Развитие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе развития малого бизнеса в России, проблемах и особенностях регионального развития малого бизнеса на примере ХМАО Тюменской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ 5
1.1. История развития бизнеса в России на примере российского Севера. 5
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России 10
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса 14
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ 17
2.1. Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития 17
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели 23
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО 33
3.1. Анализ Ханты-Мансийского автономного округа как объекта развития малого и среднего бизнеса. 33
3.2.Система поддержки развития малого бизнеса ХМАО. 35
3.3. Программы государственной поддержки и содействия малому предпринимательству в ХМАО. 37
3.4.Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса ХМАО 43
3.5. Предложения по развитию малого бизнеса в ХМАО 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА - КУРСОВАЯ.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

     Наиболее активная помощь малым предприятиям оказывается органами власти Москвы, что способствует развитию малого бизнеса и повышению роли малых предприятий в экономике Москвы. Так, на начало 1999 г. численность малых предприятий, расположенных на территории Москвы, составляла 21% общей численности малых предприятий страны. На них было занято около 3 млн человек. Они обеспечивают около 40% поступлений финансовых средств в городской бюджет.

     Важную  роль в механизме поддержки малых  предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого бизнеса, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого бизнеса, составляет менее 51% от общего размера капитала.

     Развитие  малого бизнеса во многом зависит от матерчально-технической поддержки субъектов малого бизнеса, представления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. Так, в Москве для обеспечения условия аренды и приобретения в собственность нежилых помещений исключительно для нужд субъектов малого бизнеса правительство г. Москвы организует и проводит для них:

     -  открытые целевые конкурсы по  продаже прав на аренду нежилых  помещений земельных участков;

     -  открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительством объектов, чтобы субъекты малого бизнеса могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого бизнеса, развития его инфраструктуры.

     Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки  малого бизнеса в Москве. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, средств от приватизации имущества, принадлежащего Москве, средств Фонда занятости, средств московского Фонда поддержки малого бизнеса, других внебюджетных источников финансирования добровольных взносов юридических и физических лиц и других незапрещенных источников.

     Субъекты  малого бизнеса, заинтересованные в реализации городских программ и проектов и претендующие на финансовую поддержку своих проектов, представляют следующие документы;

     а) заявку на получение финансовой поддержки  по установленной форме;

     б) следующие приложения к заявке по установленной форме: паспорт предприятия; личная анкета руководителя предприятия-заявителя; описание предпринимательского проекта;

     в) бизнес-план проекта в соответствии с установленными методическими  рекомендациями;

     г) следующие документы: копия регистрационных карт Реестра малых предприятий г. Москвы; копии учредительных документов предприятия-заявителя; копии бланков и отчетов о финансовых результатах предприятия-заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированные налоговой инспекцией; перечень основного имущества предприятия-заявителя; документы, подтверждающие наличие производственных помещений; дополнительные документы, имеющие отношение к проекту (по усмотрению заявителя). В современных экономических условиях важное значение для развития бизнеса имеет предоставление его субъектам оборудования в лизинг на определенный срок с последующим выкупом на льготных условиях.

      2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ  МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ 

      2.1. Состояние малого  бизнеса в России и проблемы его развития 

      В настоящее время почти треть  населения России так или иначе  связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий - это  несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов  производства, прошедших серьезную школу выживания в российских условиях. Это делает малый бизнес весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь сосредоточиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности. Они сделали свободный выбор, предпочтя самостоятельную предпринимательскую деятельность на свой риск работе по найму.

Рисунок 2.1. Количество малых предприятий на 1000 жителей в 2002 году3 

      Однако, по данным Госкомстата РФ, по состоянию  на 1 апреля 2002 года на территории Российской Федерации действовало 866 тыс. малых  предприятий (по сравнению с их количеством  на 1 января 2002 г рост составил 0,4 процента).

      Из  общего количества малых предприятий 90 процентов составили предприятия  частной формы собственности. В 1 квартале 2002 года малыми предприятиями  было произведено товаров и услуг  по всем видам деятельности на сумму 66,0 млрд. рублей, по основному виду деятельности - на 57,8 млрд. рублей (82 % от общего объема производства).

      Анализ  которой дает основания констатировать факт, что при росте числа малых  предприятий увеличивается и  количества числа занятости, тем  самым малый бизнес является единственной сферой деятельности, где создаются рабочие места и наблюдается рост производства.

      Анализируя  показатели деятельности малых предприятий  за последние 2 года, можно с полной уверенностью сказать, что сегодня  это наиболее динамично развивающийся  сектор экономики. Сектор малого бизнеса в России представляет собой достаточно мощную экономическую и политическую силу.

      По  данным Госкомстата России в 2001 году в Российской Федерации функционировали 844,4 тысячи малых предприятий: 91,5 % - с частной формой собственности и 8,5 % - со смешанной российской. Во второй половине 2001 года на малых предприятиях работали 8,3 миллиона человек, в том числе на постоянной основе - 6,2 миллиона.

      Сложившаяся за последние 3 года отраслевая структура  малых предприятий практически  не меняется. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания (43% от общего количества малых предприятий), строительство и промышленность (32%).

      Почти половина работавших на малых предприятиях трудилась в промышленности и  строительстве (49%), в треть - в торговле и общественном питании (30%). Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, с 1992 года выросла в 7 раз и на 1 июля 2002 года составила 3,5 млн. человек. С учетом временно занятых и членов семей бизнесменов 18 % населения России так или иначе связаны с малым бизнесом; 25-26 млн. человек частично или полностью существуют на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса.

