Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:52, курсовая работа
Актуальность данной темы в настоящее время значительно возросла, что объясняется высокими темпами формирования отечественного рынка, увеличения числа лиц, связанных с экономической деятельностью и извлечением доходов от этой деятельности, главной обязанностью которых является своевременная и полная уплата установленных налогов и сборов в государственный бюджет. Функционирование каждого участника рынка должно опираться на использование экономических законов, правовых актов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ –
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………6
2 ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА………………………………10
3 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ,
ИХ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ………………………….14
4 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..
Переход прав собственности как признак налога имеет огромное правовое значение с точки зрения защиты имущественных интересов налогоплательщика в налоговых отношениях. Признавая, что при уплате налога меняется собственник денежных средств, государство вынуждено считаться с тем, что любое взимание налога есть ограничение прав собственника, а следовательно, допустимо к реализации только в особом порядке. Учитывая это, в цивилизованных государствах нормативные правовые акты по вопросам налогообложения принимаются по особой процедуре, как правило, значительно более жесткой, чем принятие нормативных актов по другим вопросам. В Российской Федерации особый порядок установления налогов (только законами) во многом объясняется тем, что налог рассматривается как известное ущемление права собственника.
Наконец, последним в определении (но не по значению) признаком налога является цель его взимания - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.20
Рассматривая признаки налога, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11.11.97 N 16-П указал, что налог взимается "с целью обеспечения расходов публичной власти". Налог - это платеж, производимый налогоплательщиками для финансирования государственных нужд. Именно с помощью налогов образуется большая часть денежных фондов, необходимых для функционирования государства. В доходах бюджетов всех уровней развитых государств преобладают налоги. Они достигают в доходах центрального бюджета 80 - 90%, а в бюджетах местных - более 50%. Финансирование государственных нужд есть один из главнейших признаков налога, который предопределяет фискальную функцию налога в качестве основной. Таким образом, аккумуляция финансовых средств, необходимых для финансирования государственных нужд, является основной задачей налогов, и это во многом позволяет провести различие между налогами и платежами, имеющими компенсационное значение.
Так,
например, компенсационный характер
платы за провоз тяжеловесных грузов
по федеральным автомобильным
Рассматривая цель взимания налога, следует также отметить, что налог взимается именно в пользу самих публичных субъектов, а не в пользу органов государственной власти или местного самоуправления. То есть бенефициарами налоговых платежей является государство или иной публичный субъект в целом, в то время как органы государственной власти только лишь организуют сбор налога, выполняя по сути представительские функции от имени публичных субъектов.
На основании изложенного можно сделать вывод, что основная цель налога есть финансирование публичных субъектов (государства, региональных и муниципальных образований) и этим налог отличается от сходных платежей.
В своем Постановлении N 20-П, характеризуя обязанность уплачивать налоги, Конституционный Суд подчеркивал, что суммы налога перечисляются именно "в пользу государства", а неисполнение обязанности уплатить налог могло бы нарушить "права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства".22 Конституционный Суд не рассматривает государственные органы как бенефициара налогового платежа, но только как представителя государства, не имеющего самостоятельного интереса на взимание налогового платежа. Исходя из этого, независимо от того, кто в налоговых отношениях выступает от лица государства, права и обязанности налогоплательщика реализуются по отношению к государству в целом. Именно поэтому Кодекс допускает зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей даже в том случае, когда зачитываемые налоги контролируются разными государственными органами (статья 61 НК РФ).23
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональными
налогами признаются налоги, которые
установлены настоящим Кодексом
и законами субъектов Российской
Федерации о налогах и
При
установлении региональных налогов
законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации определяются
в порядке и пределах, которые
предусмотрены настоящим
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.24
Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:
1. федеральные налоги и сборы;
2.
региональные налоги и сборы,
т.е. налоги и сборы субъектов
Российской Федерации, краев,
областей, автономной области,
3. местные налоги и сборы.
Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.
Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:
1.
устанавливаются Налоговым
2.
обязательны к уплате на всей
территории Российской
Региональные налоги и сборы в соответствии с комментируемой статьей характеризуются следующими чертами:
1. устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ;
2.
вводятся в действие в
3.
обязательны к уплате на
4.
законодательные органы
а) налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ);
б) порядок и сроки уплаты налога;
в) формы отчетности по региональному налогу;
г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Законодательство
запрещает устанавливать
Местные налоги и сборы:
1.
устанавливаются Налоговым
2.
вводятся в действие в
3.
обязательны к уплате на
4.
представительные органы
а) налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;
б) порядок и сроки уплаты налога;
в) формы отчетности по местному налогу;
г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Так же, как и в отношении региональных налогов, законодатель запрещает установление местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК).
Для местных налогов и сборов в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) законодатель устанавливает особенность, состоящую в том, что такие налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Налоги
и сборы, включенные в систему
налогов и сборов Российской Федерации,
подразделяются на виды в соответствии
с несколькими критериями - порядком установления,
порядком введения в действие, территорией,
на которой налоги и сборы обязательны
к уплате.26
4 ДИНАМИКА
И СТРУКТУРА ДОХОДОВ
Единство
экономического пространства и, следовательно,
единство налоговой системы
В настоящее время налоговая система России носит относительно централизованный характер. Установление общих принципов налогообложения и сборов и формирование налоговой системы, включающей в том числе исчерпывающий перечень региональных и местных налогов и сборов как источников поступлений в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, осуществляется федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ (Постановление КС РФ от 30.01.2001 N 2-П28).
Исчерпывающий перечень налогов и сборов всех уровней закрепляется в НК РФ. "Исходя из необходимости достижения равновесия между правом субъектов РФ устанавливать налоги и сборы, - указал КС РФ, - приоритетом основных прав и свобод человека и единством экономического пространства России, налоговая политика стремится к унификации налоговых изъятий. Этой цели служит исчерпывающий по своему характеру перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей" (Постановление КС РФ от 21.03.97 N 5-П29). В соответствии с п. 6 ст. 12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. Отменяются федеральные, региональные и местные налоги и сборы также федеральным законодателем (п. 5 ст. 12 НК РФ).
Статья
71 Конституции РФ относит к исключительному
ведению Российской Федерации правовое
регулирование федеральных
Анализ возможностей влияния политико-правового регулирования на налоговые правоотношения позволяет сделать вывод о том, что в ближайшее время должен быть выработан комплексный подход к совершенствованию налоговой системы Российской Федерации в рамках существующего политического порядка.
Данная гипотеза основывается на следующих положениях и выводах:
Информация о работе Роль налогов в формировании государственного бюджета