Развитие малого бизнеса в республике казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

В последнее время в Казахстане созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает.

Содержание

1 Малый бизнес-сущность и его роль в экономике.
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Анализ состояния развития малого бизнеса в РК.
2.1 Законодательная база функционирования малого бизнеса.
2.2 Эволюция (история) становления малого бизнеса.
2.3 Препятствия развитию малого бизнеса
3. Пути решения(преодоления) проблем развития малого бизнеса в РК.
3.1 Современное состояние малого бизнеса в Казахстане

Работа содержит 1 файл

Развитие малого бизнеса в РК.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

Для малого бизнеса  стимулом развития является политика государства, направленная на налогообложение. Сущность налоговой политики состоит в постепенном уменьшении налоговых ставок и уменьшении прогрессивности налогообложения при довольно узкой налоговой базе и широкой области применения льгот налогообложения. Снижение налоговой ставки в зависимости от размера предприятия есть одним из способов налогообложения в малом бизнесе. В США, например, льготные налоговые ставки применяются на доход, не превышающий определенную сумму. При превышении допустимой нормы, соответственно повышается и налоговая ставка. 

В капиталистической  экономике малые предпринимательства  выполняют самые разные функции. Обычно, они специализация направлена на изготовление отдельных деталей  и узлов, крупные предприятия  производят сборку готовой продукции. Как пример можно привести фирму «SAAB», которая есть самой крупной фирмой по производству двигателей для авиации, и имеет около 5 тысяч фирм, выпускающих различные детали.

2 ГЛАВА: Анализ  состояния развития малого бизнеса  в РК.

3а годы независимости  в Республике Казахстан успешно реализованы главные приоритеты в экономике: осуществлена макроэкономическая стабильность, разгосударствление и приватизация собственности; насыщен потребительский рынок; сформировалась социальная рыночная экономика; создана нормативно-правовая база для развития предпринимательства всех форм собственности. В казахстанском обществе изменился экономический уклад с переходом от социалистического способа производства к рыночным методам хозяйствования, произошла глубокая трансформация мировоззрения граждан. 

Развитие экономики  республики и вместе с ней развитие малого предпринимательства можно  условно разделить на 5 этапов, каждый из которых имеет свои отличительные  особенности. 

Первый этап - либерализация цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики - малые предприятия появились в период либерализации в сфере торговли и услуг, то есть там, где был быстрый оборот денег. Крупные предприятия сразу обзавелись многочисленными малыми предприятиями по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств. Для перехода от плановой экономики советского типа к рыночной экономике для Казахстана единственно возможной и верной стратегией была трансформация политических и экономических реформ. В 1992 году была принята первая Государственная программа поддержки и развития предпринимательства, заложившая основу становления малого бизнеса. В республике за этот период было создано и действовало 34,5 тысяч субъектов малого предпринимательства. В них было занято 6,0 % от общего числа работающих в стране, а доля производимой ими продукции, работ и услуг составил 7,0% от валового внутреннего продукта (ВВП). Из-за отсутствия элементарных потребительских товаров в республике, наши граждане были вынуждены, помимо своей воли, вкладывать огромные инвестиции в дальнее зарубежье на развитие тамошних отраслей по производству одежды, пищевых продуктов, автомобилей, гостиниц, аэропортов и торговой сети . 

Второй этап - жесткая монетарная и рестрикционная фискальная политика государства (1993-1995 гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность. Упразднение налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого предпринимательства в 1994 году имело негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за нехватки собственных и малодоступности кредитных средств, произошел отток основной части субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности. В 1995 году против 1992 года удельный вес продукции субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте страны снизилось на одну треть, с 7,0% до 4,7%., а численность работающих в этом секторе экономики сократилась в 2 раза .  

Третий этап - бум малой приватизации (1996-1997гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов  в стране произошла некоторая  макроэкономическая стабилизация. Для поддержки малого бизнеса был принят Указ Президента Республики Казахстан от 6 03.1997г. «О мерах по государственной поддержке и активизации развития малого предпринимательства». Количество субъектов малого бизнеса за этот период (1996-1997гг.) увеличилась в 2,4 раза, а доля продукции возросла в 1,8 раза и составила 8,5% от ВВП страны. Численность работающих в этом секторе в 1997г. превысила 1995г. в 1,73 раза. Малый сектор экономики снова стал «поглощать» безработицу. Таким образом, малый бизнес стал вносить свой вклад в стабилизацию экономики республики . 

Четвертый этап - период качественного развития экономики  республики (1998-2001гг.), сопровождавшегося  ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. Предпринимательский уклад все больше становится решающим фактором развития экономики, но процесс его развития не всегда однозначен и требует к себе постоянного внимания и государственной поддержки. В связи с участившимися случаями нарушений прав и свободы предпринимательской деятельности был принят Указ Президента Республики Казахстан «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». В республике впервые принята и утверждена Государственная Программа развития и поддержки малого предпринимательства на 1999-2000 годы. Основными источниками финансирования проектов малого предпринимательства являются Государственный фонд содействия занятости, банки второго уровня, средства местных бюджетов, а также средства кредитных линий Азиатского Банка Развития и Европейского Банка Реконструкции и Развития . 

Пятый этап –  современный. Развитие малого и среднего бизнеса озвучивается Президентом  в качестве приоритетного направления  развития страны. Принимаются Программы поддержки и развития малого предпринимательства. В 2006 году принимается новый Закон «О частном предпринимательстве» .  

В отдельных  регионах для заинтересованного  кредитования субъектов малого бизнеса  коммерческими банками стали  создаваться ликвидные залоговые фонды. Такие фонды созданы в Алмате, Астане и областях Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской. За счет этих фондов были профинансированы десятки проектов в сфере малого бизнеса. 

