Развитие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе развития малого бизнеса в России, проблемах и особенностях регионального развития малого бизнеса на примере ХМАО Тюменской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ 5
1.1. История развития бизнеса в России на примере российского Севера. 5
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России 10
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса 14
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ 17
2.1. Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития 17
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели 23
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО 33
3.1. Анализ Ханты-Мансийского автономного округа как объекта развития малого и среднего бизнеса. 33
3.2.Система поддержки развития малого бизнеса ХМАО. 35
3.3. Программы государственной поддержки и содействия малому предпринимательству в ХМАО. 37
3.4.Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса ХМАО 43
3.5. Предложения по развитию малого бизнеса в ХМАО 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА - КУРСОВАЯ.doc

— 294.00 Кб (Скачать)
  • сложность и высокая стоимость регистрации;
  • высокая аренда и приватизация государственного и муниципального имущества;
  • несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности;
  • большое количество контролирующих и осуществляющих надзор органов за текущей предпринимательской деятельностью;
  • вмешательство в ценообразование.

      В - третьих, недостатки действующие системы налогообложения не только не дают развиваться малому бизнесу, но и способствуют банкротству, или уходу в теневую экономику, особенно это актуально для предприятий сферы услуг или производства.

      Поэтому, необходимо для товаропроизводителей установить льготный режим налогообложения, что даст возможность в последующем  регулярно пополнять бюджеты всех уровней, а предприятиям данной категории честно работать, создавая новые рабочие места.

      Вмененный налог установить исходя из min коэффициентов с ограничениями по видам деятельности, подпадающих под данный закон.

      В четвертых, широко освещать власти инвестиционную привлекательность территории и, при создании вышеназванных условий, привлекать иностранный капитал и на малый бизнес.

      В пятых, разработать схему взаимодействия страховых компаний и Фондов поддержки бизнеса, ведь долгосрочное страхование жизни имеет принципиальное преимущество перед любым банковским кредитом, так как страховой продукт имеет накопительную часть и страховая компания может значительную часть от полученных средств инвестировать в реальное производство через Фонды поддержки бизнеса.

      Шестое, Субъекты малого бизнеса являются отдельной и весьма специфической составляющей производительных сил России. В силу этого обстоятельства, возникает настоятельная необходимость выделить эти категорию субъектов хозяйственной деятельности из общего числа предприятий. Это позволит вести постоянный учет и отслеживать изменения, происходящие в среде малого бизнеса, наладить достоверную статистическую отчетность, обеспечить адресную поддержку на наиболее эффективных направлениях развития. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Рыночные  преобразования в России вступили в  решающую фазу. Разрушена старая централизованная система управления и распределения  ресурсов, либерализация цен и  массовая приватизация обеспечили условия  для формирования и развития института  частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.

      Постепенно  накапливается критическая масса  преобразований, необходимая для  запуска механизма саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый и средний бизнес. Именно свободное предпринимательство призвано интенсифицировать дальнейшее развитие экономических реформ в России.

      В процессе исторического развития отношение  и к фигуре предпринимателя и  к малому бизнесу в мире менялось. В полной мере роль последнего в формировании и развитии рыночных отношений была осознана лишь в 60-е гг. Именно тогда в развитых и ряде развивающихся стран стала осуществляться политика комплексной поддержки и стимулирования малого бизнеса. Сегодня опыт США, Японии, Южной Кореи, Италии и других стран убедительно свидетельствует: развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

      За  последние годы в России в сфере  малого бизнеса тоже произошли важные изменения: сформирован институт государственной  поддержки и развития малого бизнеса, на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых форм, бизнес-инкубаторов, технопарков; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов.

      Развитие  малого бизнеса оказывает непосредственное воздействие на становление локальных рыночных отношений: ведь очень важно, чтобы каждый человек имел возможность реального выбора - быть наемным работником или предпринимателем.

      Специфика поддержки малого бизнеса и состоит в том, что поддерживать нужно конкретного человека. Создание благоприятного климата для малого бизнеса, прежде всего для развития товаропроизводящих предприятий, происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяют именно человеческому фактору. Ориентация на конкретного предпринимателя - важнейшее стратегическое направление эффективного становления малого бизнеса, позволяющее задействовать все имеющиеся ресурсы (отбор предпринимателей, подготовка их к деятельности на рынке, организационное содействие, предоставление льгот, преференций и т.д.)

      Сегодня на местах существует значительный разброс  в подходах к формам и средствам  поддержки малого бизнеса. Чтобы  упорядочить наработанный опыт от первоочередных мер, с присущими этому этапу  пробами и ошибками, необходимо переходить к стратегическим программам поддержки и развития малого бизнеса на строгой концептуальной основе. Привнесение в этот процесс научности и конструктивности позволит избежать как следования стереотипам, так и несогласованности в действиях различных структур. Внедрение аналоговых механизмов элитного отбора и подготовки предпринимателей, развитие контрактной субподрядной системы становления мелкомасштабных рынков и формирования структур производственно-технического обеспечения позволят не только сосредоточить имеющиеся ресурсы в товаропроизводящем секторе малого бизнеса, но и задействовать интеграционные возможности межрегиональных и межотраслевых связей.

      Анализ  состояния российского малого бизнеса  и государственной политики в  области малого бизнеса позволяет сформулировать ряд выводов.

