Развитие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе развития малого бизнеса в России, проблемах и особенностях регионального развития малого бизнеса на примере ХМАО Тюменской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ 5
1.1. История развития бизнеса в России на примере российского Севера. 5
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России 10
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса 14
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ 17
2.1. Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития 17
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели 23
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО 33
3.1. Анализ Ханты-Мансийского автономного округа как объекта развития малого и среднего бизнеса. 33
3.2.Система поддержки развития малого бизнеса ХМАО. 35
3.3. Программы государственной поддержки и содействия малому предпринимательству в ХМАО. 37
3.4.Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса ХМАО 43
3.5. Предложения по развитию малого бизнеса в ХМАО 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА - КУРСОВАЯ.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

      С переходом к нэпу были сняты ограничения  на частнопредпринимательскую деятельность. В июле 1921 года законодательством  было допущено существование простых  товариществ, в июле 1922 года- акционерных  обществ, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью.

      Новая экономическая политика способствовала восстановлению сельского хозяйства. Основное место в производстве продовольствия и сельскохозяйственного сырья  занимало единоличное крестьянское хозяйство.

      Осуществление нэпа привело к подъему производительных сил нашей страны и улучшению  положения рабочих, крестьян и представителей всех других слоев тогдашнего российского  общества.

      «В 1922 году торговые ярмарки в Березово, Сургуте, Обдорске были восстановлены», «В 1929 году бывшим политическим ссыльным Меликадзе была организована северосмешаная промысловая артель» - летопись Ханты-Мансийского национального округа.

      Но  сталинизм пресек демократические  тенденции, характерные для периода  нэпа. Наиболее характерными чертами создаваемой в это время административно-командной системы стали тотальное огосударствление экономики и общественной жизни, всеобщая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии. Центр тяжести борьбы с частным капиталом переносится в торговлю.

      Установление  предельных розничных цен создавало  на рынке устойчивое положение, частная  торговля вынуждена была считаться  с ценами государства. С рынка  вытеснялся в первую очередь частный  крупный оптовик, посредник межгосударственным и розничным товарооборотом. Расширение сети государственной и кооперативной торговли. 

      1923-1924 годы     1925-1926 годы2

      гос.сектор - 15,5%    гос.сектор - 7%

      кооперация - 60%     кооперация - 6,2%

      частный - 46,8 %       частный - 25,5% 

      Изменения в частной торговле вели к ее измельчению: от оптовой - к оптово-розничной; от нее - к мелкой розничной. Уже к концу 1926 г. частный капитал занимал подчиненное положение по отношению к государственному и остался только в розничной торговле.

      В начале 30-х годов добыча рыбы рыбаками производилась в основном единолично, к 40-м годам в частном секторе осталось 0,8% рыбаков, - сообщает летопись Ханты-Мансийского национального округа. 

 1.2. О проблемах становления  бизнеса в современной России 

      Российский  малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от МП большинства зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:

  • совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на одно-продуктовую модель развития;
  • стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;
  • общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
  • высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
  • низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
  • высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;
  • неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки МП;
  • стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
  • работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

      Многие  характерные особенности становления  МП в России напрямую связаны с  основными проблемами, мешающими  развитию нормальных рыночных отношений  и частного бизнеса в целом.

      В нашей стране после долгих лет спячки начала просыпаться творческая инициатива и предприимчивость. Развитие в нашей стране малого бизнеса начинается с бизнеса, а предприимчивые люди выходят из малого бизнеса. Поэтому применительно только для российской экономики нынешнего этапа развития можно принять тождественность понятий «малый бизнес» и «малое предпринимательство».

      Говоря  о возможностях, связанных с функционированием  малого бизнеса, следует отметить высокие темпы развития узко специализированного производства и отраслей (небольшие размеры и низкая материалоемкость), высокую степень автоматизации, способность быстро перестраиваться для выпуска различных видов продукции.

      Это более рациональная система организации  труда и его материального  стимулирования, возможность использования  наиболее простых и четких методов управления, обусловленных отсутствием бюрократических структур управления и концентрацией собственности и управления в одних руках. Основанием этого является тесная связь работников с конечными результатами производства, а следствием - более рациональное и оптимальное использование творческого потенциала каждого человека.

      В пользу бизнеса говорит и то, что он служит верным средством погашения последствий чрезмерного укрупнения производства, которое было свойственно бывшему СССР. Внушительные, поражающие воображение, но неповоротливые гиганты не могут найти себе место в динамичной рыночной системе. Но, войдя в тесный контакт с малым бизнесом (при соответствующей государственной организации), помогая ему технологиями, они смогли бы открыть для себя новые дороги на рынок.

      С другой стороны: «на шее» государства  висит огромное множество убыточных  предприятий, которые могли бы быстро ожить, оказавшись на началах аренды (или через продажу) в руках  предпринимателей, может быть объединившихся, чтобы поднять крупное предприятие.