Регионы Казахстана имеют различный уровень экономического развития, что обусловливается целым  рядом факторов: наличием природных  ресурсов; уровнем промышленного  развития; климатическими условиями; близостью  к административным центрам и  т.д. Интенсивное развитие одних регионов, например, в связи со строительством новой столицы - г. Астаны -ведет соответственно к активному развитию предпринимательства в этом регионе. Но это вовсе не означает, что другие регионы не могут поднять предпринимательскую активность, выбрав соответствующую стратегию развития. Таковы были тенденции развития малого предпринимательства в Казахстане за истекший период. 

За последние  семь лет количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) увеличилось более чем  в четыре раза по сравнению c 2001 годом  и достигло в 2007 году 985 тыс. единиц. 

Однако доля действующих СМП в их числе  составила в 2007 году 75,6%, т.е. 745 тыс. единиц, оставаясь практически неизменной на протяжении последних семи лет. 

Обзор развития СМП в региональном разрезе показывает, что по состоянию на начало 2008 года наибольшее количество СМП функционирует  в Южно-Казахстанской области – 115,4 тыс. ед., в г. Алматы – 82,1 тыс. ед., в Алматинской области 82 тыс. ед. Наименьшие показатели имеют Кызылординская (21,7 тыс. ед.), Западно-Казахстанская (23,7 тыс. ед.), Северо-Казахстанская (24,7 тыс. ед.) и Мангистауская (25,4 тыс. ед.) области.  

Низка роль промышленного  малого бизнеса Казахстана в решении  проблем занятости. За 2006 год доля численности занятых в СМП  в общей численности занятых  в промышленности составила 6%. В  то же время доля занятых в малых  производственных предприятиях (менее 50 занятых) в производственном секторе стран СНГ составляет от 30 до 60%. Наибольшее значение показателя численности занятых в СМП приходится на такие отрасли как: торговля – 34% и сельское                     хозяйство – 26%. 

В странах СНГ  и Европы основная доля занятых в секторе предпринимательства приходится на промышленность, строительство и сферу услуг, и немного меньше в торговле. А в Казахстане наоборот, получается основная масса занятых приходится на сельское хозяйство и торговлю, а строительство и промышленность очень отстают, что говорит о неразвитости малого предпринимательства в данных отраслях экономики. Это может быть связано с финансовыми преградами вхождения в эти сектора экономики, так как здесь требуется сильная материально-техническая база и большие финансовые резервы и активы.  

Таким образом, подводя итоги анализа состояния  малого предпринимательства в Казахстане, можно сделать следующие выводы: 

-    в  целом наблюдается рост абсолютных  показателей малого бизнеса; 

-    однако имеются негативные тенденции относительных показателей (темпы прироста численности действующих СМП, доля продукции СМП в ВВП, структура отраслевого развития, темпы прироста объемов кредитов коммерческих банков малому бизнесу и их отраслевая структура). 

Соответственно  вышепроведенный анализ подчеркивает необходимость дальнейшего государственного регулирования малого бизнеса в  целях корректировки и улучшения  негативных тенденций развития малого бизнеса как с помощью финансовых, так и нефинансовых инструментов.

2.1 Законодательная  база функционирования малого  бизнеса.

Как показывает мировая и отечественная практика, малый бизнес, учитывая его характерные  особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны  органов государственной власти (1). 

Задача Правительства  РК сегодня состоит не в том, чтобы  просто передать малым компаниям  финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы  создать правовые и экономические  условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. 

В данном случае у государства две функции: управленческая и обеспечивающая (2). 

Первая функция, которая должна стать ведущей, поскольку  именно она придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный  и управленческий характер - это формирование правовой среды функционирования малого предпринимательства, а также решение организационно-административных вопросов и контроль. 

Обеспечивающая  функция состоит в обслуживании мелких фирм, доведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов, оказание им услуг и т.д. 

Процесс формирования правовой среды функционирования малых  фирм в РК начался с принятия нормативных  и законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъектымалого бизнеса не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности граждан и юридических лиц. Формирование правовой среды малого бизнеса является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого бизнеса экономическую свободу, права, гарантии, позволяющие заниматься разрешенным законным бизнесом. В то же время законодательные и нормативные акты устанавливают обязанности и ответственности субъектов малого бизнеса перед хозяйствующими субъектами, потребителями, бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств (см. рис. 1). 
 
 
 

Законодательными  и нормативными актами формируется  система экономических, финансовых и других стимулов, гарантирующих  необходимую поддержку определенным категориям субъектов малого бизнеса, устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся в действие некоторые преграды, препятствующие развитию незаконного бизнеса. 

Структура органов  государственной поддержки малого бизнеса в РК на правительственном уровне сформировалась в значительной степени стихийно. До недавнего времени задачи государственной поддержки бизнеса возлагались на несколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин, Антимонопольный комитет и др. В органах государственного управления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы), что неизбежно приводило, с одной стороны, к дублированию некоторых функций, а с другой, к образованию необеспеченных участков работы. К тому же органы исполнительной власти зачастую исходили из своих ведомственных интересов и не всегда обеспечивали как достоверность информации, так и должную координацию деятельности. 

В этой связи  можно отметить, что, например, Министерство экономики РК крайне слабо учитывало интересы малого бизнеса при разработке и реализации республиканских программ — их объектами являлись преимущественно крупные предприятия. Минфин проводил политику усиления налогового давления на всех, в том числе и на малые предприятия и ликвидации ранее имевшихся у последних льгот, не обеспечивая выделения на поддержку мелких фирм необходимых бюджетных ассигнований. 

Информация о работе Развитие малого бизнеса в республике казахстан