Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:47, курсовая работа
Таким образом, целью написания данной работы явилось – показать роль инвестиций в человеческий капитал в деятельности фирмы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- дать понятие человеческого капитала, показать его классификацию и структуру;
- показать важность инвестирования в человеческий капитал на уровне фирмы;
- показать подходы к формированию человеческого капитала в России и других странах.
Введение …………………………………………………………………...…………….3
1 Понятие и роль человеческого капитала в экономике………..……………………5
1.1 Развитие теории и трансформация понятия человеческого капитала ………...5
1.2 Понятие человеческого капитала, его виды и структура …….………………6
1.3 Человеческий капитал фирмы………………………………………………….12
1.4 Способы оценки человеческого капитала……………………………………..14
2 Инвестиции в человеческий капитал фирм………………………………………...20
2.1 Роль и основные направления инвестиций фирм в человеческий капитал....20
2.2 Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал…………..25
2.3 Ситуация в области инвестирования в человеческий капитал в России и за рубежом………………………………………………………………………………....29
Заключение……………………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………………............40
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
«Роль инвестиций в человеческий капитал
в деятельности фирмы»
Выполнила: Гибадуллина А.К.
группа ЭЭб-160
Руководитель: Зыкова М.Н.
Киров 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
1 Понятие и роль человеческого капитала в экономике………..……………………5
1.1 Развитие теории и трансформация понятия человеческого капитала ………...5
1.2 Понятие человеческого капитала, его виды и структура …….………………6
1.3 Человеческий капитал фирмы………………………………………………….12
1.4 Способы оценки человеческого капитала……………………………………..14
2 Инвестиции в человеческий капитал фирм………………………………………...20
2.1 Роль и основные направления инвестиций фирм в человеческий капитал....20
2.2 Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал…………..25
2.3 Ситуация в области
инвестирования в человеческий капитал
в России и за рубежом……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………....
Приложение А………………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире человеческий капитал все
в большей степени становится источником
жизненной силы и развития любого предприятия
и общества в целом. Именно человеческий
капитал, а не оборудование и производственные
запасы, является определяющим фактором
повышения
Признание первостепенной роли
человека в общественном
Развитие человеческого капитала в современных условиях позволит существенно повысить конкурентоспособность предприятий. В текущем периоде преимущества имеют, как правило, те фирмы, которые уделяют большое внимание образованию, повышению квалификации и здоровью своего персонала. Данный факт обуславливает, что «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов его является инвестирование в человека, в его здоровье и образование.
Объектом исследования является человеческий капитал фирм.
Предмет исследования – механизмы инвестирования средств в человеческий капитал.
Таким образом, целью написания данной работы явилось – показать роль инвестиций в человеческий капитал в деятельности фирмы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- дать понятие человеческого капитала, показать его классификацию и структуру;
- показать важность инвестирования в человеческий капитал на уровне фирмы;
- показать подходы к формированию человеческого капитала в России и других странах.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики, литература и периодические издания по теме курсовой работы, а также Интернет-ресурсы.
Методологической базой написания работы послужили такие методы научного познания как: статистический анализ, обобщение, сравнение и описание.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Развитие теории и трансформация понятия человеческого капитала
Радикальные социально-экономические
преобразования создали новые условия
для познания процесса труда и
трудовых отношений. Но с учетом опыта
наиболее развитых стран акцент в
исследованиях сместился с
Вплоть до начала 60-х гг. ХХ столетия
созидательные способности
Так, в современных условиях активизация такого экономического ресурса, как труд, требует категории, которая помимо характеристик потенциала человека включала бы в себя и представление о тех новых качествах, которые проявляются в труде и отражают его конечный результат, — меру удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах. Именно такая роль предназначается категории «человеческий капитал»1. Таким образом, понятие человеческого капитала (ЧК) появилось в российской литературе в качестве положительной экономической категории и интенсивного фактора развития только с переходом к рыночной экономике. До этого публиковались только критические статьи и монографии, объявлявшие теорию человеческого капитала вредной буржуазной теорией.
На протяжении практически всей истории человечества, вплоть до середины XX в., главную роль в производственном процессе играл физический капитал: средства производства, материальные условия и т.п., поскольку требования, предъявляемые к рабочей силе, были минимальными: достаточно было наличия мускульной, «животной», природной силы, которая использовалась как один из ресурсов, как придаток к технологи. Работники были легко обучаемы и заменяемы.
