Развитие малого бизнеса в республике казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

В последнее время в Казахстане созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает.

Содержание

1 Малый бизнес-сущность и его роль в экономике.
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Анализ состояния развития малого бизнеса в РК.
2.1 Законодательная база функционирования малого бизнеса.
2.2 Эволюция (история) становления малого бизнеса.
2.3 Препятствия развитию малого бизнеса
3. Пути решения(преодоления) проблем развития малого бизнеса в РК.
3.1 Современное состояние малого бизнеса в Казахстане

Работа содержит 1 файл

Развитие малого бизнеса в РК.doc

— 1.22 Мб (Скачать)
 
 

Развитие малого бизнеса в РК.

Содеражание:

1 Малый бизнес-сущность  и его роль в экономике.

1.1 Что такое  малый бизнес

1.2 Роль малого  бизнеса в экономике

2. Анализ состояния  развития малого бизнеса в  РК.

2.1 Законодательная  база функционирования малого  бизнеса.

2.2 Эволюция (история)  становления малого бизнеса.

2.3 Препятствия развитию малого бизнеса

3. Пути решения(преодоления)  проблем развития малого бизнеса  в РК.

3.1 Современное состояние малого бизнеса в Казахстане  

Введение: 

В последнее  время в Казахстане созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать Казахстану необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Особенно актуальна  проблема внедрения на рынок малых  предприятий в свете последних  изменений в экономике нашей  страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству  большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые “держались на плаву” до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать казахстанскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая огромный упадок субъектов РК. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике Казахстана на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами. Особенно важно создание малых предприятий в сфере банковского дела.

Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые  неизбежны при образовании нового течения в экономике Казахстана, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.

Для начала немного  статистики. Активный рост доли малых  предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса. 
 

1ГЛАВА: Малый бизнес – сущность и его роль в экономике  

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

- численность  персонала; 

- размер уставного  капитала;

- величина активов; 

- объем оборота  (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся  к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Приведем критерии отнесения предприятий к малому би знесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. И так в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

- количество  занятых работников до 50чел.;

- годовой оборот  менее 4 млн. евро;

- сумма баланса  менее 2 млн. евро.

При определении  мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут  применятся и другие показатели, а  страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении  предприятий к малым. Другие экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как«средние» и свыше 500 чел. как крупные.

Рассмотрим, как  относят предприятия к малым  страны с развитой экономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

1. оборот не  более 2, 3 млн. евро;

2. активы не  более 1, 5 млн. евро;

3. средняя численность  занятых до 50 чел. 

Во Франции  малыми считаются предприятия, на которых  численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 20 млн. евро. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.

В Швеции система  отнесения предприятий к малым  схожа с французской, но там действую еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих(женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем ха рактерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. евро. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

В Соединенных  Штатах Америки федеральным законом  о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма  имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5. 000. 000 $ и годовой прибылью не свыше 2. 000. 000$. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

- наименьшие  – 1 – 24 занятых; 

- малые –  25 – 99 занятых;

- промежуточные  – 100 – 499 занятых; 

- крупные –  500 – 999 занятых; 

- крупнейшие  – 1000 и более занятых. 

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура  предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых(обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота(строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. (11; с. 9, 10)

Роль малого бизнеса проявляется во-первых, в  том, что он обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка, создает  глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие предприятия  играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках.

О том, что малые  предприятия способны в больших  масштабах обеспечивать работой  незанятые трудовые ресурсы говорит  то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в  Германии 49% всей рабочей силы. В  этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных  компаниях, малые и средние фирмы  по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений. (12; с. 5-7)

Успех малого бизнеса  в этой области можно объяснить  следующими причинами. Углубление специализации  в научных разработках привело  к тому, что во многих случаях  небольшие фирмы идут по более  простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения(вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого предпринимательства.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий  в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Обобщая все  вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство  воздействует на структуру рынка  и расширение рыночных отношений  прежде всего в результате изменения  количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие специализации  и кооперации вовлекает мелких предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически они  теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных  монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные  единицы. Крупные предприятия п  ривлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии(хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в республике казахстан