Рынки совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Целью написания является тщательный и подробный анализ конкуренции, изучение характеристик основных рыночных структур.
Задачи работы включали:
1)Раскрыть сущность конкуренции и определить ее функции в экономике;
2)Выявить особенности рынка совершенной конкуренции;
3)Проанализировать модели рынка несовершенной конкуренции;
4) Рассмотреть российскую экономику в контексте проблемы конкуренции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция: сущность, значение, виды………………………………………5
1.1 Понятие конкуренции и ее функции в экономике…………………………...5
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………………..8
2 Основные характеристики рыночных структур……………………………….11
2.1 Основные признаки, преимущества и «провалы» рынка совершенной конкуренции………………………………………………………………………..11
2.2 Особенности рынка монополистической конкуренции……………………..17
2.3 Олигополия как рыночная структура…………………………………………22
2.4 Понятие, виды и последствия монополии…………………………………….25
3 Российская экономика в контексте проблемы конкуренции………………….30
3.1 Особенности, тенденции и последствия формирования и функционирования рыночных структур в отечественной экономике………………………………...30
3.2 Проблемы и механизмы поддержания конкурентной среды в России……..31
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc.docx

— 77.59 Кб (Скачать)

     Кроме того, для экономики России  характерна адаптация структуры  производства к новому витку  сжатия спроса, отрицательно сказавшемуся  на развитии конкуренции. Существенное  негативное влияние на развитие  конкуренции оказало продолжающееся  снижение инвестиционной активности, затрудняющее структурные  и институциональные преобразования, а также уход денежных средств из контролируемого денежного оборота под давлением налогового пресса. Для расширения сферы конкурентных отношений важна комплексная система мер на различных уровнях управления экономикой.[22]

     Особенности формирования экономики  России состоит в том, что  наша страна имеет богатейший  природно-ресурсный потенциал, который используется при сравнительно низкой динамике научно-технического прогресса и малых масштабах применения наукоемких, инновационных технологий. Внутренние затраты на исследования и разработки непосредственно связаны с численностью и квалификацией ученых, инженерно-технических работников в сферах производственной, инфраструктурной и бизнес-услуг, а также с числом предприятий, ведущих инновационную деятельность.

     За 1991-2003 гг. число предприятий, осуществляющих  инновации в России, сократилось  на 18%, промышленных предприятий  с подразделениями, ведущими научно-исследовательские  работы – на 45, вузов – на 13%, конструкторских бюро – в 4 раза, проектных и изыскательских  организаций – в 9 раз, численность  персонала, занятого исследованиями  и разработками, - на 56%.

     В современных условиях усилилась  роль политики государства в  повышении конкурентоспособности  на всех уровнях стимулированием  инноваций, созданием благоприятных  условий для НИОКР и внедрения  новшеств на приоритетных направлениях  экономической, научно-технической  и внешнеэкономической политики  страны.[2]

     Но, к сожалению, сложившееся в  России предпринимательское сословие  не имеет должной научно-инновационной  культуры и не считает задачу  вкладывания денег в НИОКР  своей важной функцией. Из общей суммы внутренних затрат на НИОКР в стране в 2006 г. львиная доля их (75%) финансировалась за счет средств федерального бюджета. При этом надо учесть, что по масштабу годовых вложений в науку Россия сегодня не идет ни в какое сравнение с основными высокоразвитыми странами.[4]

     Важный фактор роста конкурентоспособности  - повышение качества профессионального  образования. Страны, имеющие наиболее  высокий уровень образования  населения, науки, здравоохранения,  культуры и духовности являются лидерами в социально – экономическом развитии мира. Умножение этого потенциала требует от общества больших ресурсов, затрат и усилий. Мировой опыт показывает тесную взаимосвязь между повышением конкурентоспособности экономики стран и увеличением в них численности квалифицированных кадров, между уровнем принятого общеобразовательного стандарта и улучшением качества жизни в стране.

    Поддержание конкурентной среды  в России напрямую зависит  от интеллектуального и культурного  уровня развития общества, его  способности опережающего освоения и использования достижений науки, возможности участия страны в новой волне научно- технической революции на передовых позициях лидеров в соответствующих отраслях знаний, технологий, производства товаров и услуг.[2]

   

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В заключение хотелось бы отметить, что современная рыночная организация, а также основные модели рынка имеют довольно сложную структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так и несовершенной конкуренции.

     Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов на производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных частных подразделений.

     Совершенная конкуренция – исторически первый и наиболее простой тип рынка. Именно он явился той средой, где между изначально равными субъектами рынка зародилось соперничество, которое последовательно ведет к расслоению, выделению наиболее крупных и агрессивных участников рыночного процесса, формирует стремление отдельных участников подчинить своему контролю определенные фрагменты рынка, т. е. создает условия для возникновения рынка.