По мере усложнения технологического аспекта производства требования к рабочей силе становились все выше. На первый план выдвигались такие качества работника, как его профессиональная подготовка, порой требовавшая значительного времени; его психологические свойства. В современных высоких технологиях и образования уже недостаточно, теперь хороший работник должен не просто обладать навыками, но и хотеть их полностью применить. Для этого он должен любить свое дело, поскольку от него все больше ждут не простого исполнения своих обязанностей, а творческого подхода. Психологические качества рабочей силы выступили на первый план, стали новым источником возрастания человеческого капитала, соединения его уже преимущественно с технологией не столько материальной и «животной» силы, сколько силы внутренней, субъективной по своему происхождению и «месту обитания». Таким образом, в текущем периоде в развитых странах теория и практика ЧК – базовые для разработок концепций, стратегий и программ развития на уровне страны, региона, а также на микроуровне – уровне конкретной организации2.
1.2 Понятие человеческого капитала, его виды и структура
Развитие ведущих стран
мира привело к формированию новой
экономики - экономики знаний, инноваций,
глобальных информационных систем, новейших
технологий и венчурного бизнеса. Основу
новой экономики составляет
Изменение роли человеческого капитала, превращение его из затратного фактора в основной производительный и социальный фактор развития, привело к необходимости формирования новой парадигмы развития. В рамках новой парадигмы развития стран и мирового сообщества ЧК занял ведущее место в национальном богатстве (до 80% у развитых стран).
В настоящее время существует много определений ЧК: так, например, основатели теории человеческого капитала Гэри Беккер и Теодор Шульц связывали данное понятие только с человеком, как носителем знаний. И придавали особое значение образованию, как основному фактору развития общества и экономики. В настоящее же время такое определение представляется достаточно узким, поскольку, по большому счету, ЧК включает не только специалистов с образованием, знания, воспитание, науку, но и инструменты интеллектуального труда и среду функционирования ЧК в части выполнения им своих производительных функций. Это бесспорно, так как специалист без программного обеспечения его труда, без необходимых источников информации, базы данных, методик и технологий не может в современных условиях выполнять свою работу, свои функции аналогично тому, как, например, без высокого качества жизни – специалист не будет работать в конкретной стране, а уедет туда, где ему обеспечат комфортные условия для трудовой интеллектуальной деятельности3.
Почему же основоположники теории ЧК использовали термин капитал, а не фактор, потенциал, ресурс и пр.? В общем виде, понятие «капитал» можно определить, как богатство, т.е. накопление чего-то ценного – актива, денег, ценных бумаг, средств производства, технологий, знаний, ноу-хау, патентов, изобретений и т.д. Во всей совокупности различают физический (средства производства), финансовый, природный, интеллектуальный и человеческий капитал. Говоря же конкретно о ЧК, стоит отметить, что наиболее простой метод расчета его стоимости – по инвестициям (по затратам) в него, а поскольку ЧК подлежит стоимостной оценке и является интенсивным фактором развития с определенной производительностью, он и получил название «капитал». Человеческим же такой капитал является потому, что его ядро составляют люди – специалисты, профессионалы, занимающиеся управленческим, инженерным, творческим, в частности, научным и иным интеллектуальным трудом, а также бизнесом.
Важным является тот факт,
что в настоящее время ЧК в
составе национального
Человеческий капитал и инвестиции в него можно классифицировать по следующим основным признакам:
1. По основным составляющим человеческого капитала:
- биологический (природный) капитал, состоящий из биологически наследуемых способностей индивида, к которым относят: умственные (интеллектуальные) способности, определяемые генофондом; здоровье, полученное от родителей; красоту и др.
- капитал образования, сформированный из полученных новых знаний в образовательной сфере, которая выступает в роли посредника, осуществляющего преобразование первоначальных задатков человека в качества, пользующиеся спросом на рынке труда;
- капитал здоровья, формируемый благодаря образу жизни человека, а также развитию здравоохранения и спорта в стране;
- капитал семьи (социальное происхождение), к которому можно отнести воспитание, мотивации, духовные ценности и т.п.;
- капитал производственной подготовки, возникающий в результате непосредственного рабочего процесса;
- капитал культуры, имеющий тесную связь с капиталом семьи, определяемый культурой семьи, а также средой обитания и личными культурными пристрастиями человека.
2. По уровням экономики и собственникам человеческого капитала
1. Микроуровень – индивидуальный человеческий капитал. В индивидуальном плане, человеческий капитал включает запас здоровья, способностей, знаний и навыков. Так называемая «личная стоимость» человека растет по фазам его жизнедеятельности, используются с целью повышения производительности труда, приводит к увеличению доходов и мотивирует его производить личные инвестиции в развитие собственных компетенций.
2. Мезоуровень – человеческий капитал фирмы. На данном уровне человеческий капитал фирмы определяется как совокупность определенных качеств человека, позволяющих фирме получать определенный доход. Среди таких качеств можно выделить: квалификацию сотрудника, опыт работы, уровень здоровья и т.д.
3. Макроуровень – национальный человеческий капитал. Он включает в себя социальный, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты, национальные конкурентные преимущества и природный потенциал нации5.
Информация о работе Роль инвестиций в человеческий капитал в деятельности фирмы