      Период  бурного роста сектора малых  предприятий, ориентированного в основном на быстрые и относительно легкие деньги в сфере торгово-посреднических операций, судя по всему, остался позади. В развитии малого бизнеса страны наступает качественно новый этап, когда основное значение приобретает не «вал», а эффективность деятельности малых предприятий, формирование для этого необходимой общеэкономической, правовой и институциональной среды. С принятием Федерального закона «О государственной поддержке малого бизнеса», созданием Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого бизнеса сложились благоприятные предпосылки для усиления государственной поддержки малого бизнеса в ходе реализации Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса.

      1. Государство должно пересмотреть  свое отношение к малому бизнесу  как к второстепенному явлению,  отойти от присущего ему до  сих пор остаточного подхода  к решению назревших организационных, финансовых и иных вопросов в области поддержки малого бизнеса. Параллелизм, бесконечные реорганизации и перетряски, расплывчатость и декларативность в политике поддержки малого бизнеса могут обернуться (и уже оборачиваются) серьезными издержками, утратой доверия со стороны самого массового слоя частного бизнеса России.

      2. Необходимо обеспечить взаимоувязку  федеральных и региональных программ, создание целостных региональных  систем поддержки малого бизнеса; усилить взаимодействие всех уровней специализированных государственных органов поддержки малого бизнеса с общественными организациями (объединениями) малого бизнеса; разработать и реализовать специальные меры поддержки малого бизнеса в кризисно- депрессивных регионах России; специально выделить систему мер поддержки «стартового бизнеса» и его сопровождения в течение первых лет его деятельности; способствовать повышению экономической безопасности малого бизнеса, защиты его кадров, имущества, финансовых ресурсов и интеллектуальной собственности; усилить внимание к проблемам социальной защищенности работников малых предприятий, особенно лиц, работающих временно, по трудовым соглашениям.

      3. В серьезных изменениях нуждается  налоговая политика. Нельзя, преследуя  сиюминутные фискальные интересы, подрывать условия устойчивого воспроизводства в секторе Малых предприятий. Государственные органы должны соблюдать положение о не ухудшении налогового режима для малого бизнеса, а также Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого бизнеса»; необходимо разработать систему налоговых льгот для кридитно-финансовых институтов, обеспечивающих гарантийно-залоговую поддержку малых фирм; разработать систему льготного налогообложения прибыли малых предприятий, дополнительно полученной за счет их инновационных мероприятий, за счет разработки и внедрения новых технических средств и технологий и пр.; создать систему льготного патентного и лицензированного обслуживания малых предприятий, призванную обеспечить процесс передачи новейших технологий в сфере малого бизнеса.

      4. На федеральном уровне необходимо  подготовить пакет законодательных  актов и нормативно-правовых документов, направленных на создание общих  условий для развития негосударственных,  общественных органов поддержки  бизнеса. В то же время следует сформировать комплект нормативно-методических и инструктивных материалов, обеспечивающих реализацию конкретных направлений поддержки малых предприятий. Благоприятные условия для развития малого бизнеса сложатся только тогда, когда общественные организации, выражающие интересы участников предпринимательской деятельности - торгово-промышленные палаты, союзы, ассоциации и т.д. - станут влиятельными лоббистами малого бизнеса на федеральном и региональном уровне.

      5. Необходимо стимулировать научный анализ важнейших тенденций развития отечественного малого бизнеса, совершенствовать статистическую базу, методологию его прогнозирования, уделить больше внимания социологическому и научно- методологическому обоснованию важнейших направлений государственной политики поддержки малого бизнеса, аналитической оценке ее важнейших составляющих.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

  1. Бусыгин А.В. «Предпринимательство» Основной курс: - М. ИНФРА -М,2003г.
  2. «Малый бизнес России», под редакцией к.ф.н. Ершова Ю.С. - М..: РАРМП, 2000г.
  3. «Организация поддержки малого бизнеса» под редакцией Каганова В.Ш. - М.: Академия менеджмента и рынка, изд.Перспектива, 2002 г.
  4. Энциклопедия сибирского купечества т.1., Новосибирск, 1994г.
  5. Афанасьев М. «1000 лет бизнеса на Руси» Риск, 1991г., № 2.
  6. Червяков В.В., Чередниченко В.А., Шапиро В.О. «Россияне о предпринимательстве». Социологические исследования. 2002 г., № 10.
  7. М.Г.Лапуста, Ю.Л.Старостин, «Малое предпринимательство». М., ИНФРА - М.,2001 г.
  8. Николас К. Сирополис «Управление малым бизнесом». М., изд.»Дело», 2001г.
  9. 10.Закон о государственной поддержки малого бизнеса в РФ» № 88/ФЗ от 14.06.95г.
  10. Федеральная Программа государственной поддержки малого бизнеса в РФ на 2000-2003гг.
  11. Программа государственной поддержки малого бизнеса в ХМАО на 2000-97гг.
  12. Программа государственной поддержки малого бизнеса в ХМАО на 1998-99гг.
  13. Малое предпринимательство», АКДИ, «Экономика и жизнь», экономико-правовой бюллетень № 2 (34). М. - 2002 г.
  14. Маркетинг, Центр макетинговых исследований №3,№7, 2001 г.
  15. Предпринимательство в России № 3, 2001 г, № № 1,2,8, 1998 г.Институт стратегического анализа и развития бизнеса, Москва.
  16. Прогноз социально-экономического развития ХМАО на 2003 г,2004 год, Комитет по экономической политике ХМАО, г.Ханты-Мансийск 2003.
  17. «Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России», Справочное пособие, т. 1, т.2., М.: Бизнес-центр «Агроконсалт», 2002 г.
  18. Информационно - аналитический ежегодник «Малый бизнес Югры», Окружной фонд ПП и РК, г.Ханты-Мансийск, 1998 г.

Информация о работе Развитие малого бизнеса