Роль налогов в формировании государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы в настоящее время значительно возросла, что объясняется высокими темпами формирования отечественного рынка, увеличения числа лиц, связанных с экономической деятельностью и извлечением доходов от этой деятельности, главной обязанностью которых является своевременная и полная уплата установленных налогов и сборов в государственный бюджет. Функционирование каждого участника рынка должно опираться на использование экономических законов, правовых актов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ –
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………6
2 ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА………………………………10
3 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ,
ИХ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ………………………….14
4 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая - налоговая система.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

     - формирование российской налоговой  системы находится в зависимости  от политических, экономических,  правовых, социальных, психологических,  управленческих аспектов;

     - в целях решения проблем налоговой  системы и реализации налоговой политики целесообразно законодательно раскрыть базовое понятие "налоговая система" в Налоговом кодексе РФ;

     - российское общество испытывает  потребность в приведении в  соответствие с положениями Основного  закона деятельности участников  налоговых правоотношений и норм налогового законодательства;

     - существует ряд недоработок действующей  редакции Налогового кодекса  РФ, в целях устранения которых  предлагается внесение законодательных  поправок в нормативно-правовые  положения, регламентирующие: права и обязанности участников налоговых отношений, осуществление налогового контроля, производство по делу о налоговом правонарушении, порядок взыскания налоговых санкций и их применения за нарушения действующего законодательства о налогах и сборах;

     - правоприменительной практикой доказана необходимость пересмотра юрисдикционного устройства государственных органов, закрепления юридического статуса участников налоговых правоотношений с целью более эффективной их деятельности и ее соответствия конституционно-правовым положениям;

     - реализация изложенных выше выводов  требует разработки и принятия  концепции ее конституционно-правового  развития, основывающейся на государственно-правовом  регулировании этой системы.

     В рамках российской налоговой системы  в целом не просматривается однозначного доминирования какого-либо одного налога. Тем не менее значение каждого из них очень велико, причем основную роль в формировании доходов федерального бюджета играют косвенные налоги. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы, а с другой -  объективно понижает возможность контролировать использование этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан.31

      В таблице 1 представлена структура российской налоговой системы, сложившаяся по итогам 2010 г., с точки зрения соотношения в ней прямых и косвенных налогов.

      Структура российской налоговой системы с  учетом основных налогов и их распределения  по уровням бюджетной системы  в 2010г. представлена в таблице 2.

      Таблица 4.1

      Структура российской налоговой системы в 2010 г.32 

Налоги Консолидированный бюджет Федеральный бюджет
% к  итогу % ВВП % к итогу % ВВП
Прямые  налоги  
33,54
8,89 76,13 1,59
Косвенные налоги 49,72 12,80 79,32 11,89
Прочие  налоги 15,73 4,05 13,46 2,10
 

      Таблица 4.2

      Структура российской налоговой системы в 2010 г.33

Налоги Консолидированный бюджет Федеральный бюджет Бюджет  субъектов Федерации
% к  итогу % ВВП % к итогу % ВВП % к итогу % ВВП
Налог на прибыль 16,57 4,27 10,15 1,59 26,46 2,68
Налог на доходы физических лиц 12,81 3,30 0,00 0,00 32,55 3,30
НДС 26,93 6,93 44,39 6,93 0,00 0,00
 

Окончание таблицы 4.2

Акцизы 9,44 2,43 12,67 1,98 4,47 0,45
Таможенные  пошлины 11,56 2,98 19,07 2,98 0,00 0,00
Налог с продаж 1,79 0,46 0,00 0,00 4,55 0,46
Единый  налог на вмененный доход 0,91 0,24 0,19 0,03 2,03 0,21
Налог на имущество с предприятий 4,17 1,07 0,00 0,00 10,59 1,07
Налог на добычу полезных ископаемых 9,84 2,53 12,07 1,89 6,40 0,65
Земельный налог 0,91 0,23 0,20 0,03 2,00 0,20
Прочие  платежи за пользование природными ресурсами 1,08 0,28 0,36 0,06 2,20 0,22
Налог на игорный бизнес 0,09 0,02 0,07 0,01 0,11 0,01
Государственная пошлина 0,15 0,04 0,12 0,02 0,20 0,02
Прочие  налоги и сборы 3,75 0,97 0,71 0,11 8,44 0,85
Итого налоговые доходы 100,00 25,74 100,00 15,61 100,00 10,13
Единый  социальный налог   3,13   3,13    
 
