Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:22, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе развития малого бизнеса в России, проблемах и особенностях регионального развития малого бизнеса на примере ХМАО Тюменской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ 5
1.1. История развития бизнеса в России на примере российского Севера. 5
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России 10
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса 14
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ 17
2.1. Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития 17
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели 23
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО 33
3.1. Анализ Ханты-Мансийского автономного округа как объекта развития малого и среднего бизнеса. 33
3.2.Система поддержки развития малого бизнеса ХМАО. 35
3.3. Программы государственной поддержки и содействия малому предпринимательству в ХМАО. 37
3.4.Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса ХМАО 43
3.5. Предложения по развитию малого бизнеса в ХМАО 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
На сегодняшний день в округе созданы: Фонд поддержки бизнеса с филиалами в городах Лангепас, Сургут, Советский и Югорская лизинговая компания, Союзы предпринимателей. Обособленного комитета, либо отдела по поддержке малого бизнеса в составе Администрации округа нет, поэтому Фонд поддержки бизнеса помимо исполнения Программы выполняет следующие функции:
-
разработка предложений по
-
оказание консультативной,
- организация обучения для субъектов малого бизнеса;
-
разработка предложений по
-
защита законных интересов
Федеральным Законом «О государственной поддержке малого бизнеса в РФ», принятым Государственной Думой 12 мая 1995 года, в статье 8 «Фонды поддержки малого бизнеса» не предусмотрена деятельность фондов по вышеизложенным направлениям. Данную деятельность ведут Комитеты поддержки бизнеса, созданные в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На
сегодняшний день в округе нет
единого центра по сбору информации,
позволяющей анализировать
В связи с вышеизложенным, было бы целесообразным применить Указ Президента РФ №491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации» (в редакции от 14.11.02 года №1225), в котором рекомендовано органам исполнительной власти Российской Федерации в целях развития малого бизнеса, как важнейшей сферы российской экономики, и обеспечения взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать региональные системы государственной поддержки малого бизнеса, включающие департаменты (комитеты) в органах исполнительной власти.
В Ханты-Мансийском автономном округе в условиях экономического кризиса и резкого снижения доходов окружного бюджета необходимо дальнейшее стимулирование и активизация поддержки и развития малого бизнеса. С целью увеличения вклада в экономическую и социальную стабилизацию округа субъектами малого бизнеса требуется завершение всей системы поддержки малого бизнеса. Поэтому Администрацией ХМАО рассматривается вопрос о создании комитета или отдела по поддержке малого бизнеса в составе Администрации, осуществляющего реализацию государственной политики в области содействия становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики в Ханты-Мансийском автономном округе.
В
округе имеется ряд законодательно-
В последние годы развитие бизнеса в округе приобретает всё большее политическое, социальное и экономическое развитие.
В 2001 году разработан «Закон о государственной поддержке малого бизнеса в ХМАО», которые выносится на рассмотрение Думы округа в I квартале 2002 года, так как изменения в законодательстве по малому предпринимательству и изменения в 2002 году в структуре Министерств РФ, а именно упразднение ГКРП, отражается на формировании структуры поддержки бизнеса в ХМАО, следовательно необходимо внести существенные корректировки в проект данного Закона, разработанного в 2001 году.
3.3.
Программы государственной
поддержки и содействия
малому предпринимательству
в ХМАО.
Региональная программа поддержки бизнеса определяет основные направления, цели и приоритеты поддержки малого бизнеса с учетом его специфики в округе и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на региональном уровне и финансироваться в основном за счет региональных и централизованных источников.
Идеология программы базируется на том, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных экономических, юридических, политических и других условий.
В программе учитывается и тот факт, что деятельность малых предприятий ориентирована в основном на местный региональный рынок, что вписывается в общую концепцию развития хозяйственной и финансовой самостоятельности округа. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры регионального хозяйства и его финансирования на основе учета особенностей развития округа.
Данной программой определяются направления поддержки бизнеса, согласованные с Администрацией Ханты-Мансийского автономного округа, а также комплексы необходимых мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации.
Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержки малого бизнеса является создание на региональном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в округе развитой инфраструктуры малого бизнеса, обеспечивающей его эффективный рост. Реализация этой цели должна повысить значение малого бизнеса, привести к существенным качественным изменениям в структуре экономики округа, создание реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета округа, росту занятости населения, повышению доли производимой малыми предприятиями продукции (работ, услуг), усиления конкуренции на региональном рынке.
