Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:41, курсовая работа
В последнее время в Казахстане созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает.
1 Малый бизнес-сущность и его роль в экономике.
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Анализ состояния развития малого бизнеса в РК.
2.1 Законодательная база функционирования малого бизнеса.
2.2 Эволюция (история) становления малого бизнеса.
2.3 Препятствия развитию малого бизнеса
3. Пути решения(преодоления) проблем развития малого бизнеса в РК.
3.1 Современное состояние малого бизнеса в Казахстане
Лишь в 1997 году
было создано Агентство по поддержке
предпринимательства в составе
Министерства экономики и торговли
— это первый специализированный орган
по развитию частного бизнеса в Казахстане.
На Агентство возложена разработка предложений
по устранению правовых, административных,
экономических и организационных препятствий
в вопросах создания и развития субъектов
бизнеса, обеспечение формирования инфраструктуры
поддержки малого бизнеса, защита законных
интересов бизнесменов, а также реализация
государственной политики в этой сфере,
в частности, разработка финансово-кредитной
и налоговой политики, способствующей
развитию частного предпринимательства,
контроль над эффективным использованием
выделенных средств.
Законодательная
база малого бизнеса была сформирована
сразу после объявления суверенитета
Казахстана. В июле 1992 года был принят
Закон "О защите и поддержке
частного предпринимательства"; 2 мая
1995 года был принят Указ Президента РК
"О хозяйствующих товариществах".
Были приняты Указы Президента РК:от 14
июня 1996 года "О дополнительных мерах
реализации государственных гарантий
свободы предпринимательской деятельности"
и от 6 марта 1997 года "О мерах по усилению
государственной поддержки и активизации
развития малого предпринимательства",
а летом 1997 года были изданы Законы РК
"О государственной поддержке малого
предпринимательства" и "Об индивидуальном
предпринимательстве". Анализ действующего
законодательства по регулированию малого
бизнеса свидетельствует, что недостатка
в правовых актах частный бизнес не испытывает
и в республике создана сильная правовая
среда малого предпринимательства.
Особое значение
имеет реализация Закона РК "О государственной
поддержке малого предпринимательства".
В этом законе говорится, что он направлен
на реализацию установленного Конституцией
РК права граждан на свободное использование
своих способностей и имущества для осуществления
предпринимательской деятельности.
Закон определяет
общие положения в области
государственной поддержки и
развития малого бизнеса в стране,
устанавливает формы и методы
государственного стимулирования и
регулирования деятельности субъектов
малого предпринимательства.
В соответствии
с данным Республиканским законом,
государственная поддержка
• формирование
инфраструктуры поддержки и развития
малого бизнеса;
• создание льготных
условий использования субъектами малого
предпринимательства государственных
финансовых, материально-технических
и информационных ресурсов, а также научно-технических
разработок и технологий;
• установление
упрощенного, порядка регистрации
субъектов малого бизнеса, лицензирование
их деятельности, сертификации их продукции,
представления государственной статистической
и бухгалтерской отчетности;
• поддержка
внешнеэкономической
• организация
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров для мелких фирм.
Формирование
правовой среды решает многие проблемы,
стоящие на пути развития малого бизнеса,
начиная с момента регистрации субъектов
предпринимательства, лицензирования
предмета их деятельности и заканчивая
процедурами банкротства и прекращения
их существования. Однако большим препятствием
на пути развития малого бизнеса является
тот факт, что законодательные акты не
являются актами прямого действия, а для
их реализации органами исполнительной
власти разрабатывается множество додзаконных
актов (инструкций, приказов, писем, указание),
которые систематически изменяются, дополняются,
уточняются, поэтому гражданам, решившим
заняться предпринимательской деятельностью,
трудно в них разобраться и на практике
руководствоваться ими, и более того, многие
решения, принимаемые в верхних эшелонах
власти, в сфере частного бизнеса не доходят
до уровня малых фирм.
Это объясняется
тем, что политика поддержки малого
и среднего бизнеса на Республиканском
и региональных уровнях не скоординирована
и не сбалансирована, что приводит
к недостижению государством поставленных
целей.
Несовершенство
налогового законодательства отрицательно
влияет на развитие малого бизнеса. Фискальные
органы издали различные подзаконные
акты, внутренние инструкции и разъяснительные
документы, регулирующие налогообложение
отдельных видов предпринимательства,
которые до настоящего времени не имеют
законодательного закрепления. В ситуации,
когда вопросы налогообложения регулируются
несколькими сотнями правовых актов и
инструктивных документов, работники
налоговых органов могут толковать все
неясности и двусмысленности законодательных
положений в пользу бюджета.
Принятие нового
Налогового кодекса и вступление
его в силу, как планируется
с 1.01.2002 года, является весьма своевременным,
так как представляет собой объединение
всех нормативно-правовых актов в
рамках одного законодательного акта.
Это внесет ясность в отношения между
фискальными органами и предпринимателями,
и налогоплательщику достаточно будет
знать условия своего режима, не утруждая
себя изучением общеустановленного порядка.
