Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение экономической прибыли предприятия как экономической категории.
Введение.....……………………………………….………………..…....3
1. Экономическая сущность прибыли. Функции прибыли…...……........5
2. Экономическая прибыль – понятие и источники ее формирования..10
2.1. Академический, бухгалтерский и предпринимательский подходы к оценке прибыли....................................................................................................10
2.2. Академический подход.................................................................................11
2.3. Предпринимательский подход.....................................................................13
2.4. Бухгалтерский подход...................................................................................15
3. Источники экономической прибыли предприятия................................16
3.1. Неопределенность, риск и прибыль.............................................................16
3.2. Неопределенность, инновации и прибыль..................................................17
3.3. Монопольная прибыль..................................................................................18
3. 4. Экономическая прибыль с позиции оценки стоимости компании..........20
4. Роль экономической прибыли с позиции мотивации персонала.........23
Заключение..............................................................................................30
Список используемых источников..........................................................31
На
первый взгляд может показаться, что
в качестве базы для определения
вознаграждения сотрудникам следует
использовать стоимость бизнеса, так
как именно она была выбрана в качестве
основной цели. Но необходимо учитывать,
что в случае отсутствия обращения акций
компании на фондовом рынке показатель
стоимости бизнеса становится плановым.
А поощрять персонал по плану неэффективно
как с экономической, так и с мотивационной
точки зрения. Исследования, проведенные
на Западе, показали, что капитализация
акций компании (а следовательно, и рыночная
стоимость бизнеса) определяется двумя
основными величинами: получаемой прибылью
и будущими свободными денежными потоками
(DCF) от сделанных инвестиций (рис.4). Многие
западные компании в качестве операционного
ориентира стоимости выбрали показатель
экономической прибыли EVA.
Рис. 4. Факторы, определяющие стоимость
бизнеса.
В
результате система премирования, построенная
на показателе EVA, не будет замещать
принятую в организации традиционную
систему оплаты труда, она лишь станет
дополнительным источником поощрения
персонала, призванным справедливо, а
самое главное, эффективно распределить
добавленную стоимость между работниками
предприятия, акционерами и инвестированием.
В таблице 4 представлена модель экономической
прибыли. Периодичность распределения
экономической прибыли не должна быть
частой, чтобы нейтрализовать возможные
временные искажения полученных результатов.
Составляющие | Экономическая суть | Источник информации | |
Материальные затраты, затраты на электроэнергию, коммунальные платежи, амортизация и т. д. | Затраты на капитал | Управленческий бюджет доходов и расходов | Экономическая себестоимость |
Затраты на оплату труда, премии, единый социальный налог | Затраты на труд | Управленческий бюджет доходов и расходов | |
Требуемая доходность собственников (дивиденды) | Затраты на предпринимательскую активность | Установленный собственниками процент | |
Инвестиции | Распределение добавленной стоимости | Определяется исходя из стратегии предприятия | Экономическая прибыль |
Поощрительные выплаты работникам (бонусы) | Распределение добавленной стоимости | Определяется исходя из доли затрат на труд в экономической себестоимости | |
Поощрительные выплаты собственникам (дополнительные дивиденды) | Распределение добавленной стоимости | Определяется исходя из доли затрат на предпринимательскую активность в экономической себестоимости | |
Затраты на оплату процентов по займам и кредитам и пр. | Распределение добавленной стоимости | Управленческий бюджет доходов и расходов |
Логика модели состоит в следующем. Прибыль, полученная предприятием, не может считаться в полной мере предпринимательским вознаграждением. Она является таковым только в части требуемой доходности. Остальная часть прибыли представляет собой добавленную стоимость, или экономическую прибыль, на которую имеют право не только собственники, но и прочие участники производства, в том числе труд и капитал. Экономическая себестоимость отличается от бухгалтерской отсутствием в своем составе процентных выплат и наличием части прибыли, представляющей собой в экономическом смысле альтернативные издержки.
Состав
экономической себестоимости
Точно
в такой же пропорции производится
распределение экономической
Первый этап распределения экономической прибыли – установление требуемой доходности собственников в расчете от экономической себестоимости. Второй этап – распределение инвестиций. Размер инвестирования зависит от выбранной стратегии развития и наличия перспективных инвестиционных проектов.
