Роль и последствия экономической реформы 1965-1967 г

Автор: Александр Иванов, 07 Октября 2010 в 20:44, реферат

Описание работы

Проблематика экономических преобразований второй половины 1960-х гг. до сих пор привлекает внимание исследователей. Активный реформаторский курс, начатый в 1965 г., в силу ряда причин стал серьезно трансформироваться на рубеже 1960–1970-х гг., постепенно уступая место иной экономической ситуации, которая являлась составной частью уже такого феномена как «застой». Период «перестройки» заметно актуализировал изучение данной проблемы, тем более что появился вполне обоснованный повод для проведения исторических аналогий. Именно тогда сформировалось несколько крупных подходов к объяснению причин отказа от экономических преобразований, тесно связанных с именем А.Н. Косыгина.
Очень часто сворачивание хозяйственной реформы большинство исследователей связывало с внешнеполитическими акциями советского руководства. Печально знаменитые события в Чехословакии 1968 г. послужили важным сигналом отказа от активной реформаторской политики, и не только в рамках СССР. По свидетельству К.Н. Брутенца, «Брежнев, когда чувствовал себя нормально, говорил о реформах, но после чехословацкой акции все подобные мысли оставил». Как отмечают исследователи, одной из главных причин силового вмешательства стала боязнь «инфицирования» советского общества «заразой», т.е. перехода экономических преобразований за дозволенные советской системой пределы. Вероятно, события в Чехословакии показали советскому руководству возможные последствия в случае продолжения реформы. Соответственно, под лозунгом борьбы с «реставрацией капитализма в странах социализма» фактически началось сворачивание реформаторского курса А.Н. Косыгина.

Содержание

Введение стр.3
1. На пути к экономическим реформам 1965 – 1967 гг. стр.7
Анализ развития 60-х гг ХХ века. стр.7
Обострение кризиса советской экономики. стр.9
2. Сущность экономической реформы 1965 – 1967 гг. стр.11
2.1. Экономическая реформа 60-х гг. стр.11
2.2. Хозяйственная реформа в действии стр.14
2.3.Скрытая сущность хозяйственной реформы Косыгина стр.21
2.4 Обывательская психология или вредительство? стр.25
2.5. Анализ временных рядов статистических данных при изучении социальных последствий экономической реформы 1960-х гг. стр.28
Заключение. стр.31
Список литературы. стр.34

Работа содержит 2 файла

Реферат.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

      Важная составная часть Экономическая реформа — реформа оптовых цен. Внедрение действенного хозрасчёта потребовало более полного отражения в ценах общественно необходимых затрат труда на производство продукции, ликвидации убыточности отд. отраслей народного хозяйства, усиления стимулирующего воздействия цен на повышение качества продукции, изменение её ассортимента. Реформа оптовых цен (1967) позволила осуществить переход к планированию цен с учётом фондоёмкости производства. В ходе Экономическая реформа существенно расширилось использование товарно-денежных отношений и стоимостных категорий в народном хозяйстве. Ссылаясь на это, буржуазные экономисты пытались извратить содержание реформы, истолковать её как отказ от коренных устоев социализма, от марксистско-ленинских принципов экономического строительства нового общества, эволюцию в сторону капитализма или некую «либерализацию» социализма, как свидетельство «конвергенции» двух систем. Жизнь, однако, показала, что Экономическая реформа является дальнейшим развитием конкретных форм организации социалистического производства, направленным на совершенствование и последовательное осуществление принципов хозяйствования, разработанных В. И. Лениным и обогащенных практикой хозяйственного строительства в СССР и других социалистических странах.  

      Осуществление Экономическая реформа  стало фактором повышения эффективности  общественного производства, роста  экономического потенциала страны  на этапе развитого социализма. Вместе с тем совершенствование  экономических отношений не ограничивается мероприятиями, проведёнными в рамках Экономическая реформа В ходе коммунистического строительства происходит дальнейшее совершенствование управления экономикой, механизма и методов хозяйствования.

    2.2. Хозяйственная реформа в действии  

    Косыгин понимал, что от господства «вала» в экономике нужно уходить. Ему казалось, что если вместо вала установить показатель реализации продукции, то предприятия перестанут выпускать продукцию, не пользующуюся спросом. Его обнадёживали итоги проводившегося хозяйственного эксперимента. Помнится, на всю страну тогда прогремело руководство Щёкинского химического комбината, которое уволило значительную часть работников, а сэкономленную их зарплату разделили между оставшимися (но так, что начальству досталась самая большая её часть).

    Ещё более удивительный результат был  получен в результате «эксперимента  в Акчи» - в казахстанском совхозе, где выдающийся экономист-практик  Иван Никифорович Худенко на тех  же принципах добился роста производительности труда не на проценты, а в разы, причём каждый из оставшихся работников заработал столько, что мог сразу же купить себе легковой автомобиль. Мне доводилось писать об этом самородке, которого чиновники по вымышленному обвинению посадили в тюрьму, где он и умер.

