Развитие малого бизнеса в республике казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

В последнее время в Казахстане созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает.

Содержание

1 Малый бизнес-сущность и его роль в экономике.
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Анализ состояния развития малого бизнеса в РК.
2.1 Законодательная база функционирования малого бизнеса.
2.2 Эволюция (история) становления малого бизнеса.
2.3 Препятствия развитию малого бизнеса
3. Пути решения(преодоления) проблем развития малого бизнеса в РК.
3.1 Современное состояние малого бизнеса в Казахстане

Работа содержит 1 файл

Развитие малого бизнеса в РК.doc

— 1.22 Мб (Скачать)
 

По мнению отечественных  предпринимателей проводимая налоговая  политика не создает благоприятствующих условий для развития предприятий  малого бизнеса. Результаты обследования системы налогообложения в Казахстане, проведенные различными организациями, свидетельствует о ее недостаточной гибкости, сугубо фискальном характере и отсутствии стимулов для развития малого бизнеса.

 

Основные  нарекания со стороны предпринимателей высказываются в отношении администрирования налогообложения. Налоговое правила применяются непоследовательно и зачастую с нарушениями. Это может объяснятся внесением частых изменений в налоговые правила и наличием огромного количества подзаконных документов и инструкций. Некоторые малые предприятия не в состоянии осилить расходы, связанные с выполнением определенных требований, предусмотренных действующим налоговым законодательством.2

Данная  проблема стоит не только перед казахстанскими предпринимателями. Так например, исследование, проведенное по заказу Всемирного Банка на Украине указывает на то, что проблема налогообложения является наиболее актуальной для малых и средних предприятий. Формами проявления данной проблемы стали не столько завышенные ставки налогов и сборов, сколько внесение частых изменений в законодательство, влекущее за собой развитие коррупции среди чиновников налоговых органов.3

 

Проблема налогообложения  имеет различные формы проявления. К основным из них по мнению предпринимателей относятся:

 
  • большое количество уплачиваемых налогов;
  • завышенные ставки налогов и обязательных сборов в бюджет;
  • несовершенство нормативно-законодательной базы;
  • трудности оспорить действия налоговой службы.
 

Проблемы большого количества налогов и завышенных налоговых ставок на протяжении ряда последних лет, вплоть до принятия нового налогового законодательства в 2001 году, были наиболее актуальными для предпринимателей Казахстана. Это основная причина, по которой предприниматели вынуждены скрывать свои реальные доходы и вести на предприятии двойную бухгалтерию, что способствует расширению неформального сектора экономики. Утешает здесь одно, что даже сокрытые доходы малых предприятий, как правило, остаются работать на внутреннем рынке.

 

Введение в  действие нового налогового законодательства, по мнению предпринимателей, в определенной мере позволило снизить налоговую  нагрузку на малые предприятия. Однако, меры, принятые в нем, являются недостаточными. Результаты опроса предпринимателей показывают, что в среднем доля отчислений в бюджет в виде налогов достигает 40-50% от их общего дохода. Для большинства, и в особенности для начинающих предпринимателей, это разорительно.

 

Несовершенство  определенной части нормативно-законодательных  документов в сфере налогообложения, с одной стороны, приводит к нарушению действующего законодательства предпринимателями, а с другой - к злоупотреблению служебным положением со стороны чиновников налоговых служб.

 

Нарушение действующего налогового законодательства предпринимателями может быть как умышленным, когда предприниматели намеренно уклоняются от уплаты налогов и обязательных сборов в бюджет, так и неумышленным. В этом случае предприниматели попросту не успевают своевременно отреагировать на внесение изменений в действующее законодательство.

 

В целом, по оценке независимых экспертов и предпринимателей, существующая в Казахстане система  налогообложения имеет преимущественно  фискальный характер. Основным ее направлением можно назвать максимальное изъятие  средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли, как основной мотивации их деятельности. Это свидетельствует о необходимости пересмотра принципов проводимой в отношении малого бизнеса налоговой политики.