На
третьем этапе распределения
экономической прибыли
Четвертый этап – определение размеров бонусов, получаемых каждым работником или менеджером. Чтобы можно было наиболее правильно распределить бонусы между работниками в справедливых пропорциях, необходимо проранжировать персонал по степени участия в создании или поддержании стоимости. Это непростая задача, но ее осуществление поможет руководству более четко осознать стоимостные функции каждого работника.
Введение системы бонусов на основании показателя экономической прибыли не влияет на принятую в организации систему оплаты труда. Предложенная система является дополнительным инструментом стимулирования труда и привязки его итогов к общему результату, приемлемому для всех. Кроме бонусов, система оплаты труда на предприятии должна включать систему поощрения в зависимости от конкретных целей, поставленных перед каждым работником. Это обеспечит ей гибкость и способность достижения поставленных целей на любом уровне [9].
Управление
бизнесом, нацеленное на повышение
его стоимости, предполагает постановку
смелых задач. Для того чтобы стоимость
непрерывно росла, предприятие должно
развиваться темпами выше среднего
уровня. Это объясняет повышенные
требования к персоналу: его квалификации,
готовности к изменениям, инициативности
и преданности компании. Но и компания,
со своей стороны, должна быть готова удовлетворить
ожидания своих работников в отношении
соответствующего поощрения, четко завязанного
на стоимости.
Залогом выживаемости предприятия является его стабильность на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного.
Прибыль – многозначащая экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Прибыль представляет собой не только результат хозяйственной деятельности, но и источник удовлетворения потребностей предприятия и общества в целом, а также расширения производства и обеспечения других внутрихозяйственных потребностей; часть ее используется для материального стимулирования работающих и удовлетворения их социальных запросов; постоянно возрастает роль прибьыи в формировании бюджетных и благотворительных фондов.
За
счет прибыли, остающейся в распоряжении
предприятий, финансируются мероприятия
по техническому перевооружению, реконструкции,
расширению предприятий.
Список используемых
источников
1. Большая
энциклопедия Кирилла и
2. Богатин, Ю. В. Производство прибыли [Текст] / Ю. В. Богатин. - М. : «Финансы», 2003. - 62 с.
3. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория [Текст] / Е. Ф. Борисов. - М. : Проспект, 2005. - 255 с.
4. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория [Текст] / Е. Ф. Борисов. – М. : Проспект, 2005. - 300 с.
5. Галенко, В.П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики [Текст] / В. П. Галенко. - М. : Academia, 2005. - 97 с. : ил.
6. Журавлева, Г.П. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования [Текст] / Г. П. Журавлева М. : Финансы и статистика, 2008. - 39 с. : ил.
7. Казьмин, В. Д. Прибыль и ее роль. [Текст] / В. Д. Казьмин. – М. : Астрель, 2002. – 478 с. : ил.
8. Козлов, В. В. Экономическая прибыль [Текст] : учеб. пособие для студ. заоч. формы обучения / В. В. Козлов; БелГУ, Старооскол. фил. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2006. – 144 с.
9. Кирпилева, О. О прибыли [Текст] / О. Кирилева // Белгородские известия. – 2006. – 14 марта.
10. Липатова, Т. А.. Вузовские библиотеки и информационная культура студентов [Текст] / Т. А. Липатова // Библиотеки учебных заведений. – 2005. - №8. – С. 14-19.
11. Мицкевич, А. Я. Управление затратами и прибылью [Текст] / А. Я. Мицкевич. -3-е изд., - М. : Олма-Пресс, 2007. - 189 с.
12. Прибыль Белгородской области [Текст] : стат. сб. / Федер. служба гос. Статистики, Территор. орган гос. статистики по Белгор. обл. – Белгород : Изд-во Белгор. облкомстата, 2005. – 120 с. : табл.
13. Прыкин,
Б. В. Экономический анализ предприятия
[Текст] / Б. В. Прыкин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
-244 с.
Информация о работе Прибыль и ее стимулирующая роль в экономике