Прибыль и ее роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:30, реферат

Описание работы

Прибыль - это экономическая категория, характеризующая финансовый результат хозяйственной деятельности и представляющее собой разницу между общей суммой дохода и общей величиной расхода организации

Работа содержит 1 файл

прибыль.docx

— 17.60 Кб (Скачать)

.Прибыль  и ее роль в  рыночной экономике

1.1Экономическое  содержание, функции  и виды прибыли

Экономическая сущность прибыли - одна из сложных и дискуссионных  проблем в современной экономической  теории.

С экономической точки  зрения прибыль - это разность между  денежными поступлениями и денежными  выплатами. С точки зрения хозяйственной  прибыль - это разность между имущественным  состоянием предприятия на конец  и начало отчетного периода.

Прибыль - это экономическая категория, характеризующая финансовый результат хозяйственной деятельности и представляющее собой разницу между общей суммой дохода и общей величиной расхода организации.

Так же можно говорить, что прибыль - это часть добавленной  стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.

Реализация других активов, поступления от внереализационных  операций и прочие поступления формируют  доход. Такой подход требует новые  концепции налогообложения, заключающейся  в раздельном налогообложении прибыли  и дохода. Тем не менее, в действующей  системе налогообложения такое  разделение не предусмотрено. Все поступления  доходов фактически признаются образующими  прибыль за исключением расходов.

В рыночной экономике  признание доходов и расходов не зависит от факта получения  или уплаты денежных средств. Денежные потоки обособляются от движения и  оценки активов.

Принято различать  экономическую и бухгалтерскую  прибыль. Они отличаются друг от друга  на сумму принимаемой оценки активов. В российской практике бухгалтерская  прибыль корректируется на сумму  вмененных издержек, в результате чего получается экономическая прибыль.

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской  деятельности предприятий и в  общем виде представляет собой разницу  между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию  представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Как главный результат  предпринимательской деятельности прибыль обеспечивает потребности  самого предприятия, его работников и государства в целом. Поэтому  важно определить состав общей валовой (балансовой) прибыли предприятия  и ее величину в абсолютном выражении.

Прибыли принадлежит  главенствующая роль в системе внутренних источников формирования финансовых ресурсов торгового предприятия. Чем больше прибыли остается в распоряжении предприятия, тем меньше его потребность  в привлечении средств из заемных  источников, тем выше уровень его  самофинансирования и финансовой устойчивости.

Когда выручка превышает  себестоимость, финансовый результат  свидетельствую о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей  целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить расходы  на производство и реализацию. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует  и прибыль как источник производственного, научно - технического и социального  развития. При расходах, превышающих  выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное  финансовое положение, не исключающее  и банкротство [14,с. 510].

Прибыль как важнейшая  категория рыночных отношений выполняет  определенные функции:

Во-первых, прибыль  характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли  в качестве единственного показателя оценить невозможно.

Значение прибыли  состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли и  ее динамику воздействуют как зависящие  от усилий предприятия факторы, так  и не зависящие от них. Практически  вне сферы воздействия предприятия  находится конъюнктура рынка, уровень  цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят  от предприятия такие факторы, как  уровень цен на реализуемую продукцию  и заработная плата. К факторам, зависящим  от предприятия, относятся уровень  хозяйствования, компетентность руководства  и менеджеров, конкурентоспособность  продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного  и финансового планирования.

Перечисленные факторы  влияют на прибыль не прямо, а через  объем реализуемой продукции  и себестоимость, поэтому для  выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой продукции  и стоимость расходов и ресурсов, используемых в производстве.

Во-вторых, прибыль  обладает стимулирующей функцией. Она  является основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение  принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия  после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной  для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и  социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль  является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает  в бюджеты в виде налогов и  наряду с другими доходными поступлениями  используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных  инвестиционных, производственных, научно-технических  и социальных программ [14, с.517].

Прибыль - это сложная  экономическая категория, по которой  в экономической теории нет однозначного мнения.

