Роль и последствия экономической реформы 1965-1967 г

Автор: Александр Иванов, 07 Октября 2010 в 20:44, реферат

Описание работы

Проблематика экономических преобразований второй половины 1960-х гг. до сих пор привлекает внимание исследователей. Активный реформаторский курс, начатый в 1965 г., в силу ряда причин стал серьезно трансформироваться на рубеже 1960–1970-х гг., постепенно уступая место иной экономической ситуации, которая являлась составной частью уже такого феномена как «застой». Период «перестройки» заметно актуализировал изучение данной проблемы, тем более что появился вполне обоснованный повод для проведения исторических аналогий. Именно тогда сформировалось несколько крупных подходов к объяснению причин отказа от экономических преобразований, тесно связанных с именем А.Н. Косыгина.
Очень часто сворачивание хозяйственной реформы большинство исследователей связывало с внешнеполитическими акциями советского руководства. Печально знаменитые события в Чехословакии 1968 г. послужили важным сигналом отказа от активной реформаторской политики, и не только в рамках СССР. По свидетельству К.Н. Брутенца, «Брежнев, когда чувствовал себя нормально, говорил о реформах, но после чехословацкой акции все подобные мысли оставил». Как отмечают исследователи, одной из главных причин силового вмешательства стала боязнь «инфицирования» советского общества «заразой», т.е. перехода экономических преобразований за дозволенные советской системой пределы. Вероятно, события в Чехословакии показали советскому руководству возможные последствия в случае продолжения реформы. Соответственно, под лозунгом борьбы с «реставрацией капитализма в странах социализма» фактически началось сворачивание реформаторского курса А.Н. Косыгина.

Содержание

Введение стр.3
1. На пути к экономическим реформам 1965 – 1967 гг. стр.7
Анализ развития 60-х гг ХХ века. стр.7
Обострение кризиса советской экономики. стр.9
2. Сущность экономической реформы 1965 – 1967 гг. стр.11
2.1. Экономическая реформа 60-х гг. стр.11
2.2. Хозяйственная реформа в действии стр.14
2.3.Скрытая сущность хозяйственной реформы Косыгина стр.21
2.4 Обывательская психология или вредительство? стр.25
2.5. Анализ временных рядов статистических данных при изучении социальных последствий экономической реформы 1960-х гг. стр.28
Заключение. стр.31
Список литературы. стр.34

Работа содержит 2 файла

Реферат.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Полагалось, что  выявленные изменения тенденций - это, прежде всего, результат реформы, а  не научно-технического прогресса или  успехов топливно-энергетического комплекса (ТЭКа). Проявления результатов научно-технического прогресса на тех или иных показателях, как считают специалисты по математическому моделированию, имеют вид не резких скачков производной, а плавно экспоненциальный или кусочно экспоненциальный характер.   ТЭК же становится главньм бюджетообразующим фактором только после 1973 г. (период сворачивание реформы), после очередного арабо-израильского конфликта, приведшего к мировому энергетическому кризису, что позволило СССР занять прочные позиции в экспорте углеводородного сырья.