 

Доступность финансово-кредитных  ресурсов

Анализ рынка  кредитных ресурсов показывает, что  данный рынок развивается очень  быстро: ежегодно наращиваются объемы выданных кредитов, в структуре кредитных  портфелей банков увеличивается  доля долгосрочных кредитов и кредитов, выданных на развитие производства.

 

При этом, отечественные предприниматели  указывают на недоступность кредитов как на одно из серьезных препятствий  их деятельности. Однако, подобные жалобы звучат от всех предпринимателей мира. Зачастую основным источником средств  для предпринимателей являются собственные накопления, ссуды от родственников или друзей. В странах Евросоюза, где доля сектора малого бизнеса достигает порядка 65% в численности занятых и порядка 40% в общем объеме экспорта, рост малых предприятий финансируется за счет реинвестируемой прибыли (65%), кредитов банков (20%), собственных/семейных накоплений (10%) и дополнительного выпуска акций (5%).4  Характерным для всех стран является то, что банки рассматривают кредитование малого бизнеса как высокорискованные операции с высокой вероятностью невозврата кредита.  В Казахстане риск невозврата кредитов усугубляется тем, что на фоне отсутствия системы обеспечения залога и процедур банкротства предприятий специализированные знания и навыки национальных кредитных специалистов находятся в стадии формирования. 5

 

Проблема доступа  предпринимателей к кредитам имеет  различные формы проявления, которые  представленны на Диаграмме 1

Можно отметить, что по сравнению с 2001 годом, снизилась  острота проблемы залогового обеспечения. При этом, возросло число предпринимателей, отметивших необходимость предоставления "большого количества документов" как препятствие для получения кредита. На практике, эти два факта оказались взаимосвязанными. С ужесточением требований по оформлению и постановке на арест залогового имущества, часть нагрузки на предпринимателя по предоставлению залога перешла в категорию проблем сбора большого количества необходимых документов.

 

Наиболее актуальными  на сегодняшний день проблемами, ограничивающими  доступ предприятий малого бизнеса к финансово-кредитным ресурсам, являются высокий ссудный процент и короткий срок возврата кредита.

 

Анализ сложившейся  ситуации показал, что высокие процентные ставки и краткосрочность выдаваемых кредитов в определенной степени  зависят от кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан, а также от отраслевой специфики сектора малого предпринимательства в целом.

 

В настоящее  время в рассматриваемом секторе  экономики преобладают предприятия  малого бизнеса, занятые в сфере  торговли и оказания услуг, которые, как правило, не нуждаются в долгосрочных кредитах. В первую очередь это обусловлено коротким инвестиционным циклом на данных предприятиях. В то же время, производственные малые предприятия для модернизации основных фондов и расширения своей деятельности нуждаются в более дешевых и долгосрочных кредитах, чем предприятия торговли.

 

Объяснение сложившейся  ситуации кроется в законах рынка. Преобладание сферы торговли в малом  бизнесе связано с относительно низкими первоначальными капиталовложениями, быстрой окупаемостью затрат и достаточной высокой рентабельностью. Привлекательность данной сферы для предпринимателей формирует спрос на краткосрочные кредиты, когда достаточно высокая стоимость кредита с лихвой компенсируется полученной прибылью. Таким образом,  до тех пор пока на рынке кредитных капиталов существует высокий спрос со стороны предпринимателей на подобного рода кредиты, финансовым институтам не выгодно снижать процентные ставки.

 

Как уже отмечалось, по-прежнему актуальной остается проблема залогового обеспечения запрашиваемого кредита. Суть проблемы кроется в отсутствии или нехватке залогового обеспечения и специфике оценки предоставляемого залога экспертами банков.

 

Проблема отсутствия или нехватки залогового имущества  очень тесно связана с оценкой его рыночной стоимости и ликвидности. На сегодняшний день в качестве залога банки второго уровня принимают недвижимость, оборудование, средства в обороте, транспортные средства, гарантийные поручительства, ценные бумаги. Стоимость и ликвидность залога определяется залоговыми экспертами банка. Стоимость залога должна покрывать сумму запрашиваемого кредита не менее чем на 30%. При этом оценочная стоимость залога, как правило, колеблется в пределах от 50% до 80% ее рыночной стоимости, т. е. реально предоставляемый залог должен покрывать сумму кредита уже не на 30%, а на 50-70%. В большинстве случаев, исходя из данной схемы оценки залога, предприниматели не в состоянии предоставить адекватное залоговое обеспечение для получения необходимого кредита.