    Предприятия, переведённые в порядке эксперимента на новые условия хозяйствования, действительно показали неплохие результаты. Но никто не хотел признаваться в том, что эти достижения были во многом следствием искусственно созданной для них благоприятной среды.  Эти фавориты реформы напомнили мне сцену из американского кинофильма «Мистер Крутой»,  где боксёр-мафиози «состязался» с Джекки Чаном, связанным по рукам и по ногам. Все остальные предприятия были по-прежнему связаны десятками плановых показателей, а предприятия, переведённые на новые условия хозяйствования, свободные от многих пут, могли «снимать сливки», по сути паразитируя на несовершенстве производственных отношений.

    На  сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС Косыгин выступил с докладом «Об  улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. В докладе признавалось, что использовавшийся прежде хозрасчёт в промышленности оказался во многом формальным, а потому предлагалось устранить излишнюю регламентацию хозяйственной деятельности предприятий и усилить экономическое стимулирование производства с помощью таких средств, как цена, прибыль, премия, кредит, а вместо «вала» установить показатель реализации продукции. В целом реформа, суть которой прикрывалась ссылками на труды Ленина, проводилась в духе концепции Либермана. 

    Было решено упразднить совнархозы и вернуться к отраслевому принципу управления. Были вновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные министерства  по отраслям промышленности.

          Следующим важным направлением  данной  реформы  стало  изменение   всей системы  планирования  и  экономического   стимулирования.   Было   признано необходимым  устранить  излишнюю  регламентацию  хозяйственной  деятельности предприятий.   Для   этого    сократили    число    плановых    показателей, устанавливаемых сверху. В отличие от прежней  системы,  сориентированной  на рост производства валовой продукции, теперь главным  показателем  становился рост  объемов   реализованной   продукции   предприятия.   Предусматривалось оценивать   итоги   хозяйственной   деятельности   по   полученной   прибыли (рентабельности производства) и выполнению заданий по  поставкам важнейших видов продукции.

    Среди  обязательных  показателей  устанавливались  еще  и такие:   основная номенклатура  продукции,  фонд  заработной  платы,  платежи   в   бюджет   и ассигнования   из   бюджета,   показатели   по    объему    централизованных капиталовложений и вводу в действие производственных  мощностей  и  основных фондов,  задания  по  внедрению  новой  техники  и  материально-техническому снабжению. Все остальные показатели  хозяйственной  деятельности  предстояло устанавливать предприятиям и организациям самостоятельно, без утверждения  в министерствах и ведомствах.

          В соответствии с постановлением  было  решено  расширять  экономические права  предприятий,  развивать  прямые   связи   между   производителями   и потребителями  на  принципах   взаимной   материальной   ответственности   и заинтересованности. Предлагалось внедрять в практику  отношения,  основанные на хозяйственных договорах между предприятиями.

          Для повышения роли экономического  стимулирования была сделана   попытка усовершенствовать  систему  ценообразования   в   пользу   низкорентабельных производств.  Дело   в   том,   что   в   советской   экономике   наряду   с высокоприбыльными  заводами  и  фабриками  всегда   существовало   множество убыточных предприятий (например, вся угольная промышленность).  Зачастую  на некоторых  высокоприбыльных  предприятиях   имелись   участки,   выпускавшие необходимую для населения, но убыточную продукцию. Поэтому предприятия  сами не хотели выпускать эти изделия и всячески старались от  них  избавиться.  В связи с этим усиливалось значение таких  инструментов,  как  цена,  прибыль, премия, кредит, которым возвращали их исходное значение.

          Предполагалось улучшить систему  оплаты труда, увязать ее не  только  с централизованным  повышением  тарифных   ставок,   но   и   с   материальным стимулированием работников за счет использования части доходов  предприятия, увязать оплату труда с общими итогами работы.

          На предприятиях за счет прибыли  разрешалось создавать (по определенным нормативам) фонды экономического  стимулирования:  материального  поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и  фонд  развития производства. За счет  этих  фондов  можно  было  премировать  работников  в соответствии с трудовыми показателями, строить жилье и учреждения культурно- бытового   назначения,   расширять   производство.   Все   это    называлось хозяйственным расчетом.

          Это   означало,   что   предприятиям    предоставлялась    оперативно-хозяйственная самостоятельность  (в установленных пределах), что   они  должны работать   на   принципах    окупаемости,    рентабельности,    материальной заинтересованности   и   материальной   ответственности    за    достигнутые результаты,  в  условиях  денежного  контроля  со  стороны  государства   за использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

          Считалось,  что   новые   принципы   планирования   и   экономического стимулирования    должны     создавать     у     коллективов     предприятий заинтересованность в принятии более высоких плановых заданий, более  полного использования   факторов   производства,   достижений    научно-технического прогресса, повышения качества продукции.

