Рынки совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Целью написания является тщательный и подробный анализ конкуренции, изучение характеристик основных рыночных структур.
Задачи работы включали:
1)Раскрыть сущность конкуренции и определить ее функции в экономике;
2)Выявить особенности рынка совершенной конкуренции;
3)Проанализировать модели рынка несовершенной конкуренции;
4) Рассмотреть российскую экономику в контексте проблемы конкуренции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция: сущность, значение, виды………………………………………5
1.1 Понятие конкуренции и ее функции в экономике…………………………...5
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………………..8
2 Основные характеристики рыночных структур……………………………….11
2.1 Основные признаки, преимущества и «провалы» рынка совершенной конкуренции………………………………………………………………………..11
2.2 Особенности рынка монополистической конкуренции……………………..17
2.3 Олигополия как рыночная структура…………………………………………22
2.4 Понятие, виды и последствия монополии…………………………………….25
3 Российская экономика в контексте проблемы конкуренции………………….30
3.1 Особенности, тенденции и последствия формирования и функционирования рыночных структур в отечественной экономике………………………………...30
3.2 Проблемы и механизмы поддержания конкурентной среды в России……..31
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc.docx

— 77.59 Кб (Скачать)

          Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

     Монополии на современном этапе - это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.                                                                                                       

  1. Российская экономика в контексте проблемы конкуренции
 
 
    1. Особенности, тенденции и последствия  формирования и функционирования рыночных структур в  отечественной экономике
 

     В экономической теории и практике  хозяйствования рыночные структуры  играют различную роль. Весьма  сложно, например, понять механизм  действия рынка чистой конкуренции.  В свою очередь в среде монополистического  рынка невозможно раскрыть содержание  олигополии, если предварительно  не изучена монополистическая  конкуренция. 

     Основные характеристики экономической  деятельности фирмы формируются  под воздействием той конкретной  ситуации, которая складывается  на рынке. Любой показатель  функционирования фирмы связан  с ценообразованием, независимо  от того, идет ли речь о формировании  издержек производства или о  реализации продукции и оказании  услуг, а ценообразование складывается  в определенных ситуациях. Прежде  всего оно различно для разных  типов рынка: совершенной ( чистой) и несовершенной конкуренции,  имеющего вид монополии, монополистической  конкуренции и олигополии. Причем  каждому типу рынка  свойствен  свой набор характеристик, касающихся  набора реализуемых благ, организованности  или неорганизованности, соотношения  свободных рыночных и государственных  начал в регулировании рыночных  отношений. В соответствии с  этим образуются различные рыночные  структуры. Структура рынка - это  совокупность тех качественных  характеристик, с учетом которых  фирмы определяют свое поведение  на рынке. При этом во внимание  принимается характер продукции  (ее уникальность, степень заменяемости, разнообразие ассортимента),  монополизировано  или немонополизировано производство  и сбыт этой продукции (легкость  входа на рынок данного продукта  и выхода фирмы из него), количество  и размер фирм – производителей  этой продукции (определяется конкурентность среды), наконец, доступность информации, позволяющей посредством расчетов определить минимальный размер риска при вхождении на рынок и в процессе деятельности фирмы на нем. В экономической теории и практике  хозяйствования рыночные структуры играют различную роль. Выделяются понятия идеальных и реальных рыночных структур. Следует отметить, что современные рыночные отношения не являются идеальными рыночными структурами, с помощью же реальных рыночных структур дается обстоятельное описание реально функционирующих рыночных отношений. Сочетание идеального и реального подходов к описанию функционирующих рыночных отношений позволяет выделить в них следующие рыночные структуры: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

     Из перечисленных рыночных структур  совершенную конкуренцию и чистую  монополию обычно рассматривают  как идеальные варианты рыночных  структур, их можно представить  и описать теоретически. Однако  в реальной жизни с такими  структурами приходится сталкиваться редко. Монополистическая конкуренция и олигополия  - реальные рыночные структуры, с ними приходится соприкасаться достаточно часто и повсеместно. 
 
 

    1. Проблемы  и механизмы поддержания конкурентной среды в России
 

     Развитие государства как социально-экономической системы обусловлено использованием хозяйственного механизма, представляющего собой совокупность экономических, организационных и правовых методов, обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества и постоянное воспроизводство экономической системы на качественно новой основе. В условиях рыночной экономики главным элементов хозяйственного механизма выступает конкурентное взаимодействие, обеспечивая координацию действий участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и торговли и др. Он представляет собой способ организации целостности системы хозяйственных отношений как объективно необходимой среды, обеспечивающей саморазвитие рыночной экономики.[6]

     В современном мире социально-политические факторы, особенно государственное регулирование, стали общепризнанным условием жизнеспособности и эффективного функционирования экономической системы. Конкурентоспособная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Более того, такой механизм стал одним из сущностных признаков демократического общества. Опыт индустриально развитых стран показывает, что действующая форма взаимоотношений между экономической системой и государством прошла длительный и сложный путь развития.[4]

     Устойчивое конкурентоспособное  развитие народного хозяйства   принципиально важно с точки  зрения единства и безопасности  страны. Формирование приоритетов   развития системы национального  хозяйства должно учитываться   стратегией государства, реализуясь  на основе четкого проведения  экономической политики.

     Значительное ослабление роли  государства в ходе рыночной  трансформации – неизбежный результат  быстрого разрушения адекватных  плановому хозяйству институтов  и деформированного становления  рыночных структур. Для олигархического  типа развития, сформировавшегося  в ходе реформ, характерны сращивание  собственности и власти, приоритет  капитала над трудом и потребителем; источником политического влияния   стала клановая частная собственность.  Следствием слабости государства  явились чрезмерная коррупция  и криминализация экономики. Тотальное  перемещение собственности и  доходов от государства и массового потребителя к немногочисленной экономической элите, финансовой олигархии лишило производство  внутреннего импульса развития и обрекло экономику на стагнацию, небывалое сокращение производства и, как результат, - расслоение общества, достигшее чрезмерных масштабов.

     Так, коэффициент, выражающий  соотношение доходов 10% самого  богатого и самого бедного  населения в 2007 году, поднялся  до рекордного уровня - 18 раз против 13,9 в 2000году, 13,5 – в 1995 году  и 8 раз – в 1992 году. В советское  время разрыв в доходах населения  не превышал 4-5 раз.  Между тем  критически опасным для социальной  обстановки считается 7-8-кратный  разрыв. Такое неравенство тормозит  экономический рост, поскольку ведет  к социально-политической нестабильности. Статистические данные последнего времени о росте реальных доходов в среднем на душу населения не вызывает массового доверия, поскольку понятно, что рост средних показателей обеспечивается сверхдоходами богатой небольшой части населения. [4]

     Развитие экономических реформ  в значительной степени ускорило  распространение конкурентных отношений  на российском рынке. Государство,  предприятия, потребители стали  активнее влиять на конкурентную  ситуацию. Несмотря на то, что наряду с положительными результатами в условиях экономического кризиса остается много нерешенных проблем, главным фактором, направляющим развитие российской экономики, становится конкуренция. Ее усиление требует поиска новых методов и форм адекватного реагирования.

     Переход от конкуренции за  ресурсы и товары к конкуренции за потребителя и ужесточение отношений в этой сфере стали возможны в результате появления новых рыночных факторов. Их можно разделить на две группы, косвенно и непосредственно влияющих на усиление и конкуренции.

     Макроэкономические предпосылки  усиления конкуренции связаны  с факторами структурного характера,  радикально изменившими приоритеты  ведения бизнеса.

     1) Увеличение количества и разнообразия предприятий, действующих на российском рынке медленно, но приводит к расширению предложения товаров, вытеснению с рынка дорогой и некачественной продукции. При ограничении платежеспособного спроса это сказывается на уменьшении и последующей стабилизации рентабельности бизнеса, что в свою очередь ведет к усилению конкуренции.

     2) Либерализация цен и сокращение платежеспособного спроса. С точки зрения влияния на конкуренцию важнейшим итогом становится приближение цен на отечественную продукцию к мировым.

     3) Либерализация внешнеэкономических отношений. Помимо увеличения легального присутствия иностранных конкурентов на отечественном рынке она привела к значительному росту так называемого трудно контролируемого импорта.

     4) Финансовая дестабилизация и инфляционные процессы. Снижение темпов инфляции и появление рынка капитала привели к оживлению конкуренции.

     5) Обеспечение конвертируемости рубля, в результате чего были закреплены главные финансовые ориентиры для формирования конкурентной среды на внутреннем рынке.

     6) Приватизация и формирование негосударственного сектора экономики. Обладая более эффективной организацией, негосударственный сектор экономики создает дополнительные условия для развития конкуренции и во многих отраслях играет доминирующую роль.

     7) Демонополизация экономики, проводимая в рамках государственной программы, является мощным фактором развития конкуренции, оказывая положительное влияние на увеличение предложения товаров на российском рынке.

     8) Создание рыночных институтов ускорило процессы развития рыночной инфраструктуры и также положительно повлияло на развитие конкуренции. [22]

     Микроэкономические предпосылки  усиления конкуренции связаны  с изменениями в рыночном поведении  товаропроизводителей и потребителей  продукции.

     1) Изменение поведения предприятий  на рынке. В целом оно характеризуется  как уход от пассивного следования  за проводимыми (часто бессистемными  и противоречивыми) экономическими  реформами к активным действиям,  направленным на выход из тупикового  состояния. Причем для различных  групп предприятий эти действия  носят неодинаковый характер.

     2) Трансформируется и покупательское поведение потребителей. Процессы одновременного сокращения доходов потребителей и увеличения объема предложения товаров приводят к превращению потребителя в центральный и доминирующий элемент процесса купли-продажи и в корне меняют рыночную ситуацию. Ограниченность бюджета потребителей заставляет производителей повышать качество и понижать цены на товары, что, безусловно, активизирует конкуренцию. [22]

     Перечисленные  объективные предпосылки  развития конкурентных отношений носят фундаментальный характер и являются результатом серьезных изменений, происходящих в экономике. Можно предположить, что данные изменения носят необратимый характер. Вместе с тем, как показывает российская практика, наличие структурных предпосылок для развития конкуренции не всегда приводит к активизации конкурентной борьбы. Слабый экономический потенциал многих российских предприятий обусловливает их попытки  к организационному разделу рынков, «выбиванию» льгот и субсидий, административному ограничению конкуренции, что приводит к формированию фиктивных преимуществ, не имеющих под собой реальной основы.

Информация о работе Рынки совершенной и несовершенной конкуренции