Основными задачами программы являются:
Программы поддержки бизнеса ставят основной целью направление государственной политики на защиту и поддержку бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе, создание правовых, организационно-экономических условий для ее реализации и определение рычагов государственного регулирования предпринимательской деятельности.В структуре приватизационных предприятий округа доля торговли - 26 %, общественного питания и бытового обслуживания составляет 5 %. На долю промышленности приходится 12 %, строительство - 37 %, транспорта и связи - 8%
В Ханты-Мансийском автономном округе 44 % малых предприятий занято в отраслях строительства, услуг, сельского хозяйства, транспортировка связи и промышленности по состоянию на 01.01.03 года: в торговле - 36 %, в прочих - 20%, доля малых предприятий соответственно разделилась 44 %, 37 %, 19 % - по состоянию на 01.01.03 года.
В 2000 году малые предприятия сфер промышленности, строительства и транспорта произвели продукции (удельный вес 59 %) на 24 % больше, чем торговля (удельный вес 35 %), а в 2001 году объем произведенной ими продукции на 34 % превышает объем торговли, что дает основание утверждать, что малый бизнес становится на ноги и переходит от первой стадии создания капитала «купли-продажи» в цивилизованную стадию реального сектора экономики, создавая товары и услуги.
Рассмотрим такие показатели, как объем произведенной продукции малых предприятий ХМАО, отраслевую структуру объема платных услуг.
За 2001 год малыми предприятиями произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на сумму 7068,2 млн. рублей в действующих ценах, что составляет 8,1 % выпуска продукции всех отраслей экономики округа, занимающихся производством товаров и услуг. По оценке 2003 года объем продукции снизится и составит 6730,8 млн. рублей, по прогнозу на 2004 год этот показатель достигнет 7323,5 млн. рублей.
Отраслевая структура объема платных услуг, оказываемых населению малыми предприятиями, показана на данной диаграмме.
Рисунок
3.1. Отраслевая структура объема платных
услуг
Доля услуг, оказываемая малыми предприятиями реального сектора экономики намного превосходит долю услуг торговли, общественного питания и посреднических услуг, что превышает сравниваемые показатели в целом по России в два раза.
Прибыль (убыток), полученная малыми предприятиями округа также весьма ощутима.
Предприятия
основных отраслей экономики - промышленности,
транспорта и связи, сельского хозяйства
по итогам 2002 года, оценке 2003 года имеют
отрицательный результат, их совокупные
убытки соответственно составили - 294,4
млн. рублей, 194,7 млн. рублей.
Рисунок
3.2. Прибыль и убытки по отраслям экономики
Таким образом сфера промышленного производства, в частности строительство, дает самую высокую прибыль.
Объем капительных вложений в 2004 году по сравнению с 2003 годом возрастет незначительно - на 8 % и составит 363,8 млн. рублей.
Капитальные вложения малых предприятий в расчете на 1 МП по отраслям экономики показана на рис.3.3.
Рисунок
3.3. Капитальные вложения малых предприятий
В расчете на одно предприятие капитальные вложения за 2002 г. составили в среднем 40,5 тыс. рублей. В отраслевом разрезе наиболее активную инвестиционную политику проводили МП, занимающиеся финансами и кредитованием, где данный показатель превысил средний по всем отраслям в 2,9 раза. Предприятия основных отраслей материального производства, промышленности и строительства, также относительно больше вкладывали в развитие бизнеса. Их показатели капитальных вложений в расчете на 1 МП выше среднего в 1,2 и 2,2 раза соответственно. Низкая инвестиционная активность зафиксирована в торговле и общественном питании(отраслевой показатель ниже среднего в 2,7 раза) и в отрасли транспорт и связь (ниже в 2,6 раза).
Малое предпринимательство всегда отличалось большой мобильностью, способностью создавать рабочие места без значительных инвестиций за счет частной предпринимательской инициативы граждан.
Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях, за последние годы уменьшилась на 3 % и составила в 1998 году 50968 человек. В то же время число занятых на малых предприятиях строительства увеличилась на 2 % и составила 21193 человек, что на 51 % выше числа занятых в торговле.
Распределение общей численности занятых на МП по отраслям экономики приводится на рисунке 3.4.
Рисунок
3.4. Распределение общей
Сегодня
в малом бизнесе число
Необходимо стимулировать как увеличение общего числа субъектов малого бизнеса (малых предприятий, фермерских хозяйств, предпринимателей без образования юридического лица), так и расширение ими найма рабочей силы.
К
сожалению государственная
Достаточно быстрыми темпами развивалось только индивидуальное предпринимательство (без образования юридического лица). Однако эта динамика говорит скорее не об эффективности государственных программ, а о том, что данный вид бизнеса из-за налоговых льгот и относительной простоты регистрации стал той единственной лазейкой, через которую легальное малое предпринимательство смогло пробиться на свет.
Тем
не менее вклад малого бизнеса
в поддержание занятости
Однако
анализируя сегодняшнюю ситуацию финансового
кризиса можно прогнозировать уже
снижение числа малых предприятий
примерно на 10-20 %, поэтому и говорить
об увеличении числа работающих на
малых предприятиях нет смысла и
следовательно Прогноз КЭП