Развитие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе развития малого бизнеса в России, проблемах и особенностях регионального развития малого бизнеса на примере ХМАО Тюменской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ 5
1.1. История развития бизнеса в России на примере российского Севера. 5
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России 10
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса 14
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ 17
2.1. Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития 17
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели 23
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО 33
3.1. Анализ Ханты-Мансийского автономного округа как объекта развития малого и среднего бизнеса. 33
3.2.Система поддержки развития малого бизнеса ХМАО. 35
3.3. Программы государственной поддержки и содействия малому предпринимательству в ХМАО. 37
3.4.Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса ХМАО 43
3.5. Предложения по развитию малого бизнеса в ХМАО 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА - КУРСОВАЯ.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

    3.4.Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса ХМАО 

      Анализ  работы, которую Окружной фонд поддержки  бизнеса и развития конкуренции проводит с субъектами малого бизнеса, позволяет сделать вывод о наличии трех групп проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого бизнеса, - это организационные проблемы (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.), проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными органами власти и т.д.), материально-финансовые проблемы (затруднения в получении капитала для регистрации предприятия, в накоплении стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, в установлении связей с поставщиками сырья, недостаток опыта в сбыте продукции).

      Остро стоит проблема безопасности. Исследования показывают, что распространенные суждения о том, что малый бизнес больше, чем крупный и средний, подвержен влиянию «теневой экономики», не соответствуют действительности. По мнению руководителей малых предприятий, основными причинами ухода малых предприятий в «теневую экономику» являются жесткий налоговый прессинг, высокий уровень альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), неразвитость рынка недвижимости.

        Сдерживающими факторами в развитии  деятельности малых предприятий  являются неразвитость и нестабильность законодательства, снижение платежеспособности населения, жесткое давление налоговой системы, недостаток собственных финансовых средств. Развитию хозяйственной деятельности малых предприятий мешают чрезмерные совокупные налоговые выплаты, частые изменения в налоговом законодательстве, трудности в оспаривании решений налоговых арбитражных органов.

      Серьезным препятствием в развитии предпринимательской  деятельности является сложность получения  кредитов. Основными причинами этого  являются отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы гарантирования, лизинга, недостаточное количество сильных региональных банков.

      Большинство малых предприятий из-за неустойчивого  финансового положения и нехватки средств лишены внутренних стимулов для своего развития, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг, осуществления долгосрочных инвестиций, освоения новых рынков. Малые предприятия в наибольшей степени страдают от кризиса неплатежей, недисциплинированности контрагентов, банкротств деловых партнеров.

      Проблема  нехватки производственных и служебных  помещений также существенно  тормозит развитие малого бизнеса. Существует большой резерв неиспользуемых производственных и служебных помещений, являющихся собственностью крупных приватизированных предприятий и местных органов власти, однако предпринимателю подобная информация недоступна. Бизнесмены, разворачивающие производство на арендуемых площадях, попадают в кабалу к арендодателям, которые зачастую произвольно изменяют ставки арендной платы.

      Нередко предприниматели сталкиваются с  административными барьерами, созданными федеральными, региональными и местными органами власти: часто усложнен порядок  лицензирования, произвольно расширяется  перечень лицензируемых видов деятельности и т.д.

      Для малых предприятий процессы, вызываемые упомянутыми проблемами, носят наиболее разрушительный характер. 

Рисунок 3.5. Оценка приоритетности проблем создания нового малого предприятия8 

      Однако  далеко не всегда трудности того или  иного предприятия связаны исключительно с неблагоприятной средой.

      Во  многих случаях ликвидация малых  предприятий является следствием здоровой экономической конкуренции, когда  неэффективные предприятия вынуждены  покидать рынок.

      Именно  в секторе малых предприятий можно ожидать положительных сдвигов в социально-экономической ситуации в ближайшие годы. Малые предприятия помогут снизить социальную напряженность смягчить негативные социальные последствия структурных изменений. Однако успешное развитие сектора малой экономики возможно только при проведении государственной политики, направленной на его поддержку.

      Таким образом, предприниматели, основной проблемой  при создании нового предприятия, видят  трудности финансового характера  и отсутствие каналов сбыта продукции. 

 

Рисунок 3.6. Факторы в наибольшей степени  сдерживающие развитие

 действующих  малых предприятий9  

      Неуверенность в создавшейся экономической  ситуации, недостаток оборотных средств  и высокие налоги являются важнейшими сдерживающими факторами при  развитии малых предприятий.

      Факторы, негативно влияющих на развитие бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе. Учитывая положительные результаты деятельности субъектов инфраструктуры малого бизнеса округа и, принимая во внимание небольшие объемы средств на развитие бизнеса в округе, нельзя сегодня говорить о налаженной схеме и укреплении класса мелких товаропроизводителей.

      В округе нет стратегии развития малого и среднего бизнеса, как части  общей стратегии экономического развития округа и подъема местной  промышленности и сферы услуг.

      Стратегия имеет большое значение для согласования действий различных организаций, которые  так же имеют одним из направлений  деятельности -развитие предпринимательской  инициативы, таких как Фонды занятости  населения, Комитеты по делам молодежи, Северный фонд, Торгово-промышленная палата и другие.

