводить даже их национализацию и устанавливать тарифы в соответствии с предельными затратами.

 В развитых странах мира правительства различными способами регулируют рынки: через механизм налогообложения, предоставление субсидий, установление контроля за ценами и др. (Например, правительство США в 1974-1975 гг., когда выросли мировые цены на нефть, на внутреннем рынке установило более низкую цену).

 Установление государством цен, более низких, чем цена равновесия, дает возможность людям с низкими доходами приобрести определенные виды жизненно необходимых товаров и услуг. Типичный пример подобного регулирования — установление государственного контроля над ценами на рынке жилья, в частности, регулирование квартирной платы. Это не исключает, однако, возможности возникновения таких негативных последствий регулирования, как появление новых государственных учреждений, регламентирующих очередь на получение жилья, возникновение черного рынка жилья и др. Оптимальным средством решения данной проблемы являются дотации государства в форме предоставления льготных кредитов с целью расширения строительства жилья.

 Государственное  регулирование цен целесообразно  и в том случае, когда цена равновесия слишком низка. Например в сельском хозяйстве. В результате государственного регулирования образовываются излишки сельскохозяйственной продукции, которые страна может попробовать продать на мировых рынках по демпинговым (заниженным) ценам. При этом государство защищает отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя с помощью высокой пошлины на ввозимую импортную продукцию.

Закон спроса

    

 Рассматривая эластичность спроса в зависимости от уровня цен, западные экономисты сформулировали закон спроса, согласно которому при неизменности всех других параметров снижение цены обусловливает соответствующий рост спроса, и наоборот (рис.5). Таким образом, между ценой и спросом существует обратная зависимость. Подтверждением действия данного закона являются эффекты дохода и замещения. Первый указывает на то, что при более низкой цене товара потребитель может купить его, не отказывая себе в приобретении других альтернативных товаров, второй выражается в том, что при более низкой цене потребитель хочет приобрести дешевый товар вместо аналогичных, которые стали относительно дорогими.

 Оба эффекта действуют в одном направлении (то есть вызывают рост объема спроса при снижении цен) в процессе покупки товаров среднего и высокого качества, и в противоположном направлении — при покупке низкокачественных товаров. При незначительном количестве товаров низкого качества эффект замещения будет преобладать над эффектом дохода и потребители будут покупать больше маргарина. Но бывает, что при снижении цены на товар спрос на него сокращается, а при повышении растет, что означает преобладание эффекта дохода над эффектом замещения.

 Исследуя отмеченную выше обратную зависимость между количеством реализованной продукции и ценой, П. Самуэльсон сформулировал закон постепенного снижения спроса. Он объясняет его так: при снижении цены на определенный товар расширяется круг его покупателей, поскольку снижение цены может побудить их осуществить дополнительные покупки, снижение же спроса при росте цены происходит, когда потребитель пытается заменить один товар другим, а также когда человек становится беднее и начинает потреблять товары в меньших количествах.

  В целом оба вышеприведенных экономических закона отражают не глубинные, сущностные, внутренне необходимые связи между отдельными явлениями и процессами, а внешние, поверхностные отношения, рассматриваемые на уровне здравого смысла. Не случайно американские экономисты при обосновании закона спроса, заметили, что здравый смысл и элементарное наблюдение согласуются с кривой спроса, а швейцарский экономист К. Эклунд подчеркнул, что данная модель в простой форме описывает лишь некоторые из действующих в хозяйстве сил.

  Закон спроса не действует в условиях ажиотажного спроса, а также при «переключении» спроса потребителей на более качественные и дорогие товары. В последнем случае частично имеет место описаный американским ученым

Т. Вебленом эффект престижного спроса, когда  осуществляется покупка изделий высокого качества, причем при росте цен на дорогие товары, изготовляемые престижными фирмами, спрос на них до определенного предела может расти. Не подчиняется закону спроса и спрос на отдельные редкие, дорогие и невоспроизводимые товары, такие, как картины, антиквариат и др.

 Предложение  (рис. 6), как и спрос, обусловлено  действием ряда факторов:

1) издержками  производства, определяемыми стоимостью  ресурсов;

2) целью фирмы, от которой в значительной мере зависит уровень цен (если фирма стремится завоевать новые рынки сбыта, она может предлагать товар по более низким ценам);

3) наличием  или отсутствием конкурентов  на рынке, увеличение численности  которых обусловливает рост предложения независимо от цен на товары и политики ценообразования;

4) уровнем  технологии (более совершенная технология  удешевляет производство);

5) уровнем  налогов, повышение которых сокращает  возможности предприятий наращивать  производство;

6) ценами на другие товары (при снижении цен, скажем, на свинину может увеличиваться производство говядины) и др.

