Прибыль и ее стимулирующая роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение экономической прибыли предприятия как экономической категории.

Содержание

Введение.....……………………………………….………………..…....3
1. Экономическая сущность прибыли. Функции прибыли…...……........5
2. Экономическая прибыль – понятие и источники ее формирования..10
2.1. Академический, бухгалтерский и предпринимательский подходы к оценке прибыли....................................................................................................10
2.2. Академический подход.................................................................................11
2.3. Предпринимательский подход.....................................................................13
2.4. Бухгалтерский подход...................................................................................15
3. Источники экономической прибыли предприятия................................16
3.1. Неопределенность, риск и прибыль.............................................................16
3.2. Неопределенность, инновации и прибыль..................................................17
3.3. Монопольная прибыль..................................................................................18
3. 4. Экономическая прибыль с позиции оценки стоимости компании..........20
4. Роль экономической прибыли с позиции мотивации персонала.........23
Заключение..............................................................................................30
Список используемых источников..........................................................31

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

     Суть  в следующем: прибыли и убытки можно ассоциировать с нестрахуемыми  рисками, возникающими как из-за циклических, так и структурных сдвигов  в экономике.

                                       

3.2. Неопределенность, инновации и прибыль 

     Только  что показанные виды неопределенности являются внешними факторами для фирмы; они не находятся под контролем отдельной фирмы или отрасли. Другая исключительно важная черта динамичного капитализма – инновации – связана с инициативой предпринимателя. Фирмы-производители преднамеренно внедряют новые методы производства и распределения, чтобы снизить издержки, и осваивают новые виды продукции, чтобы увеличить свой доход. Хозяйствующий субъект целенаправленно стремится добиться изменения соотношения существующих издержек и выручки в надежде получить наибольшую прибыль.

     Несмотря  на то, что процветающие фирмы проводят исследования рынка, производство новых  продуктов или модификация существующего  продукта могут оказаться экономически невозможными. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, даст ли новый товар экономию издержек, пока он находится в стадии проекта. Инновации, целенаправленно осуществляемые предпринимателями, порождают такую же неуверенность, как и те изменения в экономической конъюнктуре, над которыми не властно отдельное предприятие. В определенном смысле инновации, как источник прибыли, - это просто особый случай риска.

     В условиях конкуренции и при отсутствии законов о патентах инновационная  прибыль будет временной. Соперничающие  фирмы будут успешно (прибыльно) перенимать инновации, сводя тем самым на нет всю экономическую прибыль. Тем не менее, инновационная прибыль может всегда существовать в прогрессивной экономике, поскольку новые успешные инновации заменяют устаревшие модели, прибыль от которых сведена на «нет» конкуренцией. 

                                3.3. Монопольная прибыль 

     До  сих пор мы подчеркивали, что прибыль  связана с неопределенностью  и нестрахуемым риском в силу динамичных процессов, которым подвержены предприятия  или же которые они инициируют сами. Существование монополии в той или иной форме является финальным источником экономической прибыли. Как уже говорилось, в силу своей способности ограничивать выпуск продукции и не допускать конкурентов монополист может постоянно извлекать экономическую прибыль при условии, если спрос тесно увязан с издержками (рис. 3.3). 

                 

Рис. 3.3. Максимизирующее прибыль положение фирмы в условиях чистой монополии.

     Существует  как причинная взаимосвязь, так  и заметное отличие между неопределенностью, с одной стороны, и монополией, с другой стороны, как источниками прибыли. Причинная взаимосвязь проявляется в том, что предприниматель может уменьшить неопределенность или, по крайней мере, смягчить ее последствия путем достижения монопольной власти [6].

     Американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт утверждает следующее: на рынках ресурсов корпорации вертикально интегрируют свою структуру, чтобы гарантировать себе надежные источники материалов. Аналогично они финансируют свои внутренние капиталовложения, чтобы обезопасить себя от капризов рывка капитала. Современная корпорация уменьшает неопределенность на рынке продукции путем замены суверенитета потребителя «суверенитетом производителя», используя рекламу и иные приемы продажи, с целью «манипулирования» потребителями так, чтобы они покупали те товары, которые корпорации хотят продать по выгодным им ценам. И, наконец, наибольшая неопределенность – экономические колебания – смягчается косвенно путем побуждения правительства проводить соответствующую антициклическую политику.

