Рынки совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Целью написания является тщательный и подробный анализ конкуренции, изучение характеристик основных рыночных структур.
Задачи работы включали:
1)Раскрыть сущность конкуренции и определить ее функции в экономике;
2)Выявить особенности рынка совершенной конкуренции;
3)Проанализировать модели рынка несовершенной конкуренции;
4) Рассмотреть российскую экономику в контексте проблемы конкуренции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция: сущность, значение, виды………………………………………5
1.1 Понятие конкуренции и ее функции в экономике…………………………...5
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………………..8
2 Основные характеристики рыночных структур……………………………….11
2.1 Основные признаки, преимущества и «провалы» рынка совершенной конкуренции………………………………………………………………………..11
2.2 Особенности рынка монополистической конкуренции……………………..17
2.3 Олигополия как рыночная структура…………………………………………22
2.4 Понятие, виды и последствия монополии…………………………………….25
3 Российская экономика в контексте проблемы конкуренции………………….30
3.1 Особенности, тенденции и последствия формирования и функционирования рыночных структур в отечественной экономике………………………………...30
3.2 Проблемы и механизмы поддержания конкурентной среды в России……..31
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc.docx

— 77.59 Кб (Скачать)

     3) диалектика товарного производства приводит к «расслоению» и в этой сфере: наиболее активные покупатели со временем наряду с покупкой жизненно важных потребительских товаров все в большей мере становятся потребителями нетрадиционных потребительских благ – изысканных и дорогостоящих товаров, а также средств производства; неактивные – преимущественно низкокачественных продуктов. У первых есть перспективы роста, организации собственного дела, у вторых – перспектива бедности.

     Таким образом, в конечном счете  рынок в одинаковой мере воздействует  на производителей и потребителей  товаров, усиливает дифференциацию  в обществе.

     Последствия действия механизма  цен на уровне взаимодействия  между продавцами и покупателями  товаров непосредственно связаны  с механизмами спроса и предложения,  которые весьма многоплановы.

     Анализируя рынок совершенной конкуренции, можно выделить следующие его позитивные черты.

     1)Производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективным образом. Это определяется тем, что равновесие устанавливается на уровне долгосрочного и краткосрочного минимума средних издержек.

     2)Фирма и отрасль работают без излишков и дефицитов. Совершенная конкуренция ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.

     3)Безубыточность фирм в долгосрочном периоде. Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость — фирмы не несут убытков. А с другой стороны, нет и экономических прибылей, т.е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики.

     Совокупность перечисленных достоинств делает совершенную конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Собственно говоря, когда мы говорим о саморегуляции рынка, автоматически приводящей экономику в состояние оптимума — речь идет о совершенной конкуренции.

     Вместе с тем, совершенная конкуренция не лишена и ряда недостатков:

     1)Малые предприятия, типичные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам.

     2)Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. Небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные и дорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

     Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире. 
 
 
 

    1. Особенности рынка монополистической  конкуренции.
 

     В условиях модели совершенной конкуренции фирма не обладает властью над рынком. Между тем в реальной действительности каждый предприниматель стремится достичь определенной власти. Итогом является то обстоятельство, что соперничество фирм приобретает свою реальную форму, которая называется «несовершенной конкуренцией».

     Функционирующая экономика может  быть представлена как совокупность  властных устремлений и завоеванных в ходе конкурентной борьбы реальных прав всех производителей благ. То обстоятельство, что масштабы экономической власти над рынком у различных фирм всегда дифференцированы, дало основание для разработки нескольких теоретических моделей несовершенной конкуренции, получивших следующие названия:

●монополистическая  конкуренция,

●олигополия,

●чистая монополия.

     Реально возникающая на рынке власть реализуется, прежде всего, в сфере воздействия на рыночную цену. Масштабы контроля фирмы над ценой могут быть различными. Они предопределяются следующими параметрами:

1.Доля фирмы на рынке определенного продукта. Величина этой доли не обязательно связана с размерами фирмы. Например,  небольшая, но единственная в данном экономическом пространстве бензозаправочная станция может контролировать  цену на бензин всего местного рынка.

2.Характер  продукции. Степень влияния фирмы  на цену возрастает, когда у ее продукта – низкая взаимозаменяемость.[3]

     Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались в 1930-хх годах. Эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.

     Первым, кто ввел понятие ''монополистической конкуренции'', был американский экономист Э. Чемберлин. Согласно взгляду Чемберлина, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Чемберлиновская модель предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). При этом предполагается, что предприниматель в своем стремлении к получению максимальной прибыли стремиться захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремиться создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента. Каждая фирма добившись некоторой дифференциации продукта становиться монополистом на рынке его сбыта. В связи с этим фирма начинает обладать частично рыночной властью. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей, что было бы верно, по крайней мере, в теоретическом плане в условиях совершенной конкуренции, полной однородности продукта и, как следствие, бесконечной эластичности спроса по цене.

     Монополистическая конкуренция- модель рыночной структуры, объединяющая в себе ряд свойств совершенной конкуренции и монополии. Данный вариант несовершенной конкуренции проявляется, прежде всего, на рынке потребительских товаров и услуг. Он возникает при достаточно высокой степени развития рыночной системы.