      В настоящее время в связи с  тем, что в структуре Администрации  Ханты-Мансийского автономного округа нет подразделения, отвечающего  за государственную политику развития малого и среднего бизнеса, действия всех вышеперечисленных структур разрознены и не дают оптимального эффекта.

      Начинания с местных органов власти, как  например в г. Нижневартовске, по становлению  цивилизованного бизнеса с целью  создания новых рабочих мест и  снижению социальной напряженности могут приветствоваться, но также затруднены в связи с весьма ограниченными ресурсами и несогласованностью с окружными структурами.

      Стратегия развития малого и среднего бизнеса  в Ханты-Мансийском автономном округе приведет к достижению таких целей, как:

      - подъем уровня экономической  активности;

      - диверсификации экономической деятельности;

      - интенсивное создание новых рабочих  мест;

      - снижения уровня безработицы;

      - повышения уровня жизни;

      - перенос ресурсов (человеческих  и материальных) из неперспективных отраслей экономики в перспективные или жизненно-необходимые;

      - внедрение инновационных технологий;

      - улучшение инфраструктуры развития  бизнеса.

      И в итоге к снижению социальной напряженности.

      Нельзя  недооценивать роль предпринимателей в решении таких проблем, как пополнение бюджета новыми источниками налоговой базы.

      Для того, чтобы стимулировать развитие бизнеса необходимо:

      - координация деятельности окружных, городских организаций, поддерживающих  малый бизнес;

      - поиск новых форм развития  малого и среднего бизнеса и его финансирования;

      - оптимизация налогообложения субъектов  малого бизнеса, предоставления  налоговых льгот и формирование  режима благоприятствования с  малым бизнесом;

      - создание информационной базы  данных для развития малого  и среднего бизнеса;

      - предоставления земельных участков, помещений и оборудования на  квотированной, льготной основе;

      - передача технологий и развитие  инновационного бизнеса;

      - сокращение числа государственных  органов, надзирающих, контролирующих, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности, особенно со стороны федеральных служб;

      - обучение предпринимательской деятельности  на постоянной основе.

      Негативным  моментом сдерживания развития малого бизнеса сегодня является, в основном, неэффективное налоговое законодательство, рост бюрократических препятствий при создании данной среды бизнеса.

      Таким образом, серьезными препятствиями  развития предпринимательской деятельности в округе являются:

  • жесткий налоговый прессинг
  • недостаток финансовых средств, сложность в получении кредитов
  • нестабильность законодательства
  • административные барьеры
  • незавершенность системы поддержки малого бизнеса.
 
 

 

  3.5. Предложения  по развитию малого  бизнеса в ХМАО 

      По  инициативе Окружного фонда поддержки  бизнеса и развития конкуренции в апреле 2002 года было проведено заседание Круглого стола с участием представителей органов исполнительной и законодательной власти округа, представителями субъектов малого бизнеса, за которым обсуждались вопросы о состоянии и перспективах развития малого бизнеса в округе. Одной из самых острых тем, поднятых предпринимателями, стал вопрос о большом количестве государственных органов, надзирающих и контролирующих деятельность малых предприятий, осуществляющих лицензирование деятельности и взимающих соответственно налоги и сборы.

      Из  опроса 200 предпринимателей следует  сделать вывод, высокие ставки налогов  и стоимости патента являются причинами, сдерживающими переход  на упрощенную систему налогообложения. Рассмотрим на рис.3.7. факторы, сдерживающих переход на упрощенную систему: 

Рисунок 3.7. Факторы, сдерживающих переход на упрощенную систему 

      В связи с этим предпринимателями  были предложены следующие мероприятия:

  • снизить ставку единого налога на 2-3% от валовой выручки и уменьшить стоимость патента;
  • расширить сферу применения системы на все малое предпринимательство, а не ограничивать малыми предприятиями с численностью до 15 человек;
  • увязать систему с законом о НДС, расширить перечень затрат, относимых на себестоимость;
  • еще больше упростить систему, ввести единый налог на все внебюджетные фонды, сделать систему выгодной для предприятий, ведущих несколько видов хозяйственной деятельности.

      Кроме того, для дальнейшего стимулирования инвестиционной активности малого и  среднего бизнеса в ХМАО необходимо:

      Во-первых, формирование законодательной базы на территориальном уровне:

  • местные Законы «О государственной поддержке малого бизнеса», определяющие меры и приоритеты государственной поддержки бизнеса на территории с установлением суммы и строки бюджета на инвестирование программ и проектов через Фонды поддержки бизнеса, участие малых предприятий в исполнении государственных заказов (определить долю в 10-15 % от общего их объема для реализации структурами малого бизнеса, ответственность чиновников за немотивированные отказы при участии малых предприятий в тендерах);
  • Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса» с размерами годовой стоимости патента к размеру min месячной оплаты труда устанавливает для предпринимателей единые правила, дает возможность планирования деятельности и, поскольку, данные ставки приемлемы для большинства предпринимателей, возможен рост их числа, развитие и, соответственно, пополнение налоговой базы;

      Во - вторых, устранение административных барьеров, негативно влияющих на деятельность малых предприятий:

Информация о работе Развитие малого бизнеса