Развитие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе развития малого бизнеса в России, проблемах и особенностях регионального развития малого бизнеса на примере ХМАО Тюменской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ 5
1.1. История развития бизнеса в России на примере российского Севера. 5
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России 10
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса 14
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ 17
2.1. Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития 17
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели 23
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО 33
3.1. Анализ Ханты-Мансийского автономного округа как объекта развития малого и среднего бизнеса. 33
3.2.Система поддержки развития малого бизнеса ХМАО. 35
3.3. Программы государственной поддержки и содействия малому предпринимательству в ХМАО. 37
3.4.Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса ХМАО 43
3.5. Предложения по развитию малого бизнеса в ХМАО 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА - КУРСОВАЯ.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

      Социально-деловые  центры (СДЦ). Это структуры, создаваемые при центрах занятости. Впервые СДЦ появились в Московской области в 1993 году. Опыт первого Орехово-Зуевского СДЦ был распространен в Московской области, а затем в регионах России. Цель СДЦ - создание новых рабочих мест для незанятого населения и безработных через развитие малого бизнеса. Как правило, СДЦ - это государственные предприятия с единственным учредителем - соответствующим центром занятости. В Настоящее время в России зарегистрированы более 20 СДЦ.

      Бизнес-центры (БЦ) оказывают, как правило, сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Очень часто БЦ создаются при гостиницах, торговых центрах для обслуживания клиентов. Бизнес-центры на платной основе предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику. Некоторые БЦ сдают в аренду офисные помещения. В отличие от бизнес-инкубаторов, бизнес-центры оказывают услуги физическим лицам и по коммерческим расценкам.

      В последние годы структуры, называющиеся бизнес-центрами, созданы во многих регионах при центрах занятости. Однако они отличаются от вышеописанных БЦ. Как правило, они предоставляют комплекс услуг по работе с незанятыми гражданами, желающими создать собственное дело, в этом их деятельность сходна с деятельностью СДЦ.

      Региональные  информационно - аналитические центры (РИАЦ). Эти структуры были созданы в 1994-1997 гг. в 39 регионах России. Изначально информационно-аналитические центры создавались в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса на 1994-1995 гг. За этот период были созданы в 14 регионах России 16 объектов инфраструктуры. Другие информационно - аналитические центры создавались на базе региональных ЦНТИ - центров научно - технической информации, территориальных торгово-промышленных палат, агентств поддержки малого бизнеса, инновационных центров поддержки бизнеса, научно - производственных фирм. Более 50 % региональных информационно - аналитических центров - коммерческие организации, однако существуют РИАЦ - негосударственные некоммерческие, государственные некоммерческие структуры, а также РИАЦ, действующие без образования юридического лица. Финансироваться РИАЦ могут за счет средств регионального и федерального бюджетов, средств, полученных в результате собственной деятельности. В задачи информационно - аналитических центров входит информационное обслуживание предпринимателей (представление консультационной, юридической, справочной, нормативно - технической, экономической налоговой информации), проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской, а также образовательной деятельности, предоставление услуг по приобретению, установке и эксплуатации компьютерной техники, разработке компьютерных программ.

      Без информации практически невозможно принять любое управленческое решение. В России сегодня предпринимателю получить необходимую информацию в определенные сроки довольно сложно. Государственные источники информации практически не функционируют или ограничены для информационного обмена даже между собой. Информационная структура дефицитной экономики разрушена, а новая находится в зачаточном состоянии. В особенно сложном положении находятся представители малого и среднего бизнеса.

      Между тем потребность в интеграции информационных ресурсов и обмене ими между держателями массивов информации понимается сейчас всеми субъектами российского рынка, как государственными, так и частными.

      Для обеспечения информацией представителей малого и среднего бизнеса при  фонде поддержки бизнеса (ФПП) были созданы: федеральный информационно-аналитический центр (ФИАЦ) и сеть региональных информационно - аналитических центров (РИАЦ). В рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса на базе ФИАЦ были проведены следующие маркетинговые исследования:

      - потребностей предпринимателей в информационных и аналитических услугах

      - возможностей и потребностей  региональных центров Системы  информационного обеспечения малого  бизнеса (СИОМП), других центров поддержки предпринимателей;

      - потребностей и возможностей  администраций регионов РФ, инвесторов.

