Рынки совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Целью написания является тщательный и подробный анализ конкуренции, изучение характеристик основных рыночных структур.
Задачи работы включали:
1)Раскрыть сущность конкуренции и определить ее функции в экономике;
2)Выявить особенности рынка совершенной конкуренции;
3)Проанализировать модели рынка несовершенной конкуренции;
4) Рассмотреть российскую экономику в контексте проблемы конкуренции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция: сущность, значение, виды………………………………………5
1.1 Понятие конкуренции и ее функции в экономике…………………………...5
1.2 Виды конкуренции……………………………………………………………..8
2 Основные характеристики рыночных структур……………………………….11
2.1 Основные признаки, преимущества и «провалы» рынка совершенной конкуренции………………………………………………………………………..11
2.2 Особенности рынка монополистической конкуренции……………………..17
2.3 Олигополия как рыночная структура…………………………………………22
2.4 Понятие, виды и последствия монополии…………………………………….25
3 Российская экономика в контексте проблемы конкуренции………………….30
3.1 Особенности, тенденции и последствия формирования и функционирования рыночных структур в отечественной экономике………………………………...30
3.2 Проблемы и механизмы поддержания конкурентной среды в России……..31
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc.docx

— 77.59 Кб (Скачать)
    1. Олигополия  как рыночная структура.
 

     Под олигополией следует понимать  ситуацию на рынке, когда число  фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании  своей ценовой политики должна  принимать во внимание реакцию  со стороны конкурентов. Об  олигополии обычно говорят тогда,  когда господствует малое число  фирм на рынке однородного  или дифференцированного продукта. Такое положение характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности. А также для оптовой торговли.[1]

     Количество субъектов олигополии может быть различным, оно зависит от концентрации продаж продукции в руках той или другой корпорации или фирмы. В свою очередь концентрация продаж обусловлена характером издержек и существующими барьерами для вступления в отрасль.

     Важнейшим фактором для превращения фирмы в олигополию или для ее вступления в олигополистическую отрасль является эффект масштаба. Дело в том, что существует целый ряд производств, эффективное функционирование которых возможно только по достижении производственными мощностями определенного масштаба. Лишь при этом условии становится возможным получение нормальной прибыли при приемлемых издержках производства, что под силу не каждой фирме, ибо требует огромных средств. Может возникнуть вопрос, как добиться необходимого эффекта масштаба? Чаще всего это происходит за счет слияния одной или несколько конкурирующих фирм или корпораций в одну более мощную. Цели такого слияния - увеличение рыночной доли продукта, достижение большего эффекта масштаба, а также стремление усилить власть на рынке, получить возможность оказывать влияние на ценовую политику. Кроме того, слияние приводит к эффекту «крупного покупателя»: приобретение товаров крупными партиями всегда более выгодно, чем мелкими.

     Важной чертой, характеризующей  олигополию, выступает всеобщая  взаимозависимость ее субъектов.  Это особенно четко проявляется  в ценовой политике. Если одна  из фирм снизила цену, другие  немедленно должны отреагировать  на это, в противном случае  они потеряют покупателей на  рынке. Иногда такие действия  оказываются весьма болезненными  для инициатора конкурирующих  действий. Поэтому не случайно  ни одна фирма в олигополистической  отрасли не осмелится изменить  свою ценовую политику, не рассчитав  возможные ответные действия  конкурентов. Такая взаимозависимость  в действиях выступает уникальным свойством олигополии.[1]

     Рассмотренные ранее виды конкуренции  относятся к довольно ясно  очерченным рыночным механизмам. В отличие от них олигополистический  рынок может быть создан как  двумя-тремя фирмами, полностью  контролирующими рынок, так и  шестью-восьмью фирмами, контролируют 70-80% рынка, что затрудняет определение цены и объема производства. Ситуация еще более осложняется за счет элемента всеобщей взаимозависимости между субъектами олигополистического рынка. В итоге олигополистические цены либо остаются «жесткими» и изменяются редко, либо изменяются у всех субъектов практически одновременно. И тем не менее в этом плане могут быть разные вариации. Если допустить, что на рынке действуют три конкурента и один из них предпринял действие в сторону понижения цен, другие конкуренты с целью избежать опасности потерять покупателей также снизят цены. А что произойдет, если один из конкурентов повысит цену? В данном случае он рискует потерять покупателей и двое других не будут мешать ему, ибо покупатели первого продавца перейдут к ним. Это наиболее вероятные действия в случае, если конкуренты не сговариваются вести единую политику цен.

     Рассмотрим случай, когда фирмы  заключают тайное соглашение  о том, чтобы зафиксировать  цены, разделить или распределить  рынки с целью избежать конкуренции  между собой. При этом цена  и объем производства будут  устанавливаться таким же образом,  как и при чистой монополии.

     Может сложиться ситуация, когда  фирмы не заключают тайного  соглашения, однако среди них  есть лидер. В этом случае  при изменении цены «господствующей»  фирмой другие фирмы подстраиваются  к ней и автоматически следуют  ее примеру.

     Наконец, фирма может использовать  модель ценового поведения «издержки  плюс», суть которой заключается  в определении издержек производства  с учетом полной или частичной  загрузки производственных мощностей и в добавлении некоторой суммы, обеспечивающей получение прибыли. В данном случае фирма определяет свое поведение и свои действия в зависимости от складывающейся на рынке конъюнктуры.