      По  предварительным данным Госкомстата  России в 2001 году по сравнению с 2000 годом  среднесписочная численность работающих на малых предприятиях выросла на 3,3 %, в том числе в промышленности - на 4,16 %, сельском хозяйстве - на 1 %, в  науке и научном обслуживании - на12,7 %. Объем продукции, произведенной малыми предприятиями (в фактических ценах) увеличился на 31,8 %, в том числе промышленной продукции - на 18,95 %, транспорта и связи - на 45 %. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за этот период возросла на 8,3 %, в том числе в промышленности -на 25,7 %, строительстве- на 48 %, транспорте и связи - на59,6 %.

      Исходя  из этих показателей можно заключить, что малое предпринимательство  переходит от стартового этапа к  этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности. Меняется отраслевая структура малого бизнеса в сторону увеличения промышленного производства. Таким образом, по оценке Госкомстата России, в 2001 году именно за счет расширения промышленного производства малыми и совместными предприятиями впервые в промышленности произошел рост производства на 0,8 %.

      Для малого бизнеса характерно небольшое  количество работников. На одно предприятие  в среднем приходится 7 человек постоянно занятых, при этом наибольшее число - в строительстве (12человек), наименьшее - в науке и научном обслуживании (4 человека).

      Малое предпринимательство создает ныне 10-12 % ВВП (всероссийского валового продукта). На его долю приходится пятая часть подрядных строительных работ. В 2001 году малыми предприятиями оказано услуг и произведено продукции только по основному виду деятельности на сумму около 300 млрд. рублей или 7 % от всего объема оказанных услуг и произведенной продукции страны.

      Динамика  малого бизнеса за несколько последних лет показывает, что сектор переходит от стартового этапа к этапу развития. Основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, активизация их производственной и инновационной деятельности. Непрерывно меняется отраслевая структура малого бизнеса в сторону увеличения промышленного производства.

      В регионах России развитие малого бизнеса происходит неравномерно.

      По  данным Госкомстата России треть  общего количества малых предприятий  сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве - 22 %, Санкт - Петербурге - 11 %, Московской, Тюменской областях - по 4 %, Краснодарском крае и Свердловской области - по 3 %, по 2 % - в Новосибирской, Ростовской, Самарской, Кемеровской, Нижегородской областях, Краснодарском крае, Республике Татарстан. В то же время в таких субъектах Российской Федерации, как Ингушская Республика, Республика Тыва, количество малых предприятий не превышает одной тысячи. Если в среднем в 2001 году по стране на 1000 человек приходилось 6 малых предприятий, то в Москве - 21 предприятие, в Санкт - Петербурге - 19,10 - в Тюменской области, 9 - в Республике Алтай. В Республике Дагестан на 1000 человек постоянно проживающего населения действовало лишь одно малое предприятие.

      В регионах России наиболее высока доля частного сектора в республиках Адыгея (94,6 %), Татарстан (94,4 %), Ингушетия (97,4 %), Тыва (96,7 %), Хакасия (95,1 %), в Ярославской области (94,5 %).

      Достаточно  высок процент предприятий смешанной  формы собственности в малом бизнесе республик Алтай (17,2 %), Марий Эл (19,2 %), Тверской (18,4 %) и Белгородской (17%) областей.

      Увеличился  приток трудовых ресурсов в сферу  малого бизнеса в Центральном  районе. Это объективно связано с  высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры этого региона. В Центральном районе центрами притяжения работников малого бизнеса стали Москва (62 % от среднесписочной численности постоянно занятых в малом бизнесе региона), Московская область (8 %), Владимирская, Тульская, Ярославская области (по 4 % ).

      Результаты  обследований подтверждают следующие  экономические преимущества малых  предприятий:

  1. лучшая адаптация к изменению конъюктуры спроса;
  2. меньшая задолженность как по заработной плате, так и перед бюджетами и партнерами;
  3. более низкий уровень издержек производства и реализации, в частности, накладных расходов;
  4. более высокий уровень наукоемкости продукции.

      Малые предприятия успешнее адаптируются к условиям рынка. Если в целом  по России, по данным Госкомстата России, 56 % предприятий завершили 2001 год с убытками, то в малом бизнесе таких предприятий было всего 20 %.

      Отраслевая  структура малого бизнеса, показатели общей экономической активности и развития малого бизнеса значительно отличаются в разных регионах. Особенности развития малого бизнеса в последние годы определяются сочетанием политических, экономических и социальных факторов, которые не стимулируют развитие малого бизнеса.

      В то же время значительная часть зарегистрированных малых предприятий по-прежнему так и не начинает действовать. Продолжает уменьшаться размер малых предприятий (средняя численность работников одного предприятия) во всех отраслях.

      Рассмотрим  проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса.

      Данные  Госкомстата России, Академии менеджмента  и рынка, материалы обследований, проведенных Институтом стратегического анализа по заказу Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого бизнеса и Всемирного банка, выявили три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого бизнеса, - это организационные проблемы (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.), проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными органами власти и т.д.), материально-финансовые проблемы (затруднения в получении капитала для регистрации предприятия, в накоплении стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, в установлении связей с поставщиками сырья, недостаток опыта в сбыте продукции).

      Остро стоит проблема безопасности. Исследования показывают, что распространенные суждения о том, что малый бизнес больше, чем крупный и средний, подвержен влиянию «теневой экономики», не соответствуют действительности. По мнению руководителей малых предприятий, основными причинами ухода малых предприятий в «теневую экономику» являются жесткий налоговый прессинг, высокий уровень альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), неразвитость рынка недвижимости.

Информация о работе Развитие малого бизнеса