 

Для решения  проблемы обеспечения кредита залогом, в рамках политики поддержки малого предпринимательства, в нормативно-законодательных  актах предусматривается возможность  использования коммунальной (municipal) собственности в качестве залога за кредит. Однако на практике данные меры не работают.

 

Возникали ситуации, когда предприниматели брали  кредит, предоставляя в качестве залога коммунальную собственность, а после  этого скрывались с полученными  деньгами. Когда банк требовал передать им залоговое имущество в качестве возмещения за невозвращенный кредит, акимат, в свою очередь, отвечал отказом, мотивируя это отсутствием легитимных процедур и механизмов передачи коммунальной собственности в собственность банка.

 

Изучение зарубежного  опыта указывает на то, что внедрение системы институтов страхования рисков банков второго уровня и институтов гарантирования возвратности кредитов в значительной степени снижает риски для банков, сокращает сроки рассмотрения заявки и выдачи кредита и способствует расширению доступа предприятий малого бизнеса к финансово-кредитным ресурсам.

 

Адаптация и  внедрение подобной практики в Казахстане позволит стимулировать заинтересованность финансовых институтов работать с малыми предприятиями и как следствие  расширить доступ отечественных предпринимателей к кредитным ресурсам.

 

Взаимодействие  с государственными органами.

Предприниматели отмечают, что наряду с благоприятными тенденциями в  сфере взаимодействия с государственными органами, наблюдается  ужесточение административного регулирования предпринимательской деятельности. В своей практике в процессе взаимодействия с государственными органами они сталкиваются со следующими проблемами: Диаграмма 2

 
 
 

Основная  причина существования  имеющихся административных барьеров заключается в качестве действующих нормативно-законодательных актов, регулирующих различные аспекты взаимодействия предпринимателей с соответствующими государственными органами. В дополнение к этому имеет место недостаточно четкое выполнение действующих нормативно–законодательных актов как чиновниками, так и самими предпринимателями, что приводит к снижению их эффективности на практике.

 

Большую озабоченность среди  предпринимателей вызывает Кодекс об административных правонарушениях. По их мнению, меры, предусмотренные в кодексе, носят в большинстве своем карательный характер, когда даже незначительные нарушения со стороны предпринимателей наказываются большими штрафами. При этом не соблюдается принцип равенства перед законом, когда чиновники государственных органов практически не несут ответственности за нанесение ущерба предпринимателю своими действиями.

 

Меры, принимаемые для  преодоления административных барьеров, недостаточно эффективны из-за использования  упрощенного подхода. В настоящее время  регулирование деятельности предприятий малого бизнеса со стороны государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции, осуществляется без учета отраслевой специфики объекта регулирования.

 

Так, для сокращения количества необоснованных проверок субъектов малого предпринимательства со стороны государственных органов в качестве основного критерия была принята численность занятых на предприятиях, а не отраслевой характер их деятельности. Например, архитектурно-строительный надзор в процессе эксплуатации зданий и сооружений достаточно осуществлять 1 раз в год. В то же время санитарно-эпидемиологический контроль на предприятиях, выпускающих продукты питания, необходимо осуществлять гораздо чаще.

 

Проблема  взаимодействия с  государственными органами возникает по двум основным причинам: первая заключается в несовершенстве разработанных нормативных документов, вторая причина кроется в искусственно создаваемых чиновниками административных барьерах, что по сути является следствием первой причины. При этом, проблемы взаимодействия малых предприятий с чиновниками государственных органов существуют практически во всех странах СНГ. Так, например исследования сектора малого предпринимательства в России, подтверждают, что необоснованное вмешательство в деятельность малых предприятий наиболее часто имеет место со стороны налоговых служб, пожарного надзора и санитарно-эпидемиологической станции. В среднем на каждое предприятие приходится порядка 10 проверок в год. Данный показатель варьируется в пределах от 3 до 20 проверок за год.6

Информация о работе Развитие малого бизнеса в республике казахстан