     Для того чтобы определить  эффективность олигополистической  конкуренции, следует провести  ее сравнение с поведением фирмы в условиях чистой конкуренции. Однако сделать это очень сложно, в связи с чем практика выработала две точки зрения. Одна из них, наиболее традиционная, исходит из того, что олигополия по своей сути является монополией, поэтому принципы и последствия ее действий примерно аналогичны действию последней. Согласно данной точки зрения олигополия, для которой характерны барьеры для вступления на рынок, приводит к ограничению выпуска продукции при одновременном снижении издержек на единицу продукции, что приносит значительную экономическую прибыль.

     В соответствии со второй точкой  зрения олигополистические монополии  необходимы в связи с тем,  что они играют решающую роль  в осуществлении научно-технического  прогресса, поскольку имеют возможность  финансировать дорогостоящие   научные проекты. Делать это  они могут потому, что не опасаются  конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. В то же время олигополисты не торопятся с внедрением новых техники и технологий, понимая, что олигополистические фирмы далеко не всегда являются лидерами в области разработок, хотя следует отметить, что есть и эталонные производства.  
 
 
 

    1.  Понятие, виды и последствия монополии.
 
 

     Монополия - это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

      Ситуация чистой монополии возникает в том случае, если одно из фирм выступает на рынке единственным производителем продукта и у этого продукта нет близких заменителей. Экономический анализ чистой монополии важен потому, что в современных условиях в развитых странах около 5-6% валового  национального продукта производится в условиях, близких к чистой монополии, и общество небезразлично к тому, как функционирует это производство. Важно и то, что изучение чистой монополии позволяет глубже понять сущность олигополии и монополистической конкуренции.

     Известно, что в условиях чистой  конкуренции фирма не оказывает  влияния на цену продукта, она  просто приспосабливается к ней.  Происходит это потому, что отдельно  взятая фирма поставляет на  рынок незначительное количество  продукции. В противовес этому  чистая монополия диктует на  рынке цену, ибо является основным поставщиком этого вида продукции.

     Существование чистой монополии во многом предопределено наличием барьеров для вступления в отрасль. Подобные барьеры имеют отношение не только к чистой монополии, но и к «частичным монополиям» - довольно распространенному в экономике явлению. В каких же формах проявляются эти барьеры?

     Препятствием для проникновения  фирм в отрасль, прежде всего,  являются относительно низкие  издержки производства. Уровень  технической и технологической  оснащенности современных производств  настолько высок, что эффективное  малозатратное производство может  быть достигнуто только при  очень крупных его размерах. Такое  положение характерно, например, для  автомобильной, сталелитейной, нефтехимической  и некоторых других отраслей  экономики. Каждая из них контролирует  до 1/3 рынка своих товаров. Естественно, что конкурентам чрезвычайно трудно войти в такие отрасли. Малым фирмам это не под силу, так как для достижения нормального для отрасли объема производства необходим длительный срок накопления. Однако и для крупных предприятий задача вхождения в отрасль практически неразрешима в связи с тем, что новому производству очень сложно получить крупный денежный капитал. В итоге производство контролируется рядом базовых отраслей, традиционно и исторически заполняющих их.[1]

      В общественном хозяйстве существуют  отрасли, являющиеся естественными  монополиями. Это, например, электрические  и железнодорожные компании, водо- и газоснабжение и т. д. Им обычно предоставляется исключительные государственные привилегии. Конкуренция в подобных отраслях недопустима. Вода постоянно должна быть в квартире, а это достигается при жесткой монополии работ по водоснабжению городов и населенных пунктов.

     Государство устанавливает легальные  барьеры для проникновения в  ту или иную сферу занятости,  что достигается посредством  выдачи патентов и лицензий. Патенты  представляют собой государственные удостоверения, выдающиеся частным лицам или предприятиям с целью узаконивания их изобретательских прав и защиты от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями. Фирмы в этом случае достигают монопольной степени власти на рынке научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок, которая ставит барьер на пути проникновения в отрасль других фирм или государственных организаций.

     Государственные лицензии предоставляют  фирмам или государственным организациям  исключительное право на производство определенных товаров или их реализацию. Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на продажу алкогольных напитков, производство медицинских препаратов и т. д.

     Преградой на пути проникновения  конкурентов в отрасль может  служить институт частной собственности.  Фирма или консорциум, владеющие  месторождением полезных ископаемых, будут препятствовать появлению  конкурентов в сфере своей  деятельности. Подобная ситуация  складывается во многих отраслях  экономики.

     Серьезным препятствием на пути  проникновения в отрасль являются  и приемы нечестной конкуренции, допускаемые фирмами, действующими в данной сфере, по отношению ко вновь вступающим или к «собратьям»- конкурентам. Например, могут быть организованы реклама в целях «поношения» продукта своего конкурента, а также давление на поставщиков ресурсов и банки с целью непредставления кредитов и т.д. Эта же политика может быть использована при ценообразовании. Хотя многие из подобных действий  являются противозаконными, тем не менее они часто используются конкурирующими фирмами.[1]

     В то же время следует иметь в виду, существующие преграды на пути проникновения в отрасль можно обойти посредством разработки новой или отличающейся от уже существующей продукции. Могут быть найдены новые источники стратегического сырья. Кроме того, когда монополии становятся с точки зрения, например, интересов общества неприемлемыми, и тогда в силу вступают антимонопольные законодательства. Таким образом защищаются интересы малого бизнеса. Поскольку последний играет значительную роль в производстве товаров, их реализации, оказании услуг, обеспечении занятости населения и т.д., государство принимает меры по охране его интересов. Это ослабляет силу монополистического давления на конкурентов.

     Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

     Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Естественная монополия в промышленном производстве представляет собой случай, когда для общества в целом монополистическая организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в ряде отраслей исключительно высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей.

Информация о работе Рынки совершенной и несовершенной конкуренции