Рассмотрим результаты математического анализа временных  рядов по различным группам показателей. 1.3арплата. Особая точка на временном ряде приходится на 1964 год. Левая часть временного ряда (1958-64 гг.) описывается трендом у = 100,7+2,85t, a правая (1965-85) характеризуется трендом у = 121,4+6,96t Т.о., в особой точке отмечается скачкообразное увеличение производной почти в 2,5 раза. Во столько в ходе реформы возросли средние темпы роста зарплаты. Реальная зарплата в 80 г. составляла 232,7 р., тогда как при сохранении дореформенной  тенденции она равнялась бы 166,3 р. 2.Розничный товарооборот. На временном ряде выделяются две особых точки - 65 и 81 гг. Левая часть графика (1960-64) характеризуется низкой динамикой роста розничного товарооборота и описывается трендом у = 70,99+6,11t; средняя часть (1965-81) - гораздо более высокие темпы роста и тренд у == 103,4+11,2t; правая часть временного ряда (1981-85) - некоторый спад динамики роста розничного товарооборота и трендом у = 285+9,71t. Т.о., центральный участок, наиболее полно отражающий эффект косыгинских реформ, характеризуется среднего довым приростом - 11,2млрд.руб., что в 1,8 раз больше прироста в левой части временного ряда, и в 1,2 раз больше прироста в правой части ряда, характеризующей эпоху «застоя». З.Потребление предметов повседневного спроса. Анализировались временные ряды потребления одежды, обуви, ткани, трикотажных изделий. В качестве примера рассмотрим временной ряд, характеризующий потребление на душу населения трикотажа. Хорошо просматриваются две особых точки - 65 и 70 гг. Левая часть (1960-65) описывается трендом у = 0,52+00,4t (среднегодовой прирост - 0,04 изделия на душу населения); центральная часть (1965-70) - трендом у = 0,8+0,2t (среднегодовой прирост составил 0,2); правая часть (1970-85) описывается трендом у = l,89+0,12t (среднегодовой прирост - 0,12 изделия). Т.о., можно констатировать вялый рост потребления до 65 г., стремительный рост потребления в наиболее активный период реформы (65-70 гг.), и вновь медленный рост потребления вплоть до середины 80-х. 4.Сложная бытовая техника. Были проанализированы временные ряды продажи населению холодильников, телевизоров и пылесосов. Результаты анализа этой группы товаров рассмотрим на примере холодильников. Временной ряд имеет особые точки: 64 и 73 гг. Левая часть (1960-64) описывается трендом у = 442,3+109t; средняя (1964-73) - у = 614,5+440t; левая часть (1973-85) - трендом у = 4967-24,77t. Т.о., в период успешного развития реформы среднегодовой прирост продажи холодильников увеличился со 109 тысяч штук до 440, а в период свертывания реформы в среднем за год стало покупаться на 25 тысяч холодильников меньше. 5.Автомобили. Особый интерес представляет из себя временной ряд обеспеченности населения автомобилями. Выделяются три особых точки: 1967, 1970, 1980 гг. Наблюдается отсутствие роста обеспеченности автомобилями на временном отрезке до 1967 г.(12 автомобилей на тысячу чел.), резкий рост в период с 1967 по 1970 (в конце периода на тысячу чел. приходилось 21 авт.), плавный рост до 1980 г и затем опять резкий скачок показателя (с 30 до 45 авт.). В нашей интерпретации резкие скачки (не связанные напрямую с увеличением производства) объясняются тем, что руководство страны под давлением денежной массы старалось выделить больше такого привлекательного товара, как автомобиль. 6.Жилье. Временной ряд ввода в действие жилых домов в млн. м2. показывает крах «жилищной революции» Хрущева (до 64 г. ввод снижался в среднем на 1,63 млн. м2.), 1965, 66 гг. - резкий скачок (сокращение «незавершенки»), и затем стабильный рост (среднегодовой прирост - 4,26 млн. м2.) в основном за счет средств предприятий. Хотя жилищная проблема не была полностью решена, удалось преодолеть негативную тенденцию и возобновить прирост ввода жилья. 7. Отдых и досуг были рассмотрены на примере временных рядов 1) числа санаториев, пансионатов и домов отдыха (особая точка - 1969 г, среднегодовой прирост до 69 г.- 130 рекреационных учреждений, после- 390) и 2) числа массовых библиотек (особая точка 1967 г.; снижение в среднем почти на 2 тыс. до 67 г., и рост на 0,5 тыс. после). За счет средств предприятий был значительно улучшен отдых и досуг советских людей.

    Т.о., можно констатировать, что математическая обработка статистических данных убедительно свидетельствует о том, что экономические преобразования 60-70-х гг. сопровождались ростом уровня и качества жизни советских людей, что разрушает тезис о неизбежности временных отрицательных последствий реформ рыночного типа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

    В чём причины просчётов Косыгина? 

    Все считают, что сила Косыгина в том, что он был выдающимся советским  экономистом. Возможно. Но в этом же заключалась и его главная  слабость. Именно засоренность на экономизме помешала ему, как в своё время  и Ленину, найти правильный путь реформирования народного хозяйства СССР.