 

      Основным  налоговым источником доходов консолидированного бюджета России является НДС. За счет его поступлений формируется  около 27% налоговых доходов бюджетной  системы. Для федерального бюджета  роль НДС еще значительнее - более 44%. Вторым по значимости и масштабам поступлений для консолидированного бюджета является налог на прибыль - его доля составляет чуть менее 17%. В доходах федерального бюджета налог на прибыль играет не столь значимую роль (чуть более 10%), а вот в доходах бюджетов субъектов Федерации его роль наиболее значимая - 26%. На третьем месте по значимости и объемам поступлений стоит налог на доходы физических лиц - чуть менее 13%. Но в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации этот налог играет весьма существенную роль - на его долю приходится почти 33% налоговых доходов этой составляющей бюджетной системы.

      Таможенные пошлины формируют более 11% доходов консолидированного бюджета и более 19% доходов федерального бюджета. В бюджеты субъектов Федерации средства от таможенных пошлин не поступают. Для бюджетов субъектов Федерации весьма значимы поступления налогов на имущество. Их доля в общей сумме налоговых доходов этой части бюджетной системы составляет около 10%. Доля налогов на имущество в доходах консолидированного бюджета скромнее - всего 4%.

      Налог на добычу полезных ископаемых формирует  почти 10% налоговых доходов консолидированного бюджета и 12% федерального бюджета. Прочие платежи за пользование природными ресурсами играют относительно незначительную роль в формировании доходов бюджетной системы. За счет поступлений от них формируется всего 1% доходов консолидированного бюджета и около 2% доходов бюджетов субъектов Федерации.

     Таким образом, в рамках российской налоговой  системы в целом доминируют косвенные  налоги (12,8% ВВП). Доля прямых налогов ощутимо ниже - всего 8,9% ВВП. При этом федеральный бюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, формируется за счет косвенных налогов (около 76% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в значительно большей степени ориентированы на прямые налоги: их доля в налоговых доходах составляет почти 72%.34

     Законом Иркутской области от 21.05.2008 г. «О бюджетном процессе Иркутской области»35 определяется порядок составления и рассмотрения проекта бюджета Иркутской области, проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, утверждения и исполнения областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, проведения внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, состав участников бюджетного процесса в Иркутской области и их полномочия.

     Статья 70 Устава г. Братска, регулирующая основы взаимоотношений органов городского самоуправления и органов государственной  власти, указывает, что органы городского самоуправления строят взаимоотношения с органами государственной власти Иркутской области на принципах сотрудничества и самостоятельности в пределах своей компетенции, в соответствии с законодательством и принятыми договорами и соглашениями. Взаимоотношения органов городского самоуправления и органов государственной власти Иркутской области осуществляются посредством заключения между ними договоров и соглашений. В ст. 71 Устава, определяющей взаимоотношения органов городского самоуправления и органов местного самоуправления других муниципальных образований, говорится, что мэр города по согласованию с Городской думой в порядке, установленном Уставом, вправе заключать с органами местного самоуправления других муниципальных образований договоры и соглашения. Возможно заключение договоров о разграничении полномочий в вопросах бюджетных взаимоотношений как между органами государственной власти и местного самоуправления, так и между органами местного самоуправления разных уровней. В договоре могут определяться общие принципы обложения налогами и сборами, распределение их между бюджетами разных уровней. Договором могут разграничиваться вопросы правового регулирования тех или иных межбюджетных взаимоотношений, вопросы предоставления финансовой помощи, вопросы передачи финансирования тех или иных мероприятий или органов, вопросы зачета задолженности предприятий и др.36

     Областной бюджет Иркутской области на 2011 год  имеет следующие основные характеристики:

     - общий объем доходов областного  бюджета в сумме 60655456 тыс. руб., в том числе безвозмездные  поступления в сумме 14610363 тыс. руб., из них объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 14610363 тыс. руб.;

     - общий объем расходов областного  бюджета в сумме 62009639 тыс. руб.;

     - размер дефицита областного бюджета  в сумме 1354183 тыс. руб., или 2,9% утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

     Установить, что доходы областного бюджета, поступающие  в 2009 году, формируются за счет:

     1) налоговых доходов, в том числе:

     а) доходов от региональных налогов  в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Информация о работе Роль налогов в формировании государственного бюджета