      Для сбора первичной информации были использованы два метода: почтовый опрос глав администраций краев  и областей и опрос участников Первого съезда предпринимателей России, участников выставки «Бизнес и банки», участников семинара «Предприниматели малого бизнеса» и т.д.

      По  мнению предпринимателей развитие системы  информационной поддержки малого бизнеса целесообразно на базе трех структур: СИОМП - 52 %; Торгово-промышленной палаты (ТПП) - 29 %; Фонда поддержки бизнеса (ФПП) - 29 %. Отметим, что некоторые респонденты не имеют однозначного мнения, т.е. выбрали более одного ответа на данный вопрос.

      Основными информационными источниками в  деятельности предпринимателей являются:газеты и журналы - 65 %; федеральные органы - 57 %; личные контакты - 55 %; специализированные информационные центры - 50 %.

Рисунок 2.2. В каких сферах деятельности требуется  местная информация по Вашему региону 

      Имеющаяся у предпринимателей информация в  большей степени касается (коммерческой), адресной (24%) и юридической (24%), а также статистической, однако до сих пор потребность в коммерческой и юридической информации считается неудовлетворительной, так как ее хотят иметь 47% и 39% соответственно (рис.2.2). Появление таких потребностей, как информация об инвестиционных проектах, новых технологиях и предложениях на вложение средств свидетельствует о серьезных изменениях в деятельности малого и среднего бизнеса.

      Имеющаяся у предпринимателей информация в  большей степени касается (коммерческой), адресной (24%) и юридической (24%), а также статистической, однако до сих пор потребность в коммерческой и юридической информации считается неудовлетворительной, так как ее хотят иметь 47% и 39% соответственно (рис.2.2). Появление таких потребностей, как информация об инвестиционных проектах, новых технологиях и предложениях на вложение средств свидетельствует о серьезных изменениях в деятельности малого и среднего бизнеса.

      Увеличение  спроса на информацию по инвестиционным проектам и на предложения по вложению средств позволяет предположить, что российские предприниматели намериваются в дальнейшем вкладывать свои капиталы в развитие промышленности.

      Анкетирование показало и то, что предпринимателям в основном требуется местная  информация о производстве, торговле, финансах (рис.2.2)4.

      Предприниматели считают, что наиболее эффективным  способом получения информации для  них являются региональные информационно-аналитические  центры и глобальные сети (рис.2.3.)

 

Рисунок 2.2. Виды информации, которую хотели бы иметь предприниматели5 

Рисунок 2.4. Источники информации, которую хотели бы иметь предприниматели6 

      Анализ  данной информации говорит о повышенном спросе российских предпринимателей на информационные ресурсы и недостаток информации, имеющийся на сегодняшний  день. 

 

    III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО 

   3.1. Анализ Ханты-Мансийского  автономного округа  как объекта развития  малого и среднего  бизнеса. 

      Ханты-Мансийский округ по своему экономическому потенциалу входит в первую десятку субъектов  России. В 2001 году объем валового внутреннего продукта превысил 50 трлн. руб. Округ является первым в России по добыче нефти - 169 млн. тонн, вторым по выработке электроэнергии - 16 млрд. КВт-ч, третьим по добыче газа - 17,6 млрд. куб. м., занимает ведущее место по производству пиломатериалов - более миллиона кубометров и деловой древесины - 1740,6 тыс. куб. м., вылов рыбы составляет около 4000 тонн в год. По данным Государственной налоговой службы по итогам 2000 года среди наиболее значительных для бюджетной системы России субъектов ХМАО округ занимает второе место (10%) по вкладу в доходную часть федерального бюджета после г. Москвы (26%).

      Налоговые поступления составляют 87 процентов  в доходах бюджета округа. Преобладающими источниками поступлений остаются плата за недра (19,9%), подоходный налог с физических лиц (17,3%), налог на имущество предприятий (13,9%), налог на прибыль (12,8%), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (13,7%).

      Прибыль предприятий и организаций по всем видам деятельности и формам собственности в 2001 году оценивается в сумме 18,3 трлн. рублей.