          Хозяйственная реформа началась  очень активно. Уже в январе  1966  года на новые условия работы переведены  первые  43  предприятия  в  17  отраслях промышленности.  В  октябре  1965   года   было   утверждено   Положение   о социалистическом государственном предприятии,  в  котором  закреплялись  его права в области производственно-хозяйственной деятельности, строительства  и капитального  ремонта,   в   области   материально-технического   снабжения, финансов, труда и заработной платы, а  также  круг  обязанностей  и  степень ответственности за их нарушения.

          Заметно изменились отношения  между предприятием и  государством.  Была введена плата за производственные фонды,  за  земельные  и  водные  ресурсы. Разрешалось  реализовывать  излишнее   оборудование   другим   предприятиям. Устанавливалась  зависимость   между   размерами   производственных   фондов предприятия и его взносами в государственный  бюджет,  чтобы  заинтересовать предприятие в лучшем использовании этих фондов.

          Произошли заметные изменения  и в системе ценообразования:  оптовые цены стали  более  объективно  отражать  реальные  производственные   затраты   и предприятия уже могли получать прибыль от  реализации  своей  продукции.  Из этой  прибыли  предприятия  должны  были   вносить   в   бюджет   плату   за производственные фонды,  фиксированные  (рентные)  платежи,  а  также  могли образовывать свои поощрительные фонды.

          Для предприятий, переведенных на  новую систему хозяйствования,  был установлен государственный Знак качества для важнейшей серийной  и  массовой продукции. Этот Знак  подтверждал  стабильность  качества  данного  изделия, высокую культуру производства и др.

    В 1967 году на новые хозяйственные условия  стали  переводить  целые  отрасли промышленности, и к концу года работало по-новому уже  15%  предприятий,  на долю  которых  приходилось  37%  промышленной  продукции.  Вскоре  на  новый порядок  планирования  и  экономического  стимулирования  стали   переходить предприятия строительства и торговли.

          В  рамках  хозяйственной   реформы  были  сделаны  конкретные  шаги  по повышению  производительности  труда   и   материальной   заинтересованности коллективов предприятий в результатах своей работы. Так, в 1967 году  возник Щекинский  эксперимент,  по  которому  химкомбинату  в  г.  Щекино  Тульской области определили стабильный фонд заработной платы на 1967-1970  годы.  Вся экономия этого фонда, полученная за счет роста  производительности  труда  и сокращения  работавших  на  комбинате  людей,   поступала   в   распоряжение

трудового коллектива.

          В первые два года работы  по новой схеме заметно увеличилась   выработка на  каждого  работника,  выросла  заработная  плата.   Высвобождаемые   люди переводились на новые мощности. Всего за  два  года  было  высвобождено  870 чел. За счет прибыли комбината в городе было  построено  жилье,  предприятия культурно-бытового назначения.

          Щекинский опыт стали распространять по стране,  но  процесс этот  шел медленно. Через два  года  на  этот  метод  перешло  лишь  200 предприятий.

    Постепенно  эксперимент стал глохнуть. На самом  комбинате стали увольнять  не только работников второстепенных профессий, но и ведущих  специалистов.  Все больше средств из прибыли изымалось  в  вышестоящие  организации,  комбинату стало просто невыгодно работать на  полную  мощность,  через  несколько  лет эксперимент  закончился.  И  дело  здесь  не  во  всеобщем  консерватизме  и непонимании новшества, а в том, что все это не вписывалось в суть  командной экономики.

          Хозяйственная реформа затронула  и сельское  хозяйство.  В   марте  1965 года  на  Пленуме  ЦК  КПСС  была  поставлена  задача  устранить  негативные последствия хрущевских  "экспериментов"  на  селе.  Отменялись  обязательные повсеместные посевы кукурузы, больше внимания  стало  уделяться  Центральным Черноземным и Нечерноземным районам страны,  восстанавливались  приусадебные участки и т.д.  Менялась  система  закупок  сельскохозяйственной  продукции: вводились твердые (неизменные) и  сравнительно  низкие  планы  заготовок  на несколько лет вперед до 1970 года включительно. Повышены закупочные цены  на пшеницу, рожь и другие культуры,  предусматривалась  дифференциация  цен  по различным  зонам  и  районам  страны.  При   сверхплановой   продаже   зерна государству устанавливалась 50%-ная  надбавка  к  основной  закупочной  цене (так называемая  "полуторная  цена").  Принимались   меры   по   укреплению хозяйственного расчета в сельскохозяйственных предприятиях.

          Резко усилилось финансирование  аграрного сектора. В 1966-  1980  годах по официальным данным туда было направлено 383 млрд.  руб.,  что  составляло 78% всех  капиталовложений  в сельское  хозяйство за  все годы  Советской власти. За счет этих средств началось  осуществление  грандиозных  программ по комплексной механизации, электрификации сельского  хозяйства,  мелиорации и химизации почв.

Роль и последствия экономической реформы 1965-1967 гг.ppt

— 550.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Роль и последствия экономической реформы 1965-1967 г