     В условиях современного мира мы наблюдает различные виды несовершенной конкуренции: монополистическую конкуренцию, олигополию, монополию,

     Как  подразумевает   само   название,  монополистической   конкуренции

свойственны черты   и  монополии,   и  совершенной  конкуренции. По  существу монополистическая  конкуренция   -   это   совершенная   конкуренция   плюс дифференциация продукции.

     Олигополистический рынок -  это  такой  рынок,  на  которой  большая  часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на  весь  рынок  своими собственными  действиями.

     Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции, т.е. это рынок, на котором существует одна компания, реализующая уникальную продукцию, не имеющую эффективных заменителей, вследствие чего эта компания может оказывать давление на потребителей при установлении цены.

     Представленные модели, безусловно, требуют дальнейшего развития и уточнения. Чем ближе реальная рыночная структура к конкретной модели, тем заметнее будут в ней проявляться описанные механизмы конкуренции. Однако это не означает, что с помощью изложенных четырех моделей конкуренции можно описать все многообразие сложного и противоречивого состояния рынков. О преимуществах и недостатках моделей конкуренции необходимо судить в первую очередь с точки зрения конкретного исторического этапа развития рыночных отношений, экономических особенностей рынка и опыта конкуренции.

     Конкурентоспособность экономики страны и ее хозяйствующих субъектов во многом зависит от восприимчивости к инновациям. Обеспечение свойств конкурентоспособности национальной экономики России должно стать основной задачей государства и реализовываться на основе государственной стратегической комплексной программы. Среди возможных рациональных направлений  конкурентной трансформации экономики по пути инновационного развития следует выделить: эффективное использование природных ресурсов как базы развития экономики России; обеспечение страны и общества в производимых товарах и услугах; оптимизацию товарно-технологической структуры экономики на основе маркетингового изучения структуры производства потребностей; стимулирование развития национального производства в реальном секторе экономики в направлении выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции, создание инновационно-инвестиционного климата; удовлетворение внутренних потребностей за счет товаров и услуг российских производителей, защиту внутреннего рынка; укрепление национальной безопасности. 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

      1 Базылев Н.И, Гурко С.П, Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2003.- С. 303-317

      2 Кормнов Ю. О повышении конкурентоспособности экономики // Экономист.- 2006.- №8.- С. 13-20

      3 Соколинский В. М, Корольков В.Е; под ред. Грязновой А.Г, Соколинского В. М. Экономическая теория: учебное пособие. - 3-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2007. - С.130-140

      4 Кучуков Р., Савка А. Проблемы  конкурентоспособности экономики  // Экономист.- 2008.- №8.- С. 3-12

      5 Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. -  С. 122-125

      6 Нешитой А., Сухарев О. Конкурентоспособность  и условия воспроизводства // Экономист .- 2005.- №3.- С. 3-12

      7 Занин В., Панарина О.  Российская  конкурентная среда глазами реалиста// Конкуренция и рынок.- 2008.- №1.- С. 18

      8 Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособного  развития // Экономист.- 2007.-№8.- С. 25-37

      9 Платонова И. Н. Конкурентоспособность  России в мировой экономике (по материалам научно-практической конференции) // Финансы и кредит.- 2007.- №39.- С.2

      10 Абрамов М. Д. Анализ  конкурентоспособности  экономики России// Экономический анализ.- 2007.- №24.- С. 22

      11 Усик Н. И. Конкурентоспособность  в системе экономической координации  межфирменных связей // Финансы и кредит.- 2007.- № 15.- С. 82

      12 Говорова Н. Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики // Проблемы теории и практики управления.- 2006.- №4.-  С. 25

      13 Оболенский В. П. Оценка конкурентоспособности  российской экономики // Российский внешнеэкономический вестник.- 2008.- №4.- С. 3

      14 Коробейников А. Обеспечение  здоровой конкуренции – задача  государства // Конкуренция и рынок.- 2008.- № 1.- С. 57

      15 Бекетов Н. В. Понятие конкурентоспособности  и его эволюция// Маркетинг в России и за рубежом.- 2007.- №6.- С. 83

      16 Удалова К. Конкурентное преимущество // Мерченджайзер.- 2005.- №9.- С.15

      17 Пастернак Ю. Ценовая политика  и конкуренция // Человек и труд.- 2006.- №9.- С. 17-23

      18 Глазьев С. Перспективы российской  экономики в условиях глобальной  конкуренции // Экономист.- 2007.- №5.- С. 3-16

      19 Курнышева И., Лыков С., Идрисов  А. Конкурентоспособность и проблемы  структурной модернизации //  Экономист.- 2008.- №9.- С. 39-47

      20 Соболева Э. Отечественный рынок  консалтинговых услуг: упорядочение  конкурентных отношений // Человек и труд.- 2009.- №9. – С. 62-63

      21 Сидоренко С. Отсутствие конкурентов снижает иммунитет коммерческой структуры // Человек и труд.- 2007.- №10.- С. 7-12

      22 Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные  преимущества фирмы: Учебное пособие  - М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.- С. 5-32 

     

Информация о работе Рынки совершенной и несовершенной конкуренции