    

    Проблемы оптимального сочетания спроса и предложения представлены на рис.7.

     Линии спроса и предложения на рисунке пересекаются в точке, которая отвечает значению количества товара k1 и цены Р1. При таком количестве этого товара и цене на него производители и потребители могут одновременно достичь поставленной цели. Потребитель оценивает для себя полезность нового товара равновеликой затратам на ее покупку, то есть ценой Р1 Для производителя максимальный доход, то есть сумма, которую фирма может получить от продажи дополнительного товара по цене р1, будет равен максимальным (предельным) издержкам на их производство. Такая оптимальная цена называется ценой равновесия.

Рыночное  равновесие

  Однако описанная ситуация с одним товаром означает достижение лишь частичного равновесия. Изменение затрат производства, или соотношение спроса и предложения на данный товар, обусловливает определенные изменения в ценах на другие товары. Если же в состоянии равновесия находится вся система цен, то на рынке устанавливается общее равновесие. Средством его достижения является равновесный метод (поиск экономической системой состояния равновесия, статики). Несмотря на то что цена равновесия устраивает и покупателя, и продавца, такое равновесие оказывает преимущественно негативное воздействие на динамизм экономической системы, поскольку товаропроизводители в значительной степени утрачивают стимулы к конкурентной борьбе, а значит, — стимулы к производству.

  К особенностям ценообразования под влиянием неценовых факторов относится рост цены в условиях повышения спроса при неизменном предложении или сокращения предложения при неизменном спросе, и наоборот. Излишек предложения при установлении цены равновесия приводит к ее снижению, а его недостача (дефицит) — к повышению. В условиях дефицита возникает «черный рынок».

  Стремясь увеличить свой доход, отдельный индивид или производитель в своем рациональном расчете неизбежно вынужден сопоставлять полезность и затраты. Он постоянно имеет дело с растущими затратами, уменьшающимися предельными доходами, полезностью, продуктом. В результате фирма расширяет выпуск товаров до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продукции, или производство дополнительной единицы продукции не будет обходиться ей дешевле, чем цена продажи. Взаимосвязь между дополнительными затратами ресурсов (капитала, земли, трудовых ресурсов) и увеличением объема производства выражается законом убывающей доходности.

  Сущность закона убывающей доходности, по мнению западных ученых, состоит в том, что начиная с определенного момента, последовательное добавление единицы переменного ресурса (например, труда) к неизменному фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает дополнительный, или предельный продукт, который уменьшается в расчете на каждую последующую добавленную единицу переменного ресурса. Так, если количество работников, обслуживающих определенное машинное устройство, будет увеличиваться, то рост объемов производства будет замедляться по мере того, как все большее количество работников будет вовлекаться в производство. Этот закон действует, если каждый дополнительный работник на предприятии имеет одинаковый уровень образования, квалификации, трудовых навыков, умственных способностей и т. д.

  Несмотря на наличие более совершенных вариантов закона убывающей доходности, при определенных условиях он также может использоваться. Так, согласно требованиям этого закона, для правильного принятия решения о рациональном выборе (сопоставлении полезности и затрат) необходимо, чтобы предельные издержки в каждом отдельном случае равнялись предельному доходу. Таким образом, инвестиции выгодны только до тех пор, пока предельная полезность, или предельный доход, превышает предельные расходы.

  Если цена товара будет установлена выше точки равновесия, спрос на него уменьшится, предложение превысит спрос, запасы непроданных товаров будут расти, что вынудит производителей снизить цены и уменьшить его производство. Это приведет к росту спроса и постепенному выравниванию спроса и предложения в цене равновесия. С изменением других факторов (техники, доходов и т. д.) модель взаимодействия спроса и предложения будет сложнее. Так, с внедрением новой, более совершенной технологии возрастет производительность труда и снизятся затраты производства на изготовление единицы товара. Линия спроса сместится вниз. Это обусловит снижение цен и рост спроса и приведет к снижению цены равновесия.

Информация о работе Рыночное равновесие и механизм его достижения