     Конкуренция в условиях монополистической конкуренции выражается в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Здесь действует не один монополист и не масса продавцов, их число умеренное. В силу этого каждая отдельно взятая фирма монополизирует не весь рынок, а его часть и имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа субъектов рынка не позволяет им достичь сговора в области объема производимой продукции и политики цен. Следует также иметь в виду, что большое число фирм делает их действия независимыми друг от друга. Реакцию конкурентов в этих условиях можно не учитывать, ибо их много и действия каждой отдельно взятой фирмы не могут быть значимыми.[1]

     Независимость каждого субъекта  монополистической конкуренции  определяется также дифференциацией   продукта. Производители в условиях  монополистической конкуренции  изготовляют не аналоги, а разновидности  продукта, различающиеся качеством,  объемом оказываемых услуг при продаже товаров и услуг при продаже товаров и услуг, размещением торговых точек относительно маршрута движения покупателей, стимулированием сбыта с помощью и т.д. Многие фирмы делают акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средства убеждения потребителей в том,  что их продукция лучше, чем продукция конкурентов. Наличие патентов на эти знаки и клейма оберегает товары от копирования и подделок.

     Развитие предприятий в условиях  монополистической конкуренции  имеет свои преимущества, ибо механизм вступления в конкурентную отрасль достаточно прост. Эффект масштаба производства, а значит, и размер первоначального капитала для проникновения в отрасль невелики, что привлекает производителей.

     Когда речь заходит о поведении  фирм на рынке, имеются в  виду их действия относительно  уровня цен на товары и объема  производства. При этом, прежде всего,  учитываются такие факторы, как  наличие конкурентов  и степень  дифференциации продукта на рынке.  При малом числе конкурентов  и низкой степени дифференциации  продукта фирма рискует установить  на свою продукцию более высокую  цену. Если конкурентов много,  фирма будет сопоставлять свою  цену с ценой конкурирующих  фирм, учитывая при этом и степень  дифференциации продукта. Оценку  своей деятельности фирма будет  вести для условий кратко- и  долговременного периодов.

     В краткосрочном периоде фирма  исходит из максимизации своих  прибылей или минимизации убытков.  В основу закладываются предельные издержки и предельный доход фирмы.

     В долгосрочном периоде фирмы,  действующие в условиях монополистической  конкуренции, стремятся к получению  нормальной прибыли или, точнее, к безубыточному функционированию.

     Механизм действия рынка в  условиях монополистической конкуренции  следующий. В краткосрочном периоде  прибыль фирмы, ориентированная  на предельные издержки, побудит  другие фирмы вступить в отрасль,  что обострит конкуренцию и  приведет к разорению ряда  фирм. Убытки же вызовут массовый  выход фирм из отрасли, и  это будет продолжаться до  тех пор, пока нормальные прибыли  не будут восстановлены. Характеристику издержек производства следует давать во взаимосвязи с эффективностью, а она требует равенства цены, предельных и средних издержек. При условии равенства цены и предельных издержек эффективно используются ресурсы, а высокая производственная эффективность технологии достигается при равенстве цены с минимальными средними валовыми издержками. Таким образом, монополистическая конкуренция не  обеспечивает ни эффективного использования ресурсов, ни производственной эффективности. Монополии, как правило, недоиспользуют ресурсы  и производят объем продукции, ниже оптимального. В силу этого такие фирмы несут более высокие издержки на единицу продукции, чем возможный минимум. В связи с этим естественно, что монопольные цены устанавливаются на несколько более высоком уровне, чем при чистой конкуренции (иначе не будет достигнуто равенство нормальных прибылей).

     Анализ данного процесса подводит  к логическому выводу, что на  рынке вместо существующего числа  фирм могло бы действовать  меньше их количество, однако  благодаря полной занятости ресурсов  производить такое же или большее  количество продукции, что усилило  бы монополистическую тенденцию  в экономике и сузило рамки конкуренции. Однако не следует столь строго относиться монополистической конкуренции. Дело в том, что цена и объем производства монополистических фирм не очень отличаются от цен и объема производства в условиях чистой конкуренции. Более того, фирмы и покупатели выигрывают за счет того, что на рынок поставляется более широкая номенклатура изделий, а чем больше дифференциация продукта, тем выше степень удовлетворения разнообразных потребительских вкусов.

     Анализ монополистической конкуренции показывает, что фирмы, действующие в условиях такого хозяйственного механизма, могут оказаться незаинтересованными в расширении объемов производства. Действительно, они имеют более высокие издержки производства, у них чаще возникают сложности с получением нормальной прибыли. С целью регулирования этих показателей в действие вступает механизм неценовой конкуренции. Речь идет о том, что конкурентной силой обладает не только цена, но и сам продукт, имеющий разнообразные свойства. Задача состоит в том, чтобы раскрыть эти свойства и довести их до покупателя. Кроме того, упор можно сделать не только на наличие действительных свойств, но и с помощью рекламы создать воображаемые, привлекательные для покупателя и тем самым повышающие конкурентоспособность определенных товаров. Конечно, это ведет к увеличению издержек, однако фирмы идут на такие расходы на рекламу и другие мероприятия, связанные с повышением престижности товара.[1]

     Таким образом, фирмы в условиях  монополистической конкуренции для обеспечения максимальной прибыли должны использовать три важнейших фактора: цену, продукт и рекламно- пропагандистскую деятельность. Комбинации этих переменных должны обеспечивать равновеликую прибыль, в связи с чем фирмы на рынке всегда находятся в поиске вариантов наиболее удобной продажи товаров с целью максимизации прибыли.

     Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. 
 
 
 

Информация о работе Рынки совершенной и несовершенной конкуренции