    Вспомним, как Ленин, поставленный перед необходимостью перейти от продразвёрстки к продналогу, решил перевести на хозрасчёт  всю промышленность, в том числе  и тяжёлую, которая тогда никакого отношения к задаче «смычки» города и деревни отношения не имела. Итог известен: вместо «смычки» получилось восстановление капиталистических отношений.

    Вот и Косыгин, увидев, что экономику  СССР душит «вал», решил перевести  на показатели прибыли и реализации продукции все предприятия страны, в чём не было никакой необходимости.

    Допустим, выпуск дамских шляпок нельзя планировать  по количеству и фасонам, потому что  тут действует мода, которую нельзя предугадать. Значит, тут производство должно быть поставлено на рыночные основы, равняться на соотношение спроса и предложения.

    А Калужский турбинный завод производит мощные силовые установки. Тут и  производитель, и потребитель связаны  планом и договором, никакие изменения  моды в этой области не предвидятся  и на производство влиять не могут. Зачем же ставить их производство на те же основы, что и выпуск дамских шляпок?

    Очевидно, что в народном хозяйстве СССР должны были сосуществовать два сектора, живущие по разным экономическим  законам. Тяжёлая промышленность должна была работать на строго плановых основах, а производство товаров народного потребления и сфера услуг – на рыночных принципах. И практика должна была показать, каково соотношение плана и рынка в каждой сфере производства, как там нужно сопрягать эти два начала. Подробнее об этом будет сказано в заключительной главе настоящей работы.

    А догматики хотели иметь непременно законченный социализм во всём и  вся, и представляли советского человека как существо, живущее строго по планам партии и правительства. Они  забывали, что идеал в человеческом обществе вообще недостижим, политику приходится строить на основе компромисса между желаемым и возможным.

    Косыгин, при всей своей эрудиции и работоспособности, показал себя в вопросах экономики  неисправимым догматиком. И, естественно, потерпел крах в своих реформаторских устремлениях.

    Реформа 1965 - 1967 гг. сыграла важную роль в развитии социалистической экономики СССР. Пожалуй, ее можно рассматривать как крупнейшую, целостную реформу, которую не знала советская экономика со времен нэпа. Ее результаты оцениваются неоднозначно, так как в ее основе находились внутренне несовместимые задачи: соединить централизованное планирование с самостоятельностью хозяйственных звеньев. Несмотря на то что формально число плановых обязательных показателей для предприятий существенно сокращалось (до 5 - 7), все же централизованные решения в условиях социализма не могли не стоять выше экономической целесообразности.

      Сущность и важнейшие практические мероприятия реформы 1965 г.

    Направление  
реформы
    Реализация
 
1. Изменение  
системы управления экономикой
    ·  Восстановление отраслевой системы управления

    ·  создание системы производственных объединений

    ·  усиление внимания к стандартизации продукции и информационному обслуживанию; усиление централизации в области финансов

 
 
 
 
 
 
 
2. Изменение  
системы  
планирования
    ·  Превращение пятилетнего плана в основную форму планирования развития народного хозяйства

    ·  изменение системы плановых показателей

    ·  реформа цен 1967 г. – пересмотр оптовых цен на промышленную продукцию;

    ·  увеличение финансовой самостоятельности предприятий

    ·  введение новой системы планирования производства и заготовок сельхозпродукции

    ·  введение повышенных цен на сверхплановую продукцию сельского хозяйства (1968)

    ·  введение принципов хозрасчёта на предприятиях и в организациях

    ·  создание системы научно-производственных объединений

3. Усиление  
экономического стимулирования
    ·  Создание на предприятиях за счёт прибыли фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства и др.
4. Управление  НТП     ·  Концентрация подетальных и технологически специализированных предприятий в хозрасчётных комплексах

    Главный вывод, следующим из логики реформы  и оценки ее последствий сегодня, - существование наивной веры приверженцев реформы в то, что можно осуществить коренные экономические преобразования, не перестраивая серьезно социальную и политическую жизнь общества. Реформа стала пробуксовывать сразу же, а после 1970 г. ее многие проявления вовсе сошли на нет.