      Денежные  доходы населения за 2001 год оцениваются  в 35,3 трлн. руб. Основным источником доходов  является заработная плата. Доля ее в общих доходах населения составляет около 84%.

      На  территории округа зарегистрировано 23 представительства иностранных фирм и 171 предприятие с иностранными инвестициями. Деятельность большинства из них приходится на розничную и оптовую торговлю, строительство, деревообработка, на сферу услуг нефтедобычей и нефтепереработкой занимаются 37 предприятий с иностранным капиталом.

      Общий товарооборот предприятий с иностранными инвестициями составил в 2001 году 33821100 долларов США. Из них экспорт - 17225420 долларов США, импорт - 16595660 долларов США.

      Совокупный  вклад иностранных инвестиций в  уставной капитал совместных

      предприятий за 2001 год составил около 17,410 млрд. руб.

      Основные  отрасли экономики - нефтегазодобывающая, газоперерабатывающая, электроэнергетика, лесная и рыбная промышленность.

      Структура промышленного производства:

  • нефтегазодобывающая - 79,8%;
  • электроэнергетика - 12,2%;
  • газоперерабатывающая - 6,1%;
  • лесная, деревоперерабатывающая - 0,6  %;
  • стройиндустрия - 0,7%;
  • пищевая - 0,5%;
  • прочие - 0,1%.

      На  фоне продолжающегося многие годы приоритетного  развития нефтегазодобывающей и топливно-энергетической промышленности ряд других жизненно важных для населения секторов экономики округа (агропромышленный комплекс, производство промышленных товаров народного потребления (ТНП), сфера услуг, транспортные коммуникации, строительство жилья и др.) существенно отстают в своем развитии от средних показателей по России. По производству в расчете на душу населения мяса, молока, яиц, картофеля округ занимает 78-89 места по России, по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 кв. км - 79 место, по количеству квартирных телефонных аппаратов в расчете на 100 семей, проживающих в городе - 83 место и т.д. практически весь ассортимент потребляемых в округе промышленных ТНП завозится из других регионов7.

      Социально-экономические  проблемы, вызываемые узконаправленным развитием экономики округа, а также осложнения, связанные с общим состоянием экономики России, в значительной мере могут быть разрешены за счет интенсивного развития малого и среднего бизнеса. Предпосылкой достижения позитивных результатов в этом направлении является специфика деятельности малых и средних предприятий - быстрая реакция и высокая приспособляемость к изменению конъектуры, гибкость в продуктовой ориентации и высокая мобильность, массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка, способность работать на малых рыночных сегментах и близость к конечному потребителю.

      Исследование  экономики Ханты-Мансийского автономного  округа как объекта развития малого и среднего бизнеса выполнено  на основе статистических данных Госкомитета России и Ханты-Мансийского окружного комитета государственной статистики по состоянию на 2001 год. В исследовании также использованы материалы о состоянии сырьевых, финансовых и трудовых ресурсов округа, предоставленные подразделениями окружной администрацией: комитетом по экономике, сводным отделом анализа состояния социально-экономического развития и информационно методического обеспечения, окружным фондом поддержки бизнеса и развития конкуренции. 

   3.2.Система  поддержки развития  малого бизнеса ХМАО. 

      Система поддержки развития малого бизнеса ХМАО включает в себя три основных составляющих:

  1. Орган управления - Комитет по экономической политики Администрации Ханты-Мансийского автономного округа;
  2. Финансовый орган - Окружной фонд поддержки бизнеса и развития конкуренции в ХМАО;
  3. Общественно-экспертный совет - Общественный объединения предпринимателей.

      Система поддержки малого бизнеса, как и в России, формируется в основном из трех структур, основными направлениями деятельности которых являются:

  1. определение политики развития малого бизнеса (департаменты или комитеты при исполнительной власти);
  2. осуществление финансирования программ, проектов и мероприятий в части реализации Программы государственной поддержки малого бизнеса (фонды поддержки бизнеса);
  3. осуществление функции лоббирования и защиты интересов предпринимателей (общественные предприятия и организации).

Информация о работе Развитие малого бизнеса