      Существует  еще одна проблема. Почти все крупные  предприятия страдают от инвестиционного  голода, ни государство, ни частные  лица не торопятся вкладывать сюда капиталы. Малый бизнес не требует  особо больших вложений, обеспечивая высокую скорость обращения и верные шансы на прибыль. Это привлекло бы частных вкладчиков к вложению своих средств с целью сбережения их от инфляции ,соответственно увеличив налоговую честь государственного бюджета и сократив инвестиционный голод.

      Малые предприятия могут являться своеобразным опытным полигоном крупного производства для отработки технологий и организационных  нововведений. Часть малых предприятий, основывающихся на новейших технологиях, создадут предпосылки эффективного хозяйствования в небольших масштабах. А их связь с крупными предприятиями обеспечит им достаточную стабильность и устойчивость.

      Следующая группа малых предприятий может  быстро заполнять возникающие ниши потребностей населения благодаря  опережающей реакции на изменение рыночной конъюнктуры. Это обусловлено их простейшими технологиями, накопленными производственными навыками, местными и вторичными ресурсами. Немаловажную роль сыграют предприятия, чья деятельность будет связана с сохранением традиционных видов и форм ремесла, народных промыслов.

      Малые предприятия - альтернатива сокращению производства во всех отраслях, поскольку  оно создает новые рабочие  места. Этот аспект особенно важен сегодня, когда безработица превращается в социально значимый фактор.

      Кроме того, предпринимательство способствует активизации структурной перестройки отраслей хозяйства, позволяет относительно легко совмещать различные формы собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная) и разных отраслей экономики.

      Опыт  развития мировой и отечественной экономики показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на содействие малому бизнесу крайне важна для достижения сбалансированного экономического роста. Рыночное хозяйство может быть эффективным лишь в том случае, если на рынке товаров и услуг монопольные структуры уравновешены необходимым числом малых предприятий. Именно малые предприятия в решающей степени сохраняют рынок как конъюнктурную среду свободного бизнеса и помогает решению социальных проблем.

      Курс на развитие малого бизнеса должен быть ее органичной составляющей частью, помогающей реализации других ее частей и стабилизации экономики в целом. Содействие малому предпринимательству должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предприятий (союзы, ассоциации, агентства, торгово-промышленные палаты). В России эта деятельность только начинается. Сектор малой экономики практически еще не создан (хотя 50-70 % существующих предприятий могут быть отнесены к малым). Одна из основных причин - несовместимость государственной собственности с принципами и характером малого бизнеса. Проблемы должны рассматриваться в системе развития организационных структур производства и видов собственности. Неверной является сама логика и методология подхода к рынку административно-хозяйственными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Логично было бы переходить от его личного интереса к цивилизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая и кредитная политика, банки, биржи, условия демонополизации, организационные структуры рыночного управления).

      Чтобы в развитии российского малого бизнеса  наступил перелом, нужно как можно  скорее избавится от одолевающих  малое предпринимательство негативных тенденций - и со «стажем», и появившихся недавно.

      Одним из важнейших негативных факторов является стремление правительства обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитный  бюджет на основе фискального изъятия  сверхвысоких налоговых ставок с  предприятий и населения. Это ведет к снижению стимула к расширению производства, вложению средств в наукоемкие, медленно окупаемые производства, переносу основного акцента бизнеса в торговую и посредническую деятельность. Экономическая ситуация способствует расцвету спекулятивной деятельности, проведению краткосрочных операций с «горячими» доходами. Не говоря уже о прогрессивном сокращении промышленного сектора и падении уровня жизни населения.

      Исключительная  недолговечность большинства мелких фирм обусловлена нестабильностью общей экономической ситуации и отсутствием стимулов к долгосрочному инвестированию в экономику.

      Наблюдается вытеснение большинства мелких фирм на периферию НТП, отражающее их неспособность  переломить за счет прорыва на экспортные рынки негативных последствий примитивизации внутреннего спроса.

      Отсутствует минимальное представление о  специфике бизнеса как профессии, о бизнес-планировании. Организаторами малого предприятия часто испытывается острая потребность в квалифицированных  менеджерах. Информационный голод о передовых технологиях, новинках рекламы становится ощутимым препятствием на пути индивидуальной рыночной деятельности. 

   1.3. Государственная  политика и система  поддержки малого  бизнеса 

     В соответствии с федеральным законодательством  государственная поддержка малого бизнеса должна осуществляться по следующим направлениям:

     -  формирование инфраструктуры поддержки  и развития малого бизнеса;

     -  создание льготных условий использования  субъектами малого бизнеса государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

     -  установление упрощенной системы  порядка регистрации субъектов  малого бизнеса, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

     -  поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  бизнеса, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

     -  организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  для малых предприятий и др.

     Формами государственной поддержки малых  предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной  основе, финансирование федеральных  программ поддержки и развития малого бизнеса, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого бизнеса, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

Информация о работе Развитие малого бизнеса