Рынки совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Целью написания является тщательный и подробный анализ конкуренции, изучение характеристик основных рыночных структур.
Задачи работы включали:
1)Раскрыть сущность конкуренции и определить ее функции в экономике;
2)Выявить особенности рынка совершенной конкуренции;
3)Проанализировать модели рынка несовершенной конкуренции;
4) Рассмотреть российскую экономику в контексте проблемы конкуренции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция: сущность, значение, виды………………………………………5
1.1 Понятие конкуренции и ее функции в экономике…………………………...5
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………………..8
2 Основные характеристики рыночных структур……………………………….11
2.1 Основные признаки, преимущества и «провалы» рынка совершенной конкуренции………………………………………………………………………..11
2.2 Особенности рынка монополистической конкуренции……………………..17
2.3 Олигополия как рыночная структура…………………………………………22
2.4 Понятие, виды и последствия монополии…………………………………….25
3 Российская экономика в контексте проблемы конкуренции………………….30
3.1 Особенности, тенденции и последствия формирования и функционирования рыночных структур в отечественной экономике………………………………...30
3.2 Проблемы и механизмы поддержания конкурентной среды в России……..31
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc.docx

— 77.59 Кб (Скачать)

                                                   Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1 Конкуренция:  сущность, значение, виды………………………………………5

1.1 Понятие  конкуренции и ее функции в  экономике…………………………...5

1.2 Виды  конкуренции……………………………………………………………..8

2 Основные  характеристики рыночных структур……………………………….11

2.1 Основные  признаки, преимущества и «провалы»  рынка совершенной конкуренции………………………………………………………………………..11

2.2 Особенности  рынка монополистической конкуренции……………………..17

2.3 Олигополия  как рыночная структура…………………………………………22

2.4 Понятие,  виды и последствия монополии…………………………………….25

3 Российская  экономика в контексте проблемы  конкуренции………………….30

3.1 Особенности,  тенденции и последствия формирования  и функционирования рыночных  структур в отечественной экономике………………………………...30

3.2 Проблемы  и механизмы поддержания конкурентной  среды в России……..31

Заключение………………………………………………………………………….38

Список  использованных источников……………………………………………...41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Тема  данной курсовой работы – «Рынки совершенной и несовершенной конкуренции». Целью написания является тщательный и подробный анализ конкуренции, изучение характеристик основных рыночных структур.

Задачи  работы включали:

1)Раскрыть  сущность конкуренции и определить  ее функции в экономике;

2)Выявить особенности рынка совершенной конкуренции;

3)Проанализировать модели рынка несовершенной конкуренции;

4) Рассмотреть российскую экономику в контексте проблемы конкуренции.

     Конкуренция представляет собой  сложное явление, принимающее  разнообразные формы. На протяжении  многих лет к конкурентному  механизму в нашей стране относились  крайне осторожно. Однако в  процессе реформирования экономики отношение к конкуренции изменилось, и ее стали рассматривать как силу, без которой рыночные отношения теоретически немыслимы и практически не могут состояться.

     Конкурентоспособность - категория динамическая, причем эта динамика обусловлена, прежде всего, внешними факторами, значительная часть которых может признаваться как управляемые параметры.

     Какими бы ни были изменения  в политической и экономической  жизни России в обозримой перспективе,  для страны проблемы эффективности  производства и внешних экономических  связей, участия в международной  торговле и, следовательно, конкурентоспособности,  будут становиться все актуальнее в связи с наполнением внутреннего рынка иностранными товарами, а также с резким сокращением перечня экспортируемых Россией товаров и объема экспорта наукоемкой продукции.

     Изучением конкуренции занимались  долгое время и занимаются  видные ученые и их группы  в разных странах мира, научно-исследовательские  институты, органы государственной  власти, деловые круги. Признанными исследователями проблем конкурентоспособности являются М. Портер, эксперт Российско-Европейского центра экономической политики Франсуа Бенаройа. Немало работ по проблемам конкурентоспособности опубликовано российскими учеными. Особое место занимают материалы парламентских слушаний в Совете Федерации РФ по вопросу «О законодательном обеспечении формирования и развития конкурентоспособной экономики Российской Федерации», состоявшихся в ноябре 2005 года.

     На фоне активных исследований  и дискуссий преимущественно  по теоретическим и методическим  вопросам конкурентоспособности  проглядывается отставание в  разработке конкретных вопросов  повышения конкурентоспособности  экономики России и ее хозяйствующих  субъектов.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Конкуренция: сущность, значение, виды.
 
    1. Понятие конкуренции и  ее функции в экономике.
 

     Конкуренция (от лат. «конкурро» - сталкиваться) – это соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации ( купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими факторами:

    -наличие множества  равноправных рыночных субъектов;

    -полная экономическая обособленность каждого из них;

    -зависимость рыночных  субъектов от конъюнктуры рынка;

    -противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

     Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

     Конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров,  снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.   Именно этот фактор позволяет утверждать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом выражается несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.

   Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:

-обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

-стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

-дифференциация товаропроизводителей  (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);

-давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

-ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

-стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

     Конкуренция выполняет в рыночной  экономике важнейшую функцию  - она принуждает производителей  учитывать интересы потребителя,  а значит, и интересы общества  в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров  отбирает только те, которые нужны  потребителям. Именно их удается  продать. Прочие же остаются  невостребованными, и производство  их сокращается. Другими словами,  вне конкурентной среды индивидуум  удовлетворяет свои интересы, не  считаясь с чужими. В условиях  же конкуренции единственным  способом реализации собственного  интереса становится учет интересов  других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что? как? для кого производить?

     Конкуренция играет важную роль  в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий.

     В современной рыночной экономике  выделяют шесть основных функций  конкуренции:

   -регулирующая: заключается в воздействии на предложение благ в целях установления их оптимального соответствия спросу.

   -аллокационная: выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

   -адаптационная: нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности.

   -инновационная: обнаруживается в различных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса.

распределительная: оказывает прямое воздействие на распределения национального продукта среди потребителей.

   -контролирующая: призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими.

Совокупность  этих функций обеспечивает общую  результативность функционирования рыночной экономики. Именно режим и механизм конкуренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.

    1. Виды конкуренции.
 

     Конкуренция является движущей  силой развития общества. Она  порождает лучшее использование  способностей и знаний, совершенствование  и разнообразие человеческих  благ, рациональное поведение продавцов  и покупателей как необходимое  условие существования на рынке. По степени интенсивности конкуренция может быть:

-привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

-умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

-ожесточенной, когда один субъект конкуренции поглощает, уничтожает либо вытесняет другого из данного сегмента.

     По формам удовлетворения потребностей различают конкуренцию:

-функциональную, обусловленную тем, что потребность может быть удовлетворена разнообразными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами;

-видовую, служащую следствием того, что существуют товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся друг от друга по каким-то существенным параметрам и, соответственно, имеющие разные виды;

-предметную, сущность которой заключается в том, что организации выпускают идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления, а иногда и одинаковые по качеству.

Информация о работе Рынки совершенной и несовершенной конкуренции