Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:45, курсовая работа
Целью написания является тщательный и подробный анализ конкуренции, изучение характеристик основных рыночных структур.
Задачи работы включали:
1)Раскрыть сущность конкуренции и определить ее функции в экономике;
2)Выявить особенности рынка совершенной конкуренции;
3)Проанализировать модели рынка несовершенной конкуренции;
4) Рассмотреть российскую экономику в контексте проблемы конкуренции.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция: сущность, значение, виды………………………………………5
1.1 Понятие конкуренции и ее функции в экономике…………………………...5
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………………..8
2 Основные характеристики рыночных структур……………………………….11
2.1 Основные признаки, преимущества и «провалы» рынка совершенной конкуренции………………………………………………………………………..11
2.2 Особенности рынка монополистической конкуренции……………………..17
2.3 Олигополия как рыночная структура…………………………………………22
2.4 Понятие, виды и последствия монополии…………………………………….25
3 Российская экономика в контексте проблемы конкуренции………………….30
3.1 Особенности, тенденции и последствия формирования и функционирования рыночных структур в отечественной экономике………………………………...30
3.2 Проблемы и механизмы поддержания конкурентной среды в России……..31
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………
Кроме того, для экономики России
характерна адаптация
Особенности формирования
За 1991-2003 гг. число предприятий,
В современных условиях
Но, к сожалению, сложившееся в
России предпринимательское
Важный фактор роста
Поддержание конкурентной
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что современная рыночная организация, а также основные модели рынка имеют довольно сложную структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так и несовершенной конкуренции.
Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных частных подразделений.
Совершенная конкуренция – исторически первый и наиболее простой тип рынка. Именно он явился той средой, где между изначально равными субъектами рынка зародилось соперничество, которое последовательно ведет к расслоению, выделению наиболее крупных и агрессивных участников рыночного процесса, формирует стремление отдельных участников подчинить своему контролю определенные фрагменты рынка, т. е. создает условия для возникновения рынка.
В условиях современного мира мы наблюдает различные виды несовершенной конкуренции: монополистическую конкуренцию, олигополию, монополию,
Как подразумевает само название, монополистической конкуренции
свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.
Олигополистический рынок - это такой рынок, на которой большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями.
Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции, т.е. это рынок, на котором существует одна компания, реализующая уникальную продукцию, не имеющую эффективных заменителей, вследствие чего эта компания может оказывать давление на потребителей при установлении цены.
Представленные модели, безусловно, требуют дальнейшего развития и уточнения. Чем ближе реальная рыночная структура к конкретной модели, тем заметнее будут в ней проявляться описанные механизмы конкуренции. Однако это не означает, что с помощью изложенных четырех моделей конкуренции можно описать все многообразие сложного и противоречивого состояния рынков. О преимуществах и недостатках моделей конкуренции необходимо судить в первую очередь с точки зрения конкретного исторического этапа развития рыночных отношений, экономических особенностей рынка и опыта конкуренции.
Конкурентоспособность экономики страны
и ее хозяйствующих субъектов во многом
зависит от восприимчивости к инновациям.
Обеспечение свойств конкурентоспособности
национальной экономики России должно
стать основной задачей государства и
реализовываться на основе государственной
стратегической комплексной программы.
Среди возможных рациональных направлений
конкурентной трансформации экономики
по пути инновационного развития следует
выделить: эффективное использование
природных ресурсов как базы развития
экономики России; обеспечение страны
и общества в производимых товарах и услугах;
оптимизацию товарно-технологической
структуры экономики на основе маркетингового
изучения структуры производства потребностей;
стимулирование развития национального
производства в реальном секторе экономики
в направлении выпуска конкурентоспособной
наукоемкой продукции, создание инновационно-инвестиционного
климата; удовлетворение внутренних потребностей
за счет товаров и услуг российских производителей,
защиту внутреннего рынка; укрепление
национальной безопасности.
Список
использованных источников
1 Базылев Н.И, Гурко С.П, Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2003.- С. 303-317
2 Кормнов Ю. О повышении конкурентоспособности экономики // Экономист.- 2006.- №8.- С. 13-20
3 Соколинский В. М, Корольков В.Е; под ред. Грязновой А.Г, Соколинского В. М. Экономическая теория: учебное пособие. - 3-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2007. - С.130-140
4 Кучуков Р., Савка А. Проблемы
конкурентоспособности
5 Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - С. 122-125
6 Нешитой А., Сухарев О.
7 Занин В., Панарина О. Российская
конкурентная среда глазами
8 Кучуков Р. Проблемы
9 Платонова И. Н.
10 Абрамов М. Д. Анализ конкурентоспособности экономики России// Экономический анализ.- 2007.- №24.- С. 22
11 Усик Н. И.
12 Говорова Н. Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики // Проблемы теории и практики управления.- 2006.- №4.- С. 25
13 Оболенский В. П. Оценка
14 Коробейников А. Обеспечение здоровой конкуренции – задача государства // Конкуренция и рынок.- 2008.- № 1.- С. 57
15 Бекетов Н. В. Понятие
16 Удалова К. Конкурентное
17 Пастернак Ю. Ценовая политика и конкуренция // Человек и труд.- 2006.- №9.- С. 17-23
18 Глазьев С. Перспективы
19 Курнышева И., Лыков С., Идрисов
А. Конкурентоспособность и
20 Соболева Э. Отечественный
21 Сидоренко С. Отсутствие конкурентов снижает иммунитет коммерческой структуры // Человек и труд.- 2007.- №10.- С. 7-12
22 Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные
преимущества фирмы: Учебное
Информация о работе Рынки совершенной и несовершенной конкуренции