     Конкурирующая фирма постоянно подвергается капризам рынка; монополист, однако, может в  определенной степени контролировать рынок и соответственно компенсировать или потенциально минимизировать негативное воздействие неопределенности. Более  того, инновация является важным источником монопольной власти; можно пойти на краткосрочную неопределенность, связанную с введением новой техники или новой продукции, чтобы достичь определенной степени монопольной власти.

     Заметное  отличие прибыли, получаемой в силу неопределенности и в силу монопольной власти, связано с тем, являются ли социально необходимыми эти два источника прибыли. Взять на себя риск в условиях динамичной и неопределенной экономической конъюнктуры и предпринять инновации – это социально необходимые функции. Социальная необходимость монопольной прибыли, с другой стороны, очень сомнительна. Монопольная прибыль обычно основана на сокращении объема производства, на сверхконкурентных ценах и на нерациональном распределении ресурсов  [3]. 

     3.4. Экономическая прибыль с позиции оценки стоимости компании 

     Экономическая прибыль имеет много названий, и некоторые из них зарегистрированы как бренды. Термин «прирост капитализации» (EVA) является торговой маркой Штерна-Стюарта. Им принадлежит заслуга популяризации этого показателя чистой прибыли от основной деятельности после выплаты налогов с поправкой на стоимость капитала.

     Экономическая прибыль, которую иногда называют остаточной прибылью или EVA (Economical Value Added), отличается от учетной прибыли тем, что экономическая прибыль также учитывает стоимость инвестированного капитала – альтернативные издержки (см. рис. 2). Как и ставка дисконта для расчета показателя NPV (чистая текущая стоимость), эти затраты должны также учитывать риск, связанный с инвестированием. Широко распространенным (и запатентованным) способом определения экономической прибыли является метод прироста капитализации.

     Во  все большей степени маркетологи  начинают осознавать, как некоторые  их решения влияют на объем инвестированного капитала или задействованных активов. Во-первых, рост объема продаж почти всегда требует дополнительных инвестиций в основные фонды, под дебиторскую задолженность или в материально-товарные запасы. Экономическая прибыль и EVA помогают определить, оправдываются ли эти инвестиции извлеченной прибылью. Во-вторых, маркетинговые усовершенствования в отношении управления цепочками поставок и координации по каналам сбыта часто проявляются в сокращении инвестиций в товарно-материальные запасы и под дебиторскую задолженность. В некоторых случаях, даже при падении объема продаж и прибыли, сокращение инвестиций может дать определенный результат. Экономическая прибыль является показателем, который поможет оценить, правильно ли выбирается компромиссное решение (рис.3.4).

                 

                             

                                 

                                                                  Рис. 3.4. Прирост капитала.

     Экономическая прибыль/прирост капитала может  быть рассчитана в три этапа. Сначала  определяем показатель NOPAT (прибыль от основной деятельности после выплаты налогов). Затем, рассчитываем стоимость капитала путем умножения задействованного капитала на средневзвешенную стоимость капитала. На третьем этапе вычитаем стоимость капитала из NOPAT. Если прибыль хозяйствующего субъекта меньше стоимости капитала, это значит, что компания потеряла стоимость. Если величина экономической прибыли является положительной, это означает, что была создана дополнительная стоимость [11].

     На  основании показателей экономической прибыли компании могут получить рейтинговые оценки, отличные от тех, которые они бы получили, исходя из показателей рентабельности инвестиций. Это особенно верно для таких компаний как Wal-Mart и Microsoft, которые достигли высоких показателей роста объема продаж. Оценка результатов деятельности американского гиганта розничной торговли, компании Wal-Mart, по многим обычным показателям может представить ее успех в ложном свете. Хотя обычно у нее высокие нормы рентабельности, они вряд ли являются причиной роста влияния, которого добилась эта компания. Экономическая прибыль отражает, как быстрый рост продаж Wal-Mart, так и достаточную прибыль на инвестированный капитал. Данный показатель показывает величину прибыли после вычета стоимости капитала. Это объединяет идею рентабельности инвестиций с понятием величины прибыли. Попросту говоря, компании Wal-Mart удалось разгадать секрет постоянного получения значительной прибыли на стремительно увеличивающийся объем капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль  экономической прибыли  с позиции мотивации  персонала
 

     Одна  из основных задач системы мотивации  персонала через механизм распределения  экономической прибыли в рамках стоимостного подхода к управлению бизнесом заключается в формировании стоимостного мышления в коллективе на всех уровнях принятия управленческих и функциональных решений. Для этого необходимо наличие единого, а самое главное, наглядного для всех ориентира деятельности, от которого зависит благосостояние не только акционеров, но и персонала, непосредственно участвующего в создании стоимости. Речь идет о показателе экономической прибыли EVA, о котором речь шла выше.