В инфраструктуре
малого предпринимательства немаловажную
роль играет Казахстанский союз промышленников
и предпринимателей, членами которого
являются бизнесмены, руководители ассоциацией
предпринимателей, фондов и других структур
поддержки малого бизнеса. Основные направления
деятельности Союза — это защита прав
бизнесменов в органах исполнительной
и законодательной власти, оказание информационной,
консультационной методической и правовой
помощи организациям малого бизнеса. Союз
имеет региональные отделения в большинстве
субъектов РК.
Государство осуществляет
избирательную финансовую поддержку предприятий
малого бизнеса. Приоритет отдается предпринимателям
производственной сферы, бизнесменам
из числа демобилизованных офицеров, безработных
и вынужденных переселенцев. Рассматриваемая
поддержка этих малых фирм предполагает,
в первую очередь, стимулирование их инвестиционной
активности. При этом соблюдаются интересы
государства и субъектов малого бизнеса.
Надо отметить,
что финансовая поддержка предпринимательства
требует больших затрат, а возможности
государственного бюджета весьма ограничены.
В условиях дефицита бюджетных средств
одним из главных механизмов поддержки
малого бизнеса является привлечение
отечественных и иностранных инвестиций.
Цели, принципы
и направления помощи малому бизнесу
фиксируются в республиканских программах
поддержки малого предпринимательства,
которые, будучи подкрепленными соответствующими
материальными, информационными, финансовыми,
кадровыми и прочими ресурсами, являются
основной формой осуществления государственной
политики по отношению к малому бизнесу.
Эти программы реализуются в рамках конкретных
линий помощи, оказываемой различными
институтами поддержки мелких фирм. Государственные
программы поддержки малого бизнеса в
развитых странах многочисленны и имеют
сравнительно узкий характер. В нашей
республике преобладает иной подход, в
соответствии с которым на государственном
и региональных уровнях разрабатываются
немногочисленные комплексные программы,
рассчитанные, как правило, на два года.
Такие программы
предусматривают более широкий комплекс
мероприятий, осуществление которых на
практике должно помочь решить многие
проблемы, сдерживающие развитие малого
бизнеса.
Анализируя содержание
существующих программ в РК, можно
вскрыть их наиболее существенные недостатки,
что снижает эффективность таких мероприятий:
1) рассогласованность,
"нестыковку" элементов программ,
в частности, аналитических
2) декларативность,
неконкретность поставленных
3) слишком широкий
спектр планируемых мероприятий, ведущих
к распылению средств;
4) как следствие
всего вышесказанного —
Сегодня определяющее
значение в структуре государственных
органов регулирования и
Единственно верный
путь развития и вывода экономики от издержек
-предоставление населению экономической
свободы. Однако просто предоставить людям
свободу, не создав им в первую очередь
правовые условия, - еще не достаточно
для процветания малого бизнеса. Лишь
разработанная правовая база, постоянное
внимание со стороны высших эшелонов власти
создаст благоприятную почву для развития
малых фирм.
2.2 Препятствия развитию малого бизнеса
Предшествующий
анализ отдельных элементов бизнес
среды, в которой развивается малый бизнес,
позволяет определить факторы, влияющие
на современное состояние малого бизнеса.
(рисунок 2)
Основными факторами,
которые оказывают существенное
влияние на развитие сектора малого
предпринимательства в
Первый фактор
обусловлен сырьевой направленностью
отечественной экономики и
Второй фактор
– несовершенство институционально-правовой
основы - является одной из причин
возникновения общеизвестных проблем
в области налогообложения, кредитования,
взаимодействия предпринимателей с государственными
органами и т.д.
По мнению экспертов Всемирного Банка основными недостатками является не столько качество нормативно-законодательной базы, сколько ее администрирование и применение на практике. Сравнительно легко написать законы, опираясь на международные модели и советы иностранных экспертов. Гораздо труднее разработать процедуры и обучить тысячи государственных служащих эффективному администрированию и применению этих законов и положений. Казахстанские и иностранные предприниматели отмечают проблемы, возникающие при взаимодействии с государственными органами на всех уровнях управления. Опубликованные результаты исследований и опросов иностранных и отечественных инвесторов указывают на существование проблем в сфере лицензирования, администрирования налогообложения и таможенные процедур, частной собственности на землю. При этом все без исключения опрошенные отметили процветание коррупции в качестве одной из основных проблем.1
Приоритетный характер указанных проблем находит свое отражение в Послании Президента народу Казахстана "Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год", где отмечено, что "необходимо всемерно укреплять малый и средний бизнес, поэтапно решая следующие ключевые задачи:
Проблемы малого бизнеса на современном этапе отличаются комплексностью и многообразием форм проявления, в связи с чем требуют отдельного рассмотрения.
Налогообложение малого бизнеса
В условиях рыночной
экономики налоговая политика должна
поощрять эффективные формы
Информация о работе Развитие малого бизнеса в республике казахстан