    Отметим два бесспорных положительных следствия действия реформы. Первое - это тот морально-психологический климат, который формировался в обществе в связи с осуществлением реформы. Она возбудила новую волну надежд на перемены, обусловила кое-какие намеки на свободу мыслей и действий. Ее справедливо называют "второй хрущевской оттепелью", которая закончилась в 1968 г. военным вторжением советских войск в Чехословакию. Известный экономист Г.Х. Попов называет это глотком воздуха, который мы вдохнули в те времена.

    Второе - это положительные воздействия реформы на экономическое развитие страны. Что бы там ни говорили, реформа положительно сказалась на показателях народного хозяйства СССР в 1967 - 1970 гг. В целом пятилетка (1966 - 1970) характеризовалась высокой динамикой прироста производства: в промышленности примерно на 46 - 48, и сельском хозяйстве - на 18 - 20%. Таких темпов не знала ни одна советская пятилетка. Хотя уже в те времена закладывалась база торможения экономического роста и эффективности советской экономики.

    Однако  в целом реформа не дала ожидаемых  результатов. Уже в конце 60-начале 70-х гг. позитивный потенциал хозяйственной  реформы стал исчерпываться, народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетичес-кого и военно-промышленного комплексов. Безуспешными оказались попытки внедрения в массовое производство наукоемких технологий (радиоэлектроники, информатики, вычислительной техники, биотехнологии и др.). Структура советской экономики приобретала все более нерациональный, однобокий характер с уклоном в тяжелую индустрию и с минимальным выходом на непосредственные потребности людей.

    Причины функционирования механизма торможения:

    1)  невосприимчивость производства к НТП;

    2)  низкий спрос на инновации;

    3)  принудительный характер нововведений;

    4)  чрезмерная инвестиционная активность государства;

    5)  действие системы компенсаций;

    6)  игнорирование цикличности развития при планировании;

    7)  избыточная милитаризация экономики.

    Особое  значение для сворачивания реформы имела внешнеполитическая обстановка, а именно условия "холодной войны 
 
 
 
 

Список  литературы.    

  1.  История   Отечеста:  люди,  идеи,   решения.-   Очерки   истории Советского  государства.-М., 1991.

2. Зубкова Е.Ю.  Опыт и уроки незавершенных поворотов 1956  и 1965       гг.- Страницы истории советского общества.- М,1989.

3. Разуеваева  Н.Н. Проблемы и трудности социально-  экономического и             политического развития  СССР  в  1961-1985гг.-  Вопросы  истории             КПСС. 1988 №9.

4. Осипов А.А.  Крах административно- командной  системы.- Л. 1991.

5. Огонек. — 1988. — № 41. По признанию Нильды Йотти, у Пальмиро Тольятти, приехавшего в Москву в августе 1964 года, незадолго до обширного инсульта,

6. Аргументы и факты. — 1989. — № 2;

7.Труд. — 1991. — 14 марта.

8. Труд. — 1989. — 20-21 нояб.; 1991. — 14 марта;

9. Аргументы и факты. — 1988. — № 41-43;

10. Литературная газета. — 1986. — 24 февр.;

11. Медведев Р. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева. — T.I. — М., 1991. — С. 100-102;

12. XXIII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет (далее: XXIII съезд...). — Т. I. — M., 1966. — С. 54, 84-85.

13. История Отечества. Выпуск 3: Курс лекций / Составители: Г.И. Ускова, В.Н. Селецкий, Ю.А. Синельников, А.В. Демидов  
М.: Изд-во МГУП, 1998.  96 с.  

14. Пленум ЦК  КПСС, 24—26 марта 1965 г. Стенографический  отчет, М., 1965; О созыве очередного XXIII съезда КПСС. Об улучшении  управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. Постановления Пленума ЦК КПСС, принятые 29 сентября 1965 г., М., 1966; Материалы XXIII съезда КПСС, М., 1966; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1974; 

15. Материалы XXV съезда КПСС, М., 1977; Герцович Г. Б., Совершенствование методов хозяйствования в европейских странах — членах СЭВ, М., 1968; Экономическая реформа: ее осуществление и проблемы, М., 1969; 

16. Основы и  практика хозяйственной реформы  в СССР, М., 1971; 

Роль и последствия экономической реформы 1965-1967 гг.ppt

— 550.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Роль и последствия экономической реформы 1965-1967 г