     Управление  текущей деятельностью фирмы  в рамках стоимостного подхода не предполагает кардинальных отличий  от традиционной модели управления. Система управления стоимостью значительно изменяет инвестиционную деятельность компании, предопределяет изменения в инновационных и реорганизационных процессах.

     Сам термин «управление стоимостью»  подразумевает определенное действие, поэтому ключевым элементом такого управления являются люди. Разумеется, разные работники способны по-разному влиять на стоимость компании в зависимости от степени их ответственности, определяемой статусом и полномочиями. Поэтому одним из этапов внедрения стоимостной концепции управления становится разработка факторов стоимости и определения степени влияния каждой группы сотрудников на каждый фактор. Такая процедура вписывается в рамки системы активного управления издержками (ABC), когда становится возможным определить результат от каждого усилия в стоимостном выражении. Однако внедрение системы активного управления затратами – процесс трудоемкий, достаточно сложный и затратный, поэтому его отсутствие не должно становиться преградой на пути постановки стоимостного мышления [9].

     Внедрение системы управления стоимостью –  длительный процесс. Он может занять несколько лет, и самый продолжительный  промежуток времени необходим для  того, чтобы создать необходимый  климат внутри организации и адаптировать персонал к грядущим изменениям. В крупных российских компаниях, созданных на базе советских предприятий, которых на сегодняшний день большинство, сложился определенный консервативный тип мышления. К сожалению, тот факт, что управленческий профессионализм российских топ-менеджеров значительно повысился, еще не гарантирует, что конкретная компания будет готова к кардинальным изменениям. Для этого нужно, чтобы все работники перешли от прежних бюрократических моделей функционирования к более гибким проектным и самостоятельным решениям.

     В отношении мотивации персонала  существуют две диаметрально противоположные  позиции: позиция работодателя и  позиция работника. Работодатель изначально не заинтересован в росте зарплат  и премиальных выплат, он готов  пойти на увеличение затрат на оплату труда только в случае улучшения результатов, т. е. по факту. Работник же готов на улучшение результатов и проявление большей отдачи и инициативы в случае, если работодатель уже сейчас повысит его материальное благополучие. Поэтому для построения эффективной системы мотивации и вознаграждения сотрудников, отвечающей требованиям стоимостного подхода к управлению, необходимы поиск компромисса между работником и работодателем и переосмысление организации бизнеса.

     Не  секрет, что на сегодняшний день в России большинство систем премирования построено по принципу «не ошибись». Иными словами, работник получает вознаграждение не за улучшение результата, а за отсутствие ошибок, потерь и брака от своей работы, т. е. за то, что поддерживает стоимость, а не увеличивает или инициирует ее. Это вызвано главным образом недоверием к работнику, к его способности проявлять инициативу, быть успешным и результативным. А ведь именно эти составляющие являются гарантией роста стоимости компании. Работники больше не должны быть «винтиками» внутри машины, им необходимо стать катализаторами стоимости, неким первичным звеном в структуре корпоративной иерархии. Это достигается системой мотивации – материальной, карьерной, статусной [5].

     Затраты компании на оплату труда должны стать  активными. Добавленная стоимость, или, по-иному, экономическая прибыль, которую получает компания, создана не только предпринимателями или собственниками, но и ее работниками. Поэтому они также должны участвовать в распределении прибыли, иначе у них может возникнуть чувство несправедливости и недовольства. Недооцененность персонала может повлиять на амбиции сотрудников и их интерес к работе. Это очевидно, но не всегда принимается во внимание. Система управления стоимостью должна решить такого рода проблемы, так как компании необходимы творчество, инициатива и результативность, создающие стоимость, а не только поддерживающие ее.

Информация о работе Прибыль и ее стимулирующая роль в экономике