В процессе анализа  и планирования прибыли необходимо различать:

1. Валовую прибыль - разность между выручкой (нетто) от продаж товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавочную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.

2. Прибыль от продаж  товаров, продукции,  работ, услуг - разность между выручкой (нетто) от их продаж и себестоимостью коммерческих, управленческих расходов.

3. Прибыль до налогообложения - рассчитывается как прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг плюс операционные, внереализационные доходы минус операционные, внереализационные расходы.

4. Прибыль от обычной  деятельности - разность между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль, иным аналогичным обязательным платежам, произведенным организацией.

5. Чистую прибыль  (нераспределенная  прибыль) - прибыль от обычной деятельности плюс чрезвычайные доходы и минус, чрезвычайные расходы.

6. Налогооблагаемую  прибыль - расчетную прибыль, определяемую в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ, на которую начисляют налог на прибыль предприятия.

7. Чистую прибыль,  остающуюся в распоряжении  предприятия - учитывает вычеты налогов, процентов, штрафов, пени, неустоек и других необходимых вычетов.

8. Маржинальную прибыль - разность между выручкой (продажами товаров, работ, услуг) и переменными затратами, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства продукции предприятия.

9. Среднерыночную прибыль - среднестатистическую прибыль среди предприятий данного района, региона, выпускающих однородную продукцию.

10. Минимальную прибыль - прибыль, ниже которой могут начаться убытки, невыполнение долговых обязательств, падение ликвидности и кредитоспособности предприятия или даже банкротство.

11. Нормативную прибыль - величина прибыли, которая может быть определена как нормативная величина в финансовом разделе бизнес-плана развития предприятия [5, с.246].

1.2Факторы,  влияющие на прибыль,  и резервы ее  увеличения

Для повышения эффективности  работы предприятия большое значение имеет выявление резервов роста  объемов производства, снижения затрат и увеличения прибыли. Они классифицируются по нескольким признакам и делятся  на внутренние и внешние.

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать существенное влияние на его финансовые показатели. К ним относятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного  и фондового рынков, система налогообложения  предприятия, сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей  продукции, транспортные условия; социально-экономические  условия; уровень развития внешнеэкономических  связей; и др.

Внутренние факторы, зависящие от деятельности предприятия, делятся на производственные и внепроизводственные.

Производственные  факторы характеризуют наличие  и эффективность использования  средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. В свою очередь  они делятся на экстенсивные и  интенсивные.

Экстенсивные - воздействуют на получение прибыли через количественные изменения объемов средств производства, времени работы оборудования, численности  работников и др.

Интенсивные - проявляют  свое воздействие через качественные изменения, т.е. повышение производительных и технических характеристик  оборудования, совершенствование технологических  процессов, использование прогрессивных  видов материалов, повышении квалификации кадров, ускорения оборачиваемости  оборотных средств, расширение ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, улучшение ее качества, снижение трудоемкости, материалоемкости и фондоемкости продукции, улучшение организации труда  и управления.

Внепроизводственные факторы - грамотная координация  снабженческо-сбытовой деятельности, в т.ч. организация маркетинга, природоохранная  деятельность, улучшение социальных условий труда и быта работников.

Под влиянием вышеперечисленных  факторов складывается валовая прибыль  предприятий.

В составе валовой  прибыли учитывается прибыль  от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей  суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) НДС, акцизов  и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль  от реализации товарной продукции - основная часть валовой прибыли.

В состав валовой прибыли  включается прибыль от реализации продукции  и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных  и др. хозяйств, находящихся в  балансе предприятия.

В состав валовой прибыли  входит прибыль от реализации основных средств и другого имущества.

В составе валовой  прибыли отражаются внереализационные  доходы за минусом внереализованных расходов, т.е. результаты внереализационных  операций.

В составе валовой  прибыли учитывается прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке.

В связи с тем, что  подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части прибыли  должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие  и независящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу [3, с.79].

В процессе планирования прибыли важно определить, какие  факторы ведут к ее росту, а  какие к снижению (табл 1).

Информация о работе Прибыль и ее роль в рыночной экономике