Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:41, курсовая работа
В последнее время в Казахстане созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает.
1 Малый бизнес-сущность и его роль в экономике.
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Анализ состояния развития малого бизнеса в РК.
2.1 Законодательная база функционирования малого бизнеса.
2.2 Эволюция (история) становления малого бизнеса.
2.3 Препятствия развитию малого бизнеса
3. Пути решения(преодоления) проблем развития малого бизнеса в РК.
3.1 Современное состояние малого бизнеса в Казахстане
Для малого бизнеса
стимулом развития является политика
государства, направленная на налогообложение.
Сущность налоговой политики состоит
в постепенном уменьшении налоговых ставок
и уменьшении прогрессивности налогообложения
при довольно узкой налоговой базе и широкой
области применения льгот налогообложения.
Снижение налоговой ставки в зависимости
от размера предприятия есть одним из
способов налогообложения в малом бизнесе.
В США, например, льготные налоговые ставки
применяются на доход, не превышающий
определенную сумму. При превышении допустимой
нормы, соответственно повышается и налоговая
ставка.
В капиталистической
экономике малые
2 ГЛАВА: Анализ
состояния развития малого
3а годы независимости
в Республике Казахстан успешно
реализованы главные приоритеты в экономике:
осуществлена макроэкономическая стабильность,
разгосударствление и приватизация собственности;
насыщен потребительский рынок; сформировалась
социальная рыночная экономика; создана
нормативно-правовая база для развития
предпринимательства всех форм собственности.
В казахстанском обществе изменился экономический
уклад с переходом от социалистического
способа производства к рыночным методам
хозяйствования, произошла глубокая трансформация
мировоззрения граждан.
Развитие экономики
республики и вместе с ней развитие
малого предпринимательства можно
условно разделить на 5 этапов, каждый
из которых имеет свои отличительные
особенности.
Первый этап
- либерализация цен (1991-1992 гг.). Первые
субъекты рыночной экономики - малые предприятия
появились в период либерализации в сфере
торговли и услуг, то есть там, где был
быстрый оборот денег. Крупные предприятия
сразу обзавелись многочисленными малыми
предприятиями по сбыту своей продукции,
ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных
производств. Для перехода от плановой
экономики советского типа к рыночной
экономике для Казахстана единственно
возможной и верной стратегией была трансформация
политических и экономических реформ.
В 1992 году была принята первая Государственная
программа поддержки и развития предпринимательства,
заложившая основу становления малого
бизнеса. В республике за этот период было
создано и действовало 34,5 тысяч субъектов
малого предпринимательства. В них было
занято 6,0 % от общего числа работающих
в стране, а доля производимой ими продукции,
работ и услуг составил 7,0% от валового
внутреннего продукта (ВВП). Из-за отсутствия
элементарных потребительских товаров
в республике, наши граждане были вынуждены,
помимо своей воли, вкладывать огромные
инвестиции в дальнее зарубежье на развитие
тамошних отраслей по производству одежды,
пищевых продуктов, автомобилей, гостиниц,
аэропортов и торговой сети .
Второй этап
- жесткая монетарная и рестрикционная
фискальная политика государства (1993-1995
гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической
стабилизации в стране упразднялись налоговые
льготы, стимулирующие производственную
деятельность. Упразднение налоговых
льгот, направленных на стимулирование
производственной деятельности и развитие
малого предпринимательства в 1994 году
имело негативные последствия. Резко сократилась
численность работающих в производственной
сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий.
Из-за нехватки собственных и малодоступности
кредитных средств, произошел отток основной
части субъектов предпринимательства
из производственной сферы в сферу торгово-посреднической
и коммерческой деятельности. В 1995 году
против 1992 года удельный вес продукции
субъектов малого предпринимательства
в валовом внутреннем продукте страны
снизилось на одну треть, с 7,0% до 4,7%., а
численность работающих в этом секторе
экономики сократилась в 2 раза .
Третий этап
- бум малой приватизации (1996-1997гг.).
В конце 1996 и в начале 1997 годов
в стране произошла некоторая
макроэкономическая стабилизация. Для
поддержки малого бизнеса был принят Указ
Президента Республики Казахстан от 6
03.1997г. «О мерах по государственной поддержке
и активизации развития малого предпринимательства».
Количество субъектов малого бизнеса
за этот период (1996-1997гг.) увеличилась в
2,4 раза, а доля продукции возросла в 1,8
раза и составила 8,5% от ВВП страны. Численность
работающих в этом секторе в 1997г. превысила
1995г. в 1,73 раза. Малый сектор экономики
снова стал «поглощать» безработицу. Таким
образом, малый бизнес стал вносить свой
вклад в стабилизацию экономики республики
.
Четвертый этап
- период качественного развития экономики
республики (1998-2001гг.), сопровождавшегося
ростом промышленного производства,
объемов валового внутреннего продукта,
стабильным развитием финансово-кредитной
сферы республики. Предпринимательский
уклад все больше становится решающим
фактором развития экономики, но процесс
его развития не всегда однозначен и требует
к себе постоянного внимания и государственной
поддержки. В связи с участившимися случаями
нарушений прав и свободы предпринимательской
деятельности был принят Указ Президента
Республики Казахстан «О защите прав граждан
и юридических лиц на свободу предпринимательской
деятельности». В республике впервые принята
и утверждена Государственная Программа
развития и поддержки малого предпринимательства
на 1999-2000 годы. Основными источниками финансирования
проектов малого предпринимательства
являются Государственный фонд содействия
занятости, банки второго уровня, средства
местных бюджетов, а также средства кредитных
линий Азиатского Банка Развития и Европейского
Банка Реконструкции и Развития .
Пятый этап –
современный. Развитие малого и среднего
бизнеса озвучивается Президентом
в качестве приоритетного направления
развития страны. Принимаются Программы
поддержки и развития малого предпринимательства.
В 2006 году принимается новый Закон «О частном
предпринимательстве» .
В отдельных
регионах для заинтересованного
кредитования субъектов малого бизнеса
коммерческими банками стали
создаваться ликвидные залоговые фонды.
Такие фонды созданы в Алмате, Астане и
областях Восточно-Казахстанской, Актюбинской,
Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской,
Северо-Казахстанской. За счет этих фондов
были профинансированы десятки проектов
в сфере малого бизнеса.
Регионы Казахстана
имеют различный уровень
За последние
семь лет количество зарегистрированных
субъектов малого предпринимательства
(далее - СМП) увеличилось более чем
в четыре раза по сравнению c 2001 годом
и достигло в 2007 году 985 тыс. единиц.
Однако доля
действующих СМП в их числе
составила в 2007 году 75,6%, т.е. 745 тыс. единиц,
оставаясь практически неизменной на
протяжении последних семи лет.
Обзор развития
СМП в региональном разрезе показывает,
что по состоянию на начало 2008 года
наибольшее количество СМП функционирует
в Южно-Казахстанской области – 115,4
тыс. ед., в г. Алматы – 82,1 тыс. ед., в Алматинской
области 82 тыс. ед. Наименьшие показатели
имеют Кызылординская (21,7 тыс. ед.), Западно-Казахстанская
(23,7 тыс. ед.), Северо-Казахстанская (24,7
тыс. ед.) и Мангистауская (25,4 тыс. ед.) области.
Низка роль промышленного
малого бизнеса Казахстана в решении
проблем занятости. За 2006 год доля
численности занятых в СМП
в общей численности занятых
в промышленности составила 6%. В
то же время доля занятых в малых
производственных предприятиях (менее
50 занятых) в производственном секторе
стран СНГ составляет от 30 до 60%. Наибольшее
значение показателя численности занятых
в СМП приходится на такие отрасли как:
торговля – 34% и сельское
хозяйство – 26%.
В странах СНГ
и Европы основная доля занятых в секторе
предпринимательства приходится на промышленность,
строительство и сферу услуг, и немного
меньше в торговле. А в Казахстане наоборот,
получается основная масса занятых приходится
на сельское хозяйство и торговлю, а строительство
и промышленность очень отстают, что говорит
о неразвитости малого предпринимательства
в данных отраслях экономики. Это может
быть связано с финансовыми преградами
вхождения в эти сектора экономики, так
как здесь требуется сильная материально-техническая
база и большие финансовые резервы и активы.
Таким образом,
подводя итоги анализа
- в
целом наблюдается рост
- однако
имеются негативные тенденции относительных
показателей (темпы прироста численности
действующих СМП, доля продукции СМП в
ВВП, структура отраслевого развития,
темпы прироста объемов кредитов коммерческих
банков малому бизнесу и их отраслевая
структура).
Соответственно
вышепроведенный анализ подчеркивает
необходимость дальнейшего
2.1 Законодательная база функционирования малого бизнеса.
Как показывает
мировая и отечественная
Задача Правительства
РК сегодня состоит не в том, чтобы
просто передать малым компаниям
финансовые, технические и иные ресурсы,
и не в том, чтобы поддерживать
их любой ценой, а в том, чтобы
создать правовые и экономические
условия для их выживания, способности
расти и саморазвиваться в условиях рынка.
В данном случае
у государства две функции: управленческая
и обеспечивающая (2).
Первая функция,
которая должна стать ведущей, поскольку
именно она придает развитию малого
бизнеса устойчивый, эффективный
и управленческий характер - это формирование
правовой среды функционирования малого
предпринимательства, а также решение
организационно-
Обеспечивающая
функция состоит в обслуживании
мелких фирм, доведение до них материальных,
денежных, информационных ресурсов, госзаказов,
оказание им услуг и т.д.
Процесс формирования
правовой среды функционирования малых
фирм в РК начался с принятия нормативных
и законодательных актов, регулирующих
предпринимательскую
Законодательными
и нормативными актами формируется
система экономических, финансовых
и других стимулов, гарантирующих
необходимую поддержку определенным категориям
субъектов малого бизнеса, устанавливаются
общие правила их поведения в рыночной
экономике, одновременно вводятся в действие
некоторые преграды, препятствующие развитию
незаконного бизнеса.
Структура органов
государственной поддержки малого бизнеса
в РК на правительственном уровне сформировалась
в значительной степени стихийно. До недавнего
времени задачи государственной поддержки
бизнеса возлагались на несколько министерств
и ведомств: Минэкономики, Минфин, Антимонопольный
комитет и др. В органах государственного
управления были созданы соответствующие
подразделения (департаменты, отделы),
что неизбежно приводило, с одной стороны,
к дублированию некоторых функций, а с
другой, к образованию необеспеченных
участков работы. К тому же органы исполнительной
власти зачастую исходили из своих ведомственных
интересов и не всегда обеспечивали как
достоверность информации, так и должную
координацию деятельности.
В этой связи
можно отметить, что, например, Министерство
экономики РК крайне слабо учитывало
интересы малого бизнеса при разработке
и реализации республиканских программ
— их объектами являлись преимущественно
крупные предприятия. Минфин проводил
политику усиления налогового давления
на всех, в том числе и на малые предприятия
и ликвидации ранее имевшихся у последних
льгот, не обеспечивая выделения на поддержку
мелких фирм необходимых бюджетных ассигнований.
Информация о работе Развитие малого бизнеса в республике казахстан