Рынки совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Целью написания является тщательный и подробный анализ конкуренции, изучение характеристик основных рыночных структур.
Задачи работы включали:
1)Раскрыть сущность конкуренции и определить ее функции в экономике;
2)Выявить особенности рынка совершенной конкуренции;
3)Проанализировать модели рынка несовершенной конкуренции;
4) Рассмотреть российскую экономику в контексте проблемы конкуренции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция: сущность, значение, виды………………………………………5
1.1 Понятие конкуренции и ее функции в экономике…………………………...5
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………………..8
2 Основные характеристики рыночных структур……………………………….11
2.1 Основные признаки, преимущества и «провалы» рынка совершенной конкуренции………………………………………………………………………..11
2.2 Особенности рынка монополистической конкуренции……………………..17
2.3 Олигополия как рыночная структура…………………………………………22
2.4 Понятие, виды и последствия монополии…………………………………….25
3 Российская экономика в контексте проблемы конкуренции………………….30
3.1 Особенности, тенденции и последствия формирования и функционирования рыночных структур в отечественной экономике………………………………...30
3.2 Проблемы и механизмы поддержания конкурентной среды в России……..31
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc.docx

— 77.59 Кб (Скачать)

     По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую:

     Ценовая конкуренция предполагает  продажу товаров по более низким  ценам, чем у конкурентов. Снижение  цены теоретически возможно либо  за счет снижения издержек  производства, либо за счет уменьшения  прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен».В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

     Неценовая конкуренция основана  на предложении товаров более  высокого качества, с большей  надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы  и других способов стимулирования  сбыта.

     По масштабам развития конкуренция может быть:

  1. индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
  2. местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территории);
  3. внутриотраслевой — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
  4. межотраслевой — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.
  5. национальной (состязание отечественных товаровоадельцев внутри данной страны);
  6. глобальной  (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

     По методам соперничества конкуренцию подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

     Для совершенной конкуренции  характерна свобода от какой  бы то ни было регламентации:  свободный доступ к факторам  производства, свободное ценообразование  и др. При этой конкуренции  никто из участников рынка  не может оказать решающего  влияния на условия реализации  товаров.

     Монополистическая конкуренция  отличается главным образом тем,  что монополии имеют возможности  влиять на условия реализации  товаров.

     Известный специалист в области маркетинга Ф.Котлер выделял четыре направления конкуренции:

1)конкуренцию  торговых марок - соперничество  субъектов бизнеса, предлагающих  идентичные товары одним и  тем же целевым покупателям  по сопоставимым ценам;

2)отраслевую  конкуренцию – соперничество  фирм, производящих  и реализующих  однородные товары, при этом в качестве отрасли рассматривалась группа компаний, предлагающих потребителям идентичные товары;

3)формальную  конкуренцию – соперничество  субъектов бизнеса, осуществляющих  производство продукции, призванной  обеспечить удовлетворение одних  и тех же потребностей;

4)общую  конкуренцию -  соперничество  всех без исключения субъектов  предпринимательского бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  характеристики рыночных структур.
 
 
    1. Основные  признаки, преимущества  и «провалы» рынка  совершенной конкуренции.
 

     В рыночном пространстве между субъектами рынка складываются  экономические отношения, которые приводят к установлению рыночного равновесия  как в целом на рынке, так и на уровне отдельных производителей и потребителей товаров. Конкуренция выступает важнейшей «составляющей» рыночной системы, обеспечивающей  взаимодействие ее субъектов.

      Понятие «совершенная конкуренция»- достаточно емкая категория. Она включает в себя два аспекта: «рынок совершенной конкуренции» и «совершенно конкурентная фирма» (Табл. 1). Речь идет о двух институтах (рынке и фирме), функционирование которых и обусловливает такое явление, как «совершенная конкуренция». Из этих двух институтов более масштабный характер имеет первый.            В приводимой схеме обозначены те условия, которые предопределяют существование каждого института. Совокупность данных условий представляет, по сути, экономическое содержание обоих понятий. Обращаясь к понятию «совершенно конкурентная фирма», следует отметить, что данный вопрос рассматривается уже не только в общетеоретическом, но и в практическом плане. Речь идет об условиях оптимизации получения прибыли. У владельцев совершенно конкурентных фирм отсутствует возможность повысить прибыль путем увеличения своей сбытовой цены или изменения объема реализуемой продукции. Они вынуждены ориентироваться на существующий «ценовой стандарт» как заданную величину. Фирму в таких условиях называют «принимающей цену» (a price taker). Фирмы, не являющиеся совершенно конкурентными, принято называть «объявляющими цену», или «ценопроизводителями» (price  makers). [3]

                                                                                                                            Табл.1                                                                                                                                                                         

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: составные понятия
Рынок совершенной конкуренции
Характерные (функциональные) условия 1.Много производителей  продукции.

2.Выпуск  стандартизированного (однородного)  продукта.

3. Полная информация (в частности, о ценах).

4. Низкие  барьеры входа и выхода из  отрасли.

Примеры отраслей:

рынки с/х продукции;

рынки акций и облигаций

Совершенно  конкурентная фирма
Характерные (функциональные) условия 1.Малая доля  на рынке.

2.Не  контролирует рыночную цену, не имеет своей ценовой политики.

3.Фирма  не насыщает рынок, работает  по постоянной цене, установившейся  на рынке.

4. В  долгосрочном периоде имеет нулевую  экономическую прибыль.

Примеры фирм:

●мелкие фермерские хозяйства;

●российские «челноки»;

●пенсионеры, торгующие на улицах России

 

     Рынок свободной, или совершенной конкуренции предполагает большое число не зависимых друг от друга продавцов и покупателей, осуществляющих обмен имеющихся у них полезностей. Он обладает максимумом свобод:

1)на  рынке свободно действуют единоличные  собственники товара;

2)производители  создают продукты без предварительной  договоренности с покупателями;

3)производители  сами реализуют произведенные  товары.

     Таким образом, имеются значительные экономические свободы, обеспечивающие возможности реализации потребительских предпочтений - выбора экономических партнеров, направлений деятельности, форм предпринимательства и т.д., которые обеспечивают и особый механизм конкуренции между ними, получивший название свободной, или совершенной конкуренции.

     Исследователи выделяют ряд важнейших параметров, характеризующих рынок совершенной конкуренции и отличающих его от рынка несовершенной конкуренции:

-количество продавцов определенного вида товаров на рынке;

-свобода «входа» и «выхода» товаровладельцев на рынок;

-зависимость (или независимость) участников рынка друг от друга;

-влияние участников рынка на установление цен.[5]

     Рассмотрим характерные черты совершенной конкуренции.

     1.Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

     2.Конкурирующие фирмы производят  стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене  товара потребителю безразлично,  у какого продавца покупается  продукт. На конкурентном рынке  продукты фирм Б, В, Г, Д  и так далее рассматриваются  покупателем как точные аналоги  продукта фирмы А. Вследствие  стандартизации продукции отсутствует  основание для неценовой конкуренции,  то есть конкуренции на базе  различий в качестве продукции,  рекламе или стимулировании сбыта. 

     3.На совершенно конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней.

     4.Новые фирмы могут свободно  входить, а существующие фирмы  – свободно покидать совершенно  конкурентные отрасли. В частности,  не существует никаких серьезных  препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

     Эти факторы в совокупности формируют механизм рынка совершенной конкуренции, в основе которого находится рыночная цена. Механизм цен имеет многоплановые проявления. Выделяют три уровня «ценового регулирования» в рыночной экономике:

1)на  уровне продавцов;

2)на  уровне покупателей;

3)на  уровне продавцов и покупателей.[5]

     На уровне производителей (продавцов)  «механизм цен» приводит к  трем важнейшим результатам:

     1)распределению средств производства и труда между различными структурами. При этом конкуренция обусловливает «устремление» капитала в те сферы и отрасли экономики, продукции которых недостаточно для удовлетворения потребительского спроса. Сопровождающий динамику спроса рост цен является сигналом для перелива средств производства и труда в указанные структуры;

     2)стимулированию технического прогресса. В условиях дифференциации производителей по уровню затрат на производство товаров выигрывают те, у кого индивидуальные затраты труда на производство продукции ниже общественных за счет использования более совершенной техники, технологии и т.д. При продаже товаров по ценам, соответствующим общественно необходимым затратам труда, они получают избыточный доход. Его получение стимулирует развитие научно-технического прогресса, повышение эффективности производства;

     3)дифференциации субъектов рынка, являющейся следствием двух предыдущих «проявлений». Производители, чьи индивидуальные издержки оказались ниже общественно необходимых, становятся богаче. Те же, чьи индивидуальные издержки превышают общественно необходимые, терпят убытки, разоряются, уходят с рынка. Некоторые исследователи считают это оздоровительной функцией рынка, которая выглядит довольно жесткой, но экономически оправданной, поскольку «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности: те предприниматели, которые не учитывают запросов потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и «наказываются» банкротством. И, наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

     На уровне покупателей товаров  также выделяются три направления:

     1)«возможности кошелька» в условиях многообразия товаров заставляют покупателей изыскивать более дешевые и качественные товары, при одинаковом качестве – ориентироваться на покупку более дешевых товаров;

     2)наибольший успех имеют более активные покупатели, ориентирующиеся на покупку не первых попавшихся товаров, а прилагающие усилия к поиску более качественных и дешевых товаров;

Информация о работе Рынки